Электоральная политическая коммуникация, политическая коммуникация в информационном обществе.

Контрольная работа 1

По дисциплине: Маркетинговые коммуникации. Часть 1

Руководитель

преподаватель Шкор О. Н.

Выполнила

Студентка 4 курса

Группа 394051

Отд. «электронный маркетинг»

Наталевич Елена Андреевна

Минск 2016

Электоральная политическая коммуникация, политическая коммуникация в информационном обществе.

В системе политико-коммуникационных процессов важную роль играет электоральная коммуникация. Акт голосования рассматривается как ответ тех, кем управляют, на коммуникативные действия тех, кто управляет.

Электоральная коммуникация является разновидностью политической коммуникации, связанной в сюжетно-тематическом, временном, и пространственном отношениях с выборами - плебисцитом, референдумом.

Выборы являются, с одной стороны, политическим институтом, с другой - коммуникативной ситуацией, ограниченной во времени и пространстве, и коммуникативным действием. Выборы - это кульминация процесса политической коммуникации.

Избирательная кампания как разновидность коммуникационной кампании: направлена на получение конкретных результатов или эффекта в относительно большой группе людей в пределах чётко обозначенного периода времени посредством организационного комплекса коммуникационных действий. В зависимости от типа избирательной кампании и структуры электората может быть выбрана та или иная стратегическая модель кампании. Исследователи выделяют пять различных моделей избирательных кампаний.

Неструктурированная модель используется независимыми кандидатами, которые сплачивают вокруг себя группу единомышленников, помогающих ему в подготовке и проведении выборов. Основной ресурс кампании - это личный имидж кандидата, поддержка его единомышленников и избирателей. Такого рода кампании могут быть эффективными в условиях слабости органов власти и партийных организаций.

Рыночная модель предполагает отношение к кандидату или избирательному объединению как к товару, который нужно продвинуть на политическом рынке с помощью методов политической рекламы. Избирателям отводится роль объекта манипулирования, а кандидаты выступают в качестве суммы сконструированных организаторами кампаний имиджей. Основным ресурсом кампании являются деньги, на которые закупается реклама и оплачивается труд политических консультантов, имиджмейкеров и спичрайтеров.

Административно-командная модель строится на обладании кандидатом властно-распорядительных ресурсов. Как правило, она используется главами администраций. Государственный аппарат может осуществлять свое влияние разными путями: ограничивать рекламное время, отводимое конкурентам в государственных СМИ; изымать агитационные материалы; наконец, фальсифицировать результаты выборов. Успех этой модели зависит от отношения избирателей к самим носителям власти и степени жесткости контроля за проведением избирательной кампании. В случае серьёзного негативного отношения избирателей к главе администрации эта модель кампании обречена на неудачу.

Организационно-партийная модель строится на основе функционирования партийной избирательной машины. Основной ресурс кампании - сила организации избирательного объединения, которая способна мобилизовать в качестве активистов тысячи сторонников. Успех кампании зависит от авторитета и силы влияния в округе партийной организации, степени уважения к ней избирателей.

Комплексная модель предполагает включение в свой арсенал самых различных ресурсов. Она приводит к успеху при условии наличия практически неограниченных ресурсов по всем направлениям избирательной деятельности, а именно: финансовой, административной, организационно-технической, информационной, профессиональной.

Конституирующая схема электоральной коммуникации состоит из следующих элементов:

· кандидаты и избиратели;

· информационные ресурсы, носящие асимметрический характер;

· поставляемые на политический рынок кандидатами товары и услуги в виде программ, обещаний, сообщений, символов;

· их восприятие, интерпретация и оценка избирателями;

· делегирование властных полномочий определённому политику, политической организации на основе потребностных репрезентаций и ценностных идентификаций.

Электоральные коммуникации традиционно осуществляются с помощью: СМИ, политических организаций, внутрисетевых формальных и неформальных контактов, непосредственной апелляции к избранной публике и массовой аудитории [1].

Политические агенты электоральной коммуникации используют в информационном пространстве преимущественно два типа Действий:

· мобилизационный, включающий агитацию и пропаганду;

· маркетинговый, представленный паблик рилейшнз (PR) и политической рекламой.

