Особенности эмоциональной оценки в выборе будущей профессии учащихся вспомогательной школы.
Важное значение в коррекции нарушенного поведения у умственно отсталых учащихся имеет правильная и рациональная организация трудового обучения. Однако в учебно-воспитательной работе по социально-трудовой адаптации коллективы вспомогательных школ сталкиваются с целым рядом трудностей. Это недостаточно высокий уровень диагностики, затрудняющий правильный выбор профессии с учетом психофизических особенностей каждого умственно отсталого ученика; недостаточный выбор предлагаемых профессий; устаревшее оборудование в школьных мастерских; низкий уровень профориентационной работы; недостатки в организации и проведении производственной практики, уровень знаний, который не позволяет умственно отсталым выпускникам сразу включиться в работу на производстве; отсутствие тесных контактов между школой и семьей и другие.
По данным ряда авторов (45) эти факторы приводят к низкому уровню трудовой адаптации умственно отсталых подростков. Сказанное заставляет искать пути улучшения социально-трудовой адаптации умственно отсталых выпускников, среди которых немаловажное значение имеет дифференцированное проведение мероприятий по совершенствованию методов диагностики интеллектуального недоразвития.
Одним из важных обстоятельств низкой социально-трудовой адаптации умственно отсталых выпускников является нежелание большинства учащихся работать по профессии, приобретенной в школе. Причем, отмечается своеобразная динамика взглядов в отношении приобретаемой специальности. Негативизм к ней усиливается от 5 к 8 классу.
С целью поиска объективных критериев степени снижения интереса и мотивации к выбору будущей профессии учащихся вспомогательных школ, нами изучены эмоционально-личностные показатели отношения к приобретаемой профессии в динамике обучения умственно отсталых школьников по сравнению с их здоровыми сверстниками.
Были обследованы учащиеся 5 (29 чел.) и 8 (23 чел.) классов вспомогательной школы-интерната для умственно отсталых школьников в степени дебильности. Контрольную группу составили учащиеся 5 (51 чел.) и 8 (30 чел.) классов массовой школы. Умственно отсталые дети обучались специальностям: столяр (мальчики), и переплетчица (девочки), а дети в массовой школе - специальностям: столяр (мальчики) и швея-мотористка (девочки).
Для исследования использовали психометрическую методику "полярный профиль" со специально разработанными нами субтестами, обозначающими отношение к выбору будущей профессии и самооценку личностных качеств.
Поскольку на отношение к профессии значительное влияние оказывает эмоциональное состояние детей, то представляло интерес исследование последнего. Для оценки эмоционального состояния использовали методику Э.Т.Дорофеевой (16). По результатам этой методики была предпринята попытка сравнивать эмоциональное состояние умственно отсталых учащихся и учащихся массовой школы, и выяснить, каким образом оно связано с самооценкой учащихся и отношением к будущей специальности. В тесте учащимися предлагалось разложить три карточки с основными цветами (красный, синий, зеленый) в порядке предпочтения.
Помимо методики Э.Т.Дорофеевой, использовали "малый" клинический тест Люшера, который позволяет определить гетерономность и автономность субъекта, концентричность и эксцентричность, баланс личностных свойств, баланс вегетативной системы, работоспособность и наличие стрессового состояния. В данном тесте испытуемому предлагается 8 карточек со следующими цветами: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный и дается инструкция разложить их в порядке предпочтения, а далее при помощи специальных формул вычисляются указанные выше качества и состояние эмоций.
Исследование начинали с предварительной беседы, целью которой является установление контакта с ребенком, объяснение инструкции для выполнения задания. Например, задавали вопрос: "Нравится ли тебе профессия, по которой ты обучаешься в школе?". Если выяснялось, что профессия нравится, то экспериментатор задавал следующий вопрос: "Тебе она очень нравится?". Если профессия не нравилась, то вопрос звучал следующим образом: "Профессия тебе абсолютно не нравится или почти не нравится?". Характер ответа оценивали в виде баллов от 0 до 3 с положительным или отрицательным знаком. Результаты наносили на сетку точкой, соответствующей значению ответа, соединив эти точки, получали график, называемый "полярным профилем" (рис.5).
Изложение результатов, полученных при анализе "полярных профилей" начнем с группы младшего возраста - учащиеся 5 классов. Так, анализ ответов умственно отсталых учащихся 5 классов показывает, что в большинстве своем профессия им очень нравится (мальчики-столяры - 57,1%, девочки-переплетчицы - 46,7%). Причем, у умственно отсталых мальчиков отмечается более завышенная самооценка, чем у девочек. 42,9% мальчиков считают себя самым общительным, 64,4% - самыми счастливыми. Девочки лишь в 33,3%, 66,7%, 33,2%, 53,3% соответственно. Следует сказать, что девочки более реально оценивают свои возможности. Так, только 26,7% девочек отметили, что у них всегда все получается, 20% всегда все делают сами. Соответственно у мальчиков 64,3%, 37,5%.
