Специфика преподавания психологии в учреждениях образования различного уровня.
Психология как учебный предмет активно преподается в разных учебных заведениях: школах, СУЗах, ВУЗах. Но в зависимости от специфики учебного заведения ставятся разные цели.
Задачи, которые решает психология:
1. дать учащимся сведения, знания о себе.
2. помогает формировать коммуникативные навыки.
3. расширяет поведенческий репертуар уч-ся.
4. помогает в понимании себя и других
5. формирует потребности самопознания
6. развивает саморефлексию
7. дает знания о психических явлений и процессах, закономерностях развития
8. увеличение компетентности в коммуникации.
В школе основной формой организации учебного процесса является урок. Помимо него также есть факультативы и кружки. Урок является обязательной формой занятия для посещения. В школах – группы учащиеся одного возраста, постоянный состав, занятия по твердому расписанию, с единой для всех программой обучения. Преподавание психологии в школе является чаще всего факультативным занятием.
ТИПЫ уроков (Теплов): Изучение нового материала; Совершенствование ЗУНов; Обобщения и систематизации; Комбинированные уроки; Контроль и коррекция ЗУН ов.
Факультативы, кружки – формы орг.учебного процесса по выбору, по желанию.
Не во всех школах преподается предмет психологии, что зависит от грамотности директора. Обычно предмет психологии вводится с 5 класса и преподается 1 раз в неделю, отдается определенное количество часов. В тех школах, где нет урока психологии, зачастую вводят факультативные занятия - учебные предметы, изучаемые учащимися по их выбору и желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний и практических навыков. Есть еще такие формы занятий как кружки, различные внеклассные мероприятия, выпуск газет, журналов… – на это не отводятся часы.
СУЗ- занимает промежуточное положение между школой и ВУЗом. По форме проведения занятия они близки к ВУЗам (т.е. лекции, семинары), но по содержанию близки к уроку в школе (теоретический и практический компонент присутствует в одном фрагменте учебного материала).
В педагогических колледжах обязательным преподаванием является общей, возрастной и педагогической психологии – как основных знаний. В не педагогических колледжах преподавание психологии является не обязательным, а если преподается, то общая психология, или психология и педагогика.
Что же касается ВУЗов, то в педагогическом, на всех факультетах в обязательном порядке преподается педагогическая психология, возрастная, общая. В других ВУЗах – психология и педагогика.
В СУЗах и ВУЗах формами организации учебного процесса является – лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, а также важна самостоятельная работа.
Лекция – дает теоретические знания в сжатой форме. Семинар – закрепление, расширение теоретических знаний. Должно быть в перерыве через неделю. Практическая – дидактическая цель, формирование У и Н. Лабораторная – обучение исследовательским подходам к изучению психологии и психологических особенностей людей. Самостоятельная работа – отводится большое количество времени.
На сегодняшний день произошел переход на компетентностную модель преподавания психологии, т.е. сейчас формируют компетентность, а не ЗУН. Учащийся должен уметь владеть, использовать ИНФО. Здесь великая роль самостоятельной работы. Преподавать в такой модели разрабатывает задания, задачи, их алгоритмы, готовит контрольно-исполнительские материалы (диагностирует, оценивает самостоятельную работу, его компетенции).
В зависимости от типов образовательных учреждений, используются различные методы обучения:
Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.
Методы проблемного обучения – акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.
Методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.
Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии.
Словесные методы обучения психологии – источником знаний и умений является устное или печатное слово).
Наглядные методы обучения психологии – источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия.
Практические методы обучения психологии – источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися.
Дистанционное обучение – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
В школе – практико-ориентированное направление – интерактивные методы. В ВУЗе – репродуктивный (создает базу), проблемный (сам пытается, решит проблемную задачу).