Значительную роль в электоральной коммуникации играет политический маркетинг - комплекс мероприятий в области исследований политического рынка по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах.

Роль политического маркетинга - служить инструментом политической коммуникации. По мнению основоположника политического маркетинга французского учёного М. Бограна, «для того чтобы обеспечить приход к власти, её осуществление и отчет перед гражданами о её использовании, политика становится коммуникацией».

В основе политического маркетинга лежит представление о политическом пространстве как о рынке, на котором одни заинтересованы сбыть свой продукт (идеи, программы, услуги), а другие хотят его получить, рассчитывая на определенную выгоду. На политическом рынке, с одной стороны, действуют политические партии и движения, а с другой - присутствуют граждане и организации в качестве избирателей, членов партий, спонсоров.

Основными видами предлагаемого политического товара являются: политические партии и организации, их политические лидеры, выдвигаемые ими программы, лозунги, идеи.

Задача политического маркетинга заключается в изучении, формировании и расширении спроса на эти специфические товары.

Комплекс коммуникаций политического маркетинга включает:

· политическую рекламу, использующую различные каналы распространения информации (телевидение, радио, Интернет, прессу, почтовую рассылку), и существующие в рамках этих каналов рекламные обращения (буклеты, листовки, средства наружной рекламы);

· организацию общественного мнения (паблик рилейшнз) через специальные публикации в СМИ, организацию телевизионных выступлений, интервью, теледебатов;

· «личную продажу» - встречи кандидата и его доверенных лиц избирателями, митинги;

· «стимулирование сбыта» - различные формы материального стимулирования электората (подарки, бесплатные обеды).

Остановимся на характеристике двух важнейших видов электоральной коммуникации - политической рекламе и паблик рилейшнз.

Политическая реклама выступает видом непрямой политической коммуникации. Эффективность влияния предвыборной рекламы на поведение избирателей можно оценивать на основании трёх подходов. Во-первых, о результатах рекламного воздействия можно судить на основании объективных данных о соотношении суммы затрат на производство и распространение предвыборной рекламы и полученным в итоге выборов количеством голосов избирателей. Во-вторых, оценить эффективность предвыборной рекламы можно на основании мнений самих избирателей, числа респондентов, высказавших заинтересованность, доверие к сообщениям рекламного характера или же просто отметивших свою осведомленность о таковых. В-третьих, существует подход к исследованию эффективности рекламы, ориентированный на выявление и анализ знаний, приобретённых избирателями под влиянием различных видов электоральной коммуникации. Этот подход является самым распространенным в исследовании проблем предвыборной рекламы [2].

Наиболее важные выводы учёных, исследовавших эффективность предвыборной рекламы, заключаются в следующем:

1. предвыборная реклама эффективна для целей «раскрутки» нового кандидата;

2. предвыборная реклама эффективна как средство мобилизации сторонников уже известного кандидата, когда она обеспечивает информационное напоминание избирателям тех сведений о кандидате, которые подкрепляют их мотивацию голосования за него;

3. предвыборная реклама как средство формирования знаний о кандидате должна быть ориентирована в первую очередь на те группы электората, для которых определяющим фактором голосования являются позиции кандидата по актуальным политическим, экономическим и социальным проблемам.

Как доказали результаты исследований, предвыборная реклама наиболее эффективна в донесении до аудитории именно этой информации о кандидатах.

Паблик рилейшнз - особая система двусторонней коммуникации между организациями и общественностью, задача которой - достижение общего согласия, а не только продвижение товара (услуги, идеи, личности) Успех в политической сфере во многом зависит от эффективности информационного воздействия на социально-политическую среду - избирателей, широкую общественность, неформальные объединения.

Цель политического PR - обеспечение эффективной системы взаимодействия с социальными группами и влияние на общественное мнение.

Функции PR:

1. мониторинг (отслеживание) сознания, мнений, отношений и поведения как внутри организации, так и вне её;

2. анализ влияния политики, процедур и действий на общественность;

3. модификация элементов политики, процедур и действий, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жизнью организации;

4. установление и поддержание двусторонних отношений между организацией и общественностью.