Большинству мальчиков-столяров из контрольной группы очень нравится работать по данной специальности (56%). У них всегда все получается (52%) и работу выполняют, в основном, самостоятельно (52%). Девочки контрольной группы 5 класса профессия швея нравится (65,4%). Завышенная самооценка проявляется в том, что у большинства из них всегда все получается (53,8%), и делают они все самостоятельно (57,7%).
При сравнении усредненных графиков умственно отсталых учащихся 5 класса с учащимися 5 класса массовой школы, можно видеть более завышенную самооценку у учащихся контрольной группы. Однако анализ данных дает возможность заметить, что в самооценке умственно отсталых учащихся пятого класса как девочек, так и мальчиков в основном встречается слово "самый"; а у учащихся массовой школы "очень". Например, 60% девочек вспомогательной школы оценивают себя в превосходной степени как самые старательные (из контрольной группы - 28,9%). Зато 73,1% учащихся контрольной группы считают, что они очень старательные (во вспомогательной школе- 13,3%).
Ответы умственно отсталых учащихся 5 классов нестабильны, отличаются большим разбросом, а у детей контрольной группы разброс значительно меньше (табл.5).
Анализ результатов исследования в 8 классах начнем с описания конкретного примера. Ученица 8 класса вспомогательной школы-интерната Света К. (рис.5). Как следует из графика, ученице не очень нравится профессия, полученная в школе, к работе на производстве она абсолютно не готова, хотя всегда прислушивается к советам учителя, при этом легко справляется с работой, несмотря на то, что она оценивает себя как очень общительную, самую старательную, очень аккуратную, считает, что она самая несчастная и к тому же ленивая. В ответах на вопросы можно отметить несоответствие оценок. Так, например, ученица считает себя ленивой и в то же время самой старательной в классе. Подобное несоответствие в оценке личностных качеств встречается у 44,2% обследованных нами умственно отсталых учащихся. Причем, к 8 классу количество данных несоответствий самооценок значительно увеличивается.
График Светланы К. можно характеризовать как тип кривой, обозначенный нами "разброс". При оценке графиков нами установлено, что подобный тип свойственен подавляющему большинству умственно отсталых учащихся. Для умственно отсталых девочек 8 класса графики по типу "разброс" составили 70%, для мальчиков 69,2% (табл.5).
Анализ ответов умственно отсталых выпускников показал, что девочкам в 50% случаев профессия очень нравится, но 70% считают, что они абсолютно не готовы к работе на производстве. Однако 50% из них всегда легко справляется с работой. Большинству умственно отсталых мальчиков 8 класса профессия столяр абсолютно не нравится; 53,8% считают, что совсем не готовы к работе на производстве; 46,2% отмечают, что всегда легко справляются с работой в мастерской. Исследование результатов в 8 классе позволяет установить изменение самооценки умственно отсталых выпускников по мере обучения профессии. Так, 53,8% мальчиков ответили, что профессия столяра им абсолютно не нравится, и лишь 30% она по-прежнему очень нравится.
В 8 классе усредненные графики "полярного профиля" дают представление о более завышенной самооценке у умственно отсталых девочек. У мальчиков, наоборот, она занижена. Например, 30,3% мальчиков редко прислушиваются к советам учителя по труду, 30,8% считают себя самыми ленивыми в классе, 23,1% - самые неаккуратные, 23% - самые несчастные. По-видимому, эту разницу можно объяснить тем, что в 8 классе большинство умственно отсталых мальчиков-подростков проявляют негативное отношение к учебной и трудовой деятельности в школе, отличаются нарушениями в поведении. Поэтому, профессия столяра им абсолютно не нравится, они считают себя неготовыми к работе на производстве.
Например, ученик 8 класса Саша Е. отмечал, что профессия столяра ему абсолютно не нравится, хотя он готов к работе на производстве, он никогда не прислушивается к советам учителя, но легко справляется с работой в мастерской; самый ленивый, самый неряшливый, самый несчастный (рис.6).
Данный тип кривой "полярный профиль" по типу "разброс" является наиболее типичным для мальчиков, заканчивающих вспомогательную школу. Встречается и основное противоречие, характерное для ответов умственно отсталых детей; они считают себя самыми ленивыми в классе, самыми неряшливыми, и в то же время самыми старательными. Однако, говоря о том, что профессия столяра абсолютно им не нравится, мальчики хотели бы работать по недоступным для них профессиях шофера, слесаря, по ремонту автомобилей и т.д.
Сопоставление результатов у учащихся 8 классов массовой и вспомогательной школ показывают, что считают себя самыми общительными 76,9% умственно отсталых мальчиков и 50% мальчиков контрольной группы; самыми трудолюбивыми - 30,8% и 16,7%; самыми старательными - 76,9% и 26,7%. Соответственно, у девочек в 8 классе примерно такое же соотношение исследованных показателей. Это подтверждает вывод о том, что умственно отсталые школьники имеют в основном значительно завышенную самооценку, т.е. у умственно отсталых детей большой "разброс" графиков "полярного профиля". Кроме того, у этих учащихся к 8 классу отношение к профессии меняется в худшую сторону (особенно резко у мальчиков).
