Коммуникация имеет этический
Аспект
Этика — совокупность моральных принци
пов, поддерживаемых обществом, группой или
индивидуумом.
Правдивость и честность — нормы, ко
торые побуждают нас воздерживаться ото
лжи, мошенничества, воровства и жульниче
ства.
Моральная дилемма — выбор между дву
мя не удовлетворяющими нас вариантами.
Целостность — единство убеждений и дей
ствий.
Справедливость — поддержание равнове
сия интересов без соотнесения их с чувствами
и без выказывания предпочтения той или иной
стороне в конфликте.
Уважение — проявление внимания или пре
дупредительности к человеку и соблюдение его
прав.
Ответственность — умение отвечать за
свои действия.
В любой ситуации мы можем выбирать, будет ли
общение этичным.Этика — это совокупность мо
ральных принципов, поддерживаемых обществом,
группой или индивидуумом. Личное дело каждого,
что считать этичным, а что нет, но все же различные
группы обычно придерживаются определенных
норм. Эти нормы влияют на наши решения. Если мы
нарушаем ожидаемые нормы, наше поведение счита
ется неэтичным.
В процессе общения мы не можем избежать эти
ческого выбора. Чтобы понять, как этические нормы
влияют на общение, мы должны понять, какие эти
ческие принципы руководят нашим поведением.
Пять этических стандартов влияют на наше общение
и руководят нашим поведением.
1. Правдивость и честность — это нормы, которые
вынуждают нас воздерживаться ото лжи, мошенниче
ства, воровства и жульничества. «Честным человеком
обычно считается человек с моральными принципами,
а честность — это центральное понятие этики как ос
новы добродетельной жизни» (Terkel & Duval, p. 122).
Многие принимают правдивость и честность в каче
стве норм, но иногда и им приходится лгать. Чаще все
го мы лжем, когда попадаем в ловушкуморальной
дилеммы и вынуждены сделать выбор между двумя не
удовлетворяющими нас альтернативами.
Действующее правило морали сводится к тому,
что нужно говорить правду всегда, когда возможно.
Фундаментальное требование этого правила означа
ет, что не следует намеренно обманывать или пытать
ся обмануть других и самих себя. Лишь если мы стал
киваемся с настоящей моральной дилеммой и долж
ны сделать выбор, оправданный обстоятельствами
(например, не оповещать врага о планирующейся
атаке с целью сохранения человеческих жизней), или
выбрать из двух зол меньшее (защита конфиденци
альности посредством лжи), только тогда возможна
ложь.
2. Целостность — это единство убеждений и дей
ствий (выполнение обещаний). Теркел и Дювал
(Terkel & Duval, 1999) говорят: «Целостный человек
это тот, кто придерживается строгих моральных
принципов и успешно противостоит соблазну комп
рометировать эти принципы» (p. 135). Целостность
— это противоположность лицемерию. Человек, по
обещавший отвести друга к врачу, выполнит это обе
щание, даже если его позовут на прогулку.
3. Справедливость — это поддержание равновесия
интересов без соотнесения их с чувствами или выка
зывания предпочтений той или иной стороне в кон
фликте. Справедливость предполагает объектив
ность или отсутствие предвзятости. Для некоторых
справедливость сводится к следующему: собрать все
факты, рассмотреть только те обстоятельства, кото
рые имеют отношение к рассматриваемому вопросу,
и не погрязнуть в предубеждениях и не относящих
ся к делу вопросах. Например, мамаша, разнимаю
щая двух дерущихся детишек, демонстрирует спра
ведливый подход, если позволяет обоим детям объяс
нить «свою позицию».
4. Уважение — это проявление внимания или пре
дупредительности к человеку и соблюдение его прав.
Часто мы говорим об уважении ближних (близких,
окружающих?). Например, достаток, занимаемое
положение, этническая платформа не должны влиять
на коммуникацию. Мы демонстрируем уважение
тем, как мы слушаем и пытаемся понять точку зре
ния другого человека, даже если она сильно отлича
ется от нашей.
5. Ответственность — это умение отвечать за свои
действия. Ответственность включает все то, что не
обходимо выполнить по обязанности или потому, что
это было обещано или такова роль члена группы или
сообщества. Ответственность может указывать на
обязанность соблюдать моральные законы или на
обязательства перед другим человеком. Одни скажут,
что мы отвечаем за то, чтобы не нанести вред или не
вмешиваться в дела других. Другие скажут, что мы
отвечаем не только за то, чтобы не навредить другим,
но и за то, чтобы им помочь.
По ходу книги мы столкнемся с ситуациями, ко
гда эти вопросы всплывут на поверхность. Мы часто
сталкиваемся с этическими дилеммами, и тогда нам
приходится решать, что более или менее правильно,
а что нет. Делая такой выбор, мы обычно показыва
ем, какие ценности для нас превыше всего. В конце
каждой их последующих глав вам придется подумать
и обсудить различные этические дилеммы, связан
ные с материалом конкретной главы.