PR занимается разработкой современных коммуникативных технологий, то есть специальных механизмов для общения, обмена мнениями и взаимопонимания. Являясь функцией управления, PR устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между разными организациями и публикой, что и определяет успех (или неудачу) того или иного начинания.

Технологии PR нацелены на всестороннее разъяснение реципиентам существующих политических проблем, на создание положительного в их глазах образа (имиджа) коммуникатора, на обеспечение благоприятной общественной атмосферы для реализации предусмотренных действий [3].

Эти основополагающие задачи предопределяют и принципы PR: открытость информации, взаимная выгода коммуникатора и реципиента, опора на общественное мнение, уважительное отношение к общественности.

Одной из важнейших задач PR является создание положительных образов (имиджей) политических объектов. Такими объектами могут быть и отдельные личности, и корпоративные структуры (партии, движения), и государства в целом, межгосударственные организации.

Таким образом, политическая коммуникация проявляется через все стороны социального существования и активности объектов территориального властвования. Основные тенденции развития школы политической коммуникации на современном этапе естественным образом отражаются и на беларуском обществе, а конкретнее на его информационном поле [4,5]

Примером выборной компании служит победа президента в Республике Беларусь, А.Г.Лукашенко, сами выборы проходили только при выполнении некоторых условий:

1. Выборы состоятся при условии участия не менее 50 % граждан, внесённых в списки для голосования.

2. Кандидатом в президенты может стать гражданин Республики Беларусь (по рождению) старше 35 лет, последние 10 лет проживающий в стране. Кандидат будет зарегистрирован для участия в предвыборной кампании, если ему удастся собрать не менее 100 тыс. реальных подписей граждан.

3. Всего будет открыто порядка 6170 участков.

4. Согласно поправкам в избирательное законодательство, с 3 до 9 тыс. базовых величин был увеличен предельный размер избирательных фондов кандидатов в президенты (1 млрд 620 млн белорусских рублей или около 105 тыс. долларов). При этом упразднено ограничение на сумму, которую в свой фонд может внести сам претендент. Также было снято ограничение на размер бюджета по изготовлению печатных агитационных материалов, составлявший 2300 базовых величин (около 27 тыс. долларов).

5. Для официальной регистрации в качестве кандидата необходимо собрать не менее 100 тыс. подписей.

