Специфика восприятия психологической информации детьми и методы преподавания психологии в школе

Центральная задача введения психологической грамотности в школьное обучение, на наш взгляд, – помочь ребенку стать более творческим, более социально адаптированным, более защищенным и, как следствие, – целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и стабильности в рамках сберегающих здоровье технологий.

Своеобразие «Психологии» как учебного предмета в школе характеризуется наличием учебной задачи, учебно-воспитательного процесса и результата обучения. В практике обучения используются четыре вида занятий: теоретические, творческие, практические и дискуссионные. Теоретические занятия могут проводиться в форме урока, экскурсии, семинара; творческие – в тренинговых формах; практические – в форме лабораторных; дискуссионные – в форме обсуждения.

В школах, гимназиях, лицеях традиционно используется такой вид классной работы, как урок. Типичный урок включает определенные формы учебной деятельности: проверку домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового матери-ала, постановку домашнего задания. Существуют, однако, разные типы уроков, которые предполагают другие виды учебной деятельности.

В последнее время в школах и гимназиях используются разные формы проведения урока, включая, например, лекционные, семинарские формы и т.д.

Психология в средних учебных заведениях часто преподается в форме факультативных занятий. Факультативное занятие — это тоже урок, но учащийся имеет определенное право относительно его выбора и посещения. Это право определяется учебным планом школы. Факультативный предмет предполагает оценку усвоенных знаний и умений. В рамках учебной работы по предмету учащимся могут даваться задания по подготовке рефератов.

В качестве методов преподавания психологии в школе выделяют: 1) анализ фактов поведения детей и взрослых; 2) беседы по психологии; 3) использование элементов устного народного творчества (песни, пословицы, сказки); 4) игровое моделирование ситуаций, направленное на развитие психологической наблюдательности и выработку практических умений и навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, в классном коллективе или группе сверстников; 5) методы творческого самовыражения детей в рисунке и письменные работы по психологии для выражения ребенком своего видения предмета психологии, других людей и мира в целом; 6) тренинги (самопознания, коммуникативные, групповой сплоченности и т.д.).

Формой преподнесения психологических знаний ученикам должна быть проблемная задача – вопрос, содержащий ранее неизвестное и побуждающий ребенка к творческому мышлению, к самостоятельной познавательной деятельности для нахождения ответа.

Содержание программ курсов по психологии в школе И.В. Дубровиной, А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой

Программа школьного курса «Психология» (И.В. Дубровиной, А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой) предполагает изучение психологии в средней общеобразовательной школе с 3-го по 11 класс. Данная программа имеет целью способствовать овладению школьниками основами психологической культуры, что предполагает развитие психологической готовности молодого человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, с миром людей, с собственным миром. Содержание программ направлено на формирование у учащихся общих научных знаний по психологии и знаний об основных закономерностях психического и личностного развития на различных возрастных этапах (младший, средний и старший школьный возраст):

-младший школьный возраст (дети 7-10лет, или уч-ся начальной школы) – знакомство детей с научным содержанием познавательных процессов, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, внимания, произвольности, речи младших школьников как базы для последующего развития и успешного их обучения в средних и старших классах;

-подростковый возраст (период отрочества – 10-14 лет или уч-ся 5-8-х классов) – в связи с ведущей деятельностью в этом возрасте (общение со сверстниками) программа изучения психологии в средних классах предусматривает изучение таких тем, как «Психология индивидуальных различий», «Психология общения», «Психология человека в группе и коллективе», «Психология деят-ти человека»;

-старший школьный возраст (15-17 лет, или уч-ся 9-11-х классов) – основное внимание уделяется к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному, формированию у них готовности войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место.

Основная форма занятий – урок по психологии.

Содержание программы занятий по психологии в школе И.Вачкова «Психологическая азбука»

Программа представляет собой серию развивающих групповых занятий для уч-ся начальной школы (1-4 класс). Данная программа имеет целью развитие личности ребенка, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, кот-ые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Содержание программы составляет знакомство детей с основными психологическими понятиями и тренировка элементарных умений и навыков рефлексии, что достигается через построение связи между материалом психологии как науки и психологическим материалом (содержание внутреннего мира каждого конкретного ученика).

Включает 3 основных блока:

-ориентированный на личностную сферу (осознание личностных особенностей и оптимизация отношения к себе);

-ориентированный на деят-ть (осознание себя в системе учебной деят-ти);

-ориентированный на общение (осознание себя в системе отношений с другими людьми – сверстниками и взрослыми).

Типы работы на занятиях: рассказ учителя, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, лепка из пластилина, изобразительная деят-ть, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок.

Содержание программы занятий по психологии в школе Я.Л.Коломинского «Основы психологии»

Направлена на формирование у старшеклассников психологической культуры личности как важнейшего условия ее развития и саморазвития. Данная программа построена на основе сочетания в рамках единого курса основополагающих сведений по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии с изложением соответствующего материала из области практической психологии.

В ее содержании представлены теоретические положения научной психологии, изучаемые углубленно, и психологический практикум (демонстрационные опыты, психологический тренинг личностного роста, коммуникативных умений, совершенствования познавательной деятельности и др.). При этом учитываются уровень и потребности личностного развития старшеклассников, стоящая перед ними необходимость решать задачи жизненного и профессионального самоопределения.

Основной формой обучения является урок по психологии.

Содержание программы занятий по психологии в школе О.Хухлаевой «Тропинка к собственному Я»

Нацелена на обеспечение психологического сопровождения детей и подростков в системе дошкольного и школьного образования посредством организации и осуществления психологической поддержки процессов их психологического и личностного развития в соответствии с актуальными задачами конкретного возрастного периода. В программе выделены следующие содержательные блоки:

-как сохранить психологическое здоровье дошкольников – представлена организационная структура психологической поддержки дошкольников;

-уроки психологии в начальной школе (1-4класс) – имеет целью помощь младшим школьникам в овладении навыками самопонимания, взаимодействия со сверстниками, учителями и родителями, в поиске ими своего места в школьной жизни;

-уроки психологии в средней школе (5-6 класс) – предоставляет младшим подросткам возможность разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки;

-уроки психологии в средней школе (7-8 класс) – способствует осознанию подростками своих способностей, учит их решать проблемы, помогает им обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис.

Основное содержание программы составляют сценарии развивающих и групповых занятий (уроков) по психологии для детей конкретных возрастных групп.

Содержание программ занятий по психологии в школе: программа «Жизненные навыки» С.В.Кривцовой и программа «Уроки самопознания в начальной школе» Е.А.Сорокоумовой

Направлена на развитие эмоционального интеллекта детей и подростков, поэтому основное ее содержание составляют не высшие психические функции, не учебные умения, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, - т.е. субъективный мир человеческой души. Жизненные навыки при этом трактуются как личностные действия, предметным содержанием которых являются социальные способы межличностного и внутриличностного взаимодействия. Они приобретаются человеком в процессе решения жизненных задач (актуальная тема, требующая своего решения), специфичных для конкретного возрастного периода и предвосхищающих появление психологических новообразований. В связи с принципом возрастосообразности содержание программы разделено на 2 блока:

-уроки психологии в начальной школе (1-4 класс);

-тренинговые занятия с подростками (5-6 класс).

Основная форма занятий – групповой тренинг.

Программа «Уроки самопознания в начальной школе» Е.А.Сорокоумовой состоит из 2-х частей:

-первая часть направлена на осознание младшими школьниками себя и своего места в окружающем мире;

-вторая часть предполагает проектирование и организацию учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности с целью познания ребенком тех изменений, которые происходят с ним в процессе обучения.

Наши рекомендации