Попытка сравнить эмоциональное состояние умственно отсталых учащихся и учащихся контрольной группы на момент эксперимента дала интересные результаты.
Из таблицы 6 видно, что у умственно отсталых девочек 5 класса доминирует положительный эмоциональной настрой в 60% случаев. У 60% из них встречается график по типу "разброс", 46,7% очень нравится работать по своей профессии. У умственно отсталых мальчиков 5 класса доминируют в 50% случаев отрицательные состояния, у них 64,3% составляют графики по типу "переоценка", 77,1% очень нравится работать по профессии столяра.
К 8 классу у девочек наблюдается незначительное преобладание отрицательного настроения (40%). У мальчиков, наоборот, доминирует состояние аффективного и функционального возбуждения (61,5%) на фоне абсолютно отрицательного отношения к профессии (53,8%). У всех учащихся контрольной группы преобладает положительное эмоциональное отношение. Причем, количество учащихся с состоянием аффективного и функционального возбуждения увеличивается к 8 классу.
Анализ показывает, что насколько резко преобладает положительное состояние у умственно отсталых девочек 5 класса над эмоциональным состоянием девочек контрольной группы, настолько резко доминирует эмоциональное состояние у умственно отсталых мальчиков 5 класса над учащимися контрольной группы мальчиков. Анализ графиков умственно отсталых мальчиков 5 класса позволил заметить интересную особенность. Именно, умственно отсталые учащиеся в состоянии аффективного торможения имеют тип графиков, наименее присущих вообще всем учащимся вспомогательной школы, а именно типа "переоценка". Как уже отмечалось, у умственно отсталых девочек 5 класса 60% графиков типа "разброс", и у них же положительный эмоциональный настрой составляет 60%.
У учащихся вспомогательной школы и массовой школы в 8 классе доминирует положительное состояние. Исключение составляют умственно отсталые девочки, среди которых отрицательные эмоции преобладают в 40% случаев. Таким образом, у девочек 5 и 8 классов преобладают резко полярные эмоциональные состояния, при этом можно отметить некоторую взаимосвязь с отношением их к профессии.
Так, если в 5 классе 13,3% случаев умственно отсталым девочкам вообще не нравилась профессия переплетчицы, то в 8 классе она не нравилась уже 30%. 70% из них считают себя в 8 классе абсолютно не готовыми к работе на производстве; 30% считают себя довольно замкнутыми (в 5 классе - 6,7%).
Установлено, что эмоциональное состояние связано с самооценкой учащихся, которая, в свою очередь, отличается по типу графиков. При состоянии аффективного возбуждения чаще встречаются графики по типу "разброс", где наблюдаются наиболее полярные ответы, которые у умственно отсталых часто противоречат друг другу. Чем ниже самооценка, тем в большем проценте случаев преобладают состояния аффективного и функционального торможения.
Анализ данных, полученных при использовании малого клинического теста Люшера показал, что учащиеся из контрольной группы состоят, в основном, из субъектов независимых, активных, инициативных, склонных к доминированию, стремящихся к самоутверждению, успеху. Гетерономны, пассивны, склонны к зависимому положению, спонтанному поведению, сенситивны умственно отсталые мальчики 5 класса. Концентричны, сосредоточены на своих проблемах умственно отсталые учащиеся, особенно мальчики 8 класса (53,8%). Однако, 76,9% из них считает себя очень общительными. Вероятно, в этом также проявляется завышенная самооценка, свойственная умственно отсталым подросткам. Эксцентричны, интересуются окружением как объектом воздействия или источником получения помощи у учащихся контрольной группы, причем, отмечается преобладание этого качества над концентричностью.
Умственно отсталые подростки в большинстве своем являются неустойчивыми, противоречивыми личностями, для них характерно преобладание тонуса симпатической нервной системы, катаболических обменных процессов.
Анализ работоспособности показывает, что у учащихся массовой школы она выше, чем у умственно отсталых детей. Исключение составили умственно отсталые учащиеся 5 класса, у которых она была более высокой, чем в норме. Примечательно то, что 71,4% умственно отсталых мальчиков 5 класса считают себя трудолюбивыми и остальные 28,6% - очень трудолюбивыми. Работоспособность у умственно отсталых девочек от 5 к 8 классу резко снижается от 75% до 40%. У контрольной группы она остается прежней. Любопытно, что 60% умственно отсталых девочек 8 класса считают себя очень трудолюбивыми (работоспособность равна 40), а в 5 классе - 66,7% (работоспособность - 75). Это еще раз служит доказательством завышенной самооценки у умственно отсталых детей.
Стрессовые состояния наиболее ярко выражены у умственно отсталых учащихся. Причем, они возрастают от 5 к 8 классу: у девочек - от 56,2 до 80, у мальчиков - от 64,3 до 69,2.
Таким образом, завышенная самооценка наиболее свойственна умственно отсталым учащимся, причем, ее выраженность к 8 классу заметно снижается, т.е. становится отрицательной. Причина этого: видимо, в негативном отношении умственно отсталых выпускников к учебной и трудовой деятельности, в их асоциальном поведении. В целом, негативизм