Сам же президент выступал вот с такой выборной программой, создавая положительные образы для избирателей: «Один путь вперед – к сохранению стабильности и порядка, свободы и независимости. Это путь единства и согласия, развития и прогресса. Это путь мира и созидания. Другой путь назад – к смуте и хаосу «девяностых», бандитскому капитализму и дележу собственности, к ослаблению государства и потере независимости. Это путь революции, крови и войны. Нам нельзя потерять то, что уже достигнуто. Мы за два десятилетия независимости сделали очень многое. Мы построили свое государство – свободную и суверенную Беларусь. Мы живем в мирной, спокойной, красивой, ухоженной стране. Мы создали социальную модель, которая защищает простого гражданина. Уберегли общество от олигархов и бандитов. Наше государство очень молодое, и наша независимость не всем по душе. Наша земля и наше достояние, созданное трудом всего народа, по-прежнему манят любителей легкой наживы. Поэтому прежде всего мы должны защитить то, что уже создано. Свободу и независимость Беларуси. Мир и порядок в стране. Государство для народа, в котором жить нашим детям и внукам. Опираясь на эти достижения, мы можем двигаться вперед – к материальному достатку, благополучию каждого гражданина и процветанию Беларуси. СВОБОДА И НЕЗАВИСИМОСТЬ Два десятилетия назад мы начали строить новую страну – первое в истории независимое белорусское государство. Столетиями мы шли к независимости. История не щадила нас. Она не дала нам легких путей. Наши недра не таят сказочных богатств – и свой хлеб мы всегда добывали тяжелым, но честным трудом. Нас пытались покорить извне и разделить изнутри. И все же мы добыли нашу свободу. Мы обрели свое государство. И эта высокая честь выпала ныне живущим поколениям – нам с вами, каждому из нас. Как первый Президент независимой Беларуси могу твердо обещать вам: наша страна никогда не будет втянута в чужие войны и конфликты. И мы всегда защитим Отечество от любых посягательств. Наши дети, внуки и правнуки будут свободно жить на своей земле. Они сами распорядятся своей судьбой. БЕЛАРУСЬ ВСЕГДА БУДЕТ СВОБОДНОЙ И НЕЗАВИСИМОЙ! В этом я вижу свою первую важнейшую задачу. МИР И ПОРЯДОК «Что имеем – не храним, потерявши – плачем», – так гласит народная мудрость. Когда война пришла к нашему порогу, мы осознали – нет ничего дороже мира. Война забирает все – покой, счастье и благополучие. Война забирает самое главное, то, чему нет цены, – человеческую жизнь. Нам в Беларуси удается сохранить мир, мы не слышим выстрелов и разрывов снарядов, у нас есть возможность спокойно трудиться, растить детей и радоваться мирной жизни. И это не только заслуга власти. Это заслуга нашего мудрого народа. Мы не позволили увлечь себя радикальными идеями, всегда бережно хранили мир, единство и согласие в обществе. Новейшая история доказала, что мы были правы. Горький пример соседей еще раз убедил нас. Без мира нет жизни. Без спокойствия нет развития. Без порядка нет созидания. СОХРАНИТЬ В СТРАНЕ МИР И ПОРЯДОК – в этом я вижу свою вторую важнейшую задачу. ТРУД И БЛАГОСОСТОЯНИЕ Дать каждому человеку возможность зарабатывать на достойную жизнь своим трудом – этот принцип изначально был положен в фундамент белорусской экономической модели. Сохранить предприятия, рабочие места для людей, несмотря на любой кризис, – всегда было главным смыслом нашей политики. Так будет и впредь. Какие бы кризисы ни подстерегали мировую экономику или наших соседей, в Беларуси каждый желающий всегда будет иметь возможность трудиться и заработать. Пять лет назад мы ставили перед собой большие задачи в экономике. Скажу прямо и честно – не все из того, что задумывалось, удалось выполнить. Мы в полной мере ощутили жесткую взаимозависимость современной глобальной экономики. Не мы провоцировали мировой экономический кризис. Не мы разжигали военные конфликты. Не мы раскручивали спираль взаимных санкций. Но все это ударило по нам, ударило больно и неожиданно. Недоброжелатели предрекали нам обвал, крах и хаос. Но мы сохранили предприятия, коллективы, рабочие места. Действуют все социальные программы. Стабилизируется валютный рынок. Уверен: мы выстоим и продолжим развитие. Беларусь не застынет на месте – она энергично двинется вперед. Перед собой мы ставим три стратегические цели: ЗАНЯТОСТЬ, ЭКСПОРТ, ИНВЕСТИЦИИ. Занятость – это стабильность общества и благополучие людей, возможность каждому заработать себе на достойную жизнь своим трудом. Экспорт – это стабильность экономики, крепкий рубль, низкая инфляция, сбалансированный бюджет. Инвестиции – это развитие страны, новые технологии и новое качество жизни для каждого белоруса. Экономическая программа пятилетки будет основана на пяти ключевых принципах. 