Тема 4. Формирование группового поведения в организации
(семинарское и практическое занятия) – 4 часа
План семинарского занятия (групповая дискуссия) – 2 часа
1. Природа и классификация групп. Причины создания групп в организации. Стадии развития групп. Основные характеристики групп.
2. Формальные и неформальные группы, их взаимосвязь и недостатки работы в группе (доклады).
3. Условия и факторы эффективной групповой работы. Команды в современных организациях. Модель развития команды. Самоуправляемые и управленческие команды (доклады).
4. Межгрупповые конфликты и способы их разрешения. Управление межгрупповыми конфликтами. Групповая сплоченность. Психологическая совместимость и срабатываемость (доклады).
Темы докладов
1. Формальные и неформальные группы, их взаимосвязь в организации.
2. Преимущества и недостатки работы в группах.
3. Условия и факторы эффективной групповой работы.
4. Команды в современных организациях. Самоуправляемые и управленческие команды.
5. Межгрупповые конфликты: причины и способы разрешения.
План практического занятия – 2 часа
1. Тестирование межличностных отношений в группе (тест Лири).
2. Определение структуры группы и социально-психоло-гического климата с помощью метода социометрии.
3. Анализ поведения в конфликтной ситуации (решение психологических задач).
4. Деловая игра «Переговоры как способ разрешения конфликта».
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Охарактеризуйте статус личности в группе или организации, чем он определяется?
2. Откуда берутся групповые нормы поведения?
3. В чем может проявляться давление группы на личность? Приведите примеры.
4. Что представляет собой условия появления эффекта синергии в группе?
5. Что является основными причинами межгруппового конфликта? Приведите пример такого конфликта.
6. Какие ограничения препятствуют эффективной работе коллектива?
В результате изучения темы студенты должны:
- иметь представление о природе и сущности групп и их признаках, природе и сущности конфликтов в группе и способах их разрешения; об основных типах поведения людей в конфликтных ситуациях;
- знать:
• виды, состав и структуру малых групп;
• факторы и стадии развития групп;
• основные характеристики малых групп, в том числе формальных и неформальных;
• способы управления неформальными группами в организации;
• способы исследования межличностных отношений в группе;
• механизмы формирования групп и групповой динамики;
• признаки конфликтной ситуации;
• классификацию конфликтов;
- уметь:
• определять структуру и социально-психологический климат малых групп;
• исследовать межличностные отношения в группе;
• определять делового, эмоционального и психологического лидеров с помощью метода социометрии, разрешать конфликтные ситуации.
Тема 5. Лидерство в организации
(практическое семинарское занятие) – 2 часа
План семинарского занятия
1. Истоки и сущность лидерства в организации.
2. Природа власти в организации. Основные источники и средства власти в организации.
3. Основные теории лидерства и их практическое применение (доклады):
- теория лидерских качеств;
- теория лидерского поведения;
- теории ситуационного лидерства;
- современные теории лидерства: теории атрибутивного, адаптивного, харизматического лидерства.
4. Лидер и менеджер. Организационное лидерство.
5. Стиль работы руководителя. Механизм участия сотрудников в управлении.
Темы докладов
1. Теория лидерских качеств.
2. Теории лидерского поведения.
3. Теории ситуационного лидерства.
4. Современные теории лидерства и их практическое применение.
Практические задания
1. Определение делового, эмоционального и социально-психологического лидеров в группе с помощью метода социометрии.
2. Психологический портрет эффективного руководителя «Какой я руководитель» (батарея тестов).
3. Психодиагностика организаторских и управленческих способностей.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Чем отличается лидер от менеджера? На чем основывается влияние одного и власть другого?
2. В чем Вы видите преимущества организационного лидерства?
3. От чего зависит стиль руководства?
4. Что такое эффективное лидерство и каковы его критерии?
5. Попытайтесь сформулировать формулу эффективного менеджера.
В результате изучения темы студенты должны:
- иметь представление природе и сущности лидерства и власти в организации;
- знать: основные теории лидерства, формы и типы власти и лидерства в организации;
- уметь:
• применять в управлении организацией формы власти и влияния, соответствующие обстоятельствам;
• использовать различные методы руководства;
• практически использовать основные теории лидерства.