1. Борьба с инфляцией и ростом цен Конкретные меры: - укрепление доверия к белорусскому рублю, устойчивый рост золотовалютных резервов, поддержание их на безопасном уровне; - эмиссия денег в строгом соответствии с потребностью экономики, не приводящая к росту цен; - решительная борьба с монополизмом с целью обеспечения честной конкуренции на рынке и снижения цен; - повышение эффективности бюджетных расходов, включая предоставление государственной поддержки предприятиям независимо от форм собственности на равноправной основе; - сокращение внешнего государственного долга. Мы не должны перекладывать наши долги на будущие поколения. 2. Новые подходы к модернизации экономики В нашей стране проводится масштабная модернизация предприятий. Промышленный потенциал за 20 лет увеличился в четыре раза. Построены десятки новых заводов. На сотнях предприятий промышленности, агропромышленного комплекса, строительной индустрии установлено современное оборудование. Но самое лучшее оборудование не даст желаемой отдачи без эффективного управления. Поэтому в будущей пятилетке нам необходимо наряду с обновлением производств модернизировать управление. Именно тогда мы получим реальную отдачу от модернизации – завоюем новые рынки, продадим продукцию с прибылью и достойно заплатим каждому труженику. Конкретные меры: - введение на государственных предприятиях систем корпоративного управления на основе лучшей мировой практики; - привлечение ведущих мировых компаний в Республику Беларусь для реализации проектов с высокой добавленной стоимостью; - интеграция крупнейших государственных предприятий в международный финансовый рынок. 3. Эффективное государственное управление Конкретные меры: - существенное повышение престижа государственной службы, совершенствование подбора государственных служащих; - радикальное сокращение излишних, дублирующих функций государственного управления, контрольных и правоохранительных органов; - разделение функций государства как собственника и регулятора; - расширение полномочий и сфер ответственности Парламента, а также органов местного управления и самоуправления; - расширение перечня государственных услуг для граждан с использованием электронной дистанционной формы; - дальнейшая дебюрократизация системы управления; - непримиримая борьба с коррупцией. 4. Привлечение инвестиций, поддержка малого и среднего бизнеса В 21 веке двигатель любой экономики – знания и энергия человека. Поэтому главную ставку мы сделаем на ум, энергию и предприимчивость наших людей. Мы еще больше будем способствовать развитию инициативы. Масштабно поддержим малый и средний бизнес. Устраним все, что мешает его развитию. Успех частного бизнеса – это благополучие не только предпринимателей. Это новые рабочие места и достойный заработок для белорусов. Конкретные меры: - совершенствование контроля за функционированием бизнеса, исключение любых форм неправомерного вмешательства в текущую деятельность предприятий; - запрет на повышение старых и введение новых налогов в течение пяти лет. Любые изменения налогов – только в сторону уменьшения и упрощения; - сокращение всех видов и форм отчетности, внедрение международных стандартов финансовой отчетности; - обеспечение безусловных гарантий прав частной собственности; - развитие полноценного финансового рынка, поэтапная либерализация движения капитала, свободная купля-продажа акций предприятий всех форм собственности. 5. Открытость глобальному миру и построение экономики знаний Мир меняется у нас на глазах. Новые высокотехнологичные отрасли экономики – это не только экспорт и приток инвестиций в страну. Это интересная, творческая и высокооплачиваемая работа для сотен тысяч людей, прежде всего молодежи. Открытость миру и экономика знаний – это залог нашей конкурентоспособности и выживания в современной глобальной цивилизации. Конкретные меры: - совершенствование системы гарантий для международных инвесторов на основе лучшей мировой практики; - формирование Беларуси как крупнейшего регионального логистического центра; - вхождение Беларуси в число наиболее развитых стран мира в сфере информационно-коммуникационных технологий; - совершенствование национальной системы образования; - широкое внедрение в системе образования современных электронных средств обучения; - развитие высокоскоростного Интернета, внедрение передовых стандартов мобильной связи 4G и 5G; - создание условий, при которых инновационные расходы, включая частные инвестиции, достигнут уровня 1,5 процента ВВП в год; - законодательное закрепление передачи государством прав интеллектуальной собственности ученым на созданные ими разработки; - создание полноценной венчурной индустрии. Все перечисленные меры в совокупности обеспечат нашей стране новый экономический прорыв за счет сочетания эффективного государственного управления, частной инициативы и добросовестного труда наших людей. ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАБОТАТЬ НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ СВОИМ ТРУДОМ – в этом я вижу свою третью важнейшую задачу. СОЛИДАРНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ Взаимовыручка, доброта и милосердие – это то, что всегда отличало наших людей. Помощь больным и слабым, защита детей и забота о пожилых издревле почитались у нас святым, богоугодным делом.» © А.Г.Лукашенко [6].

Наши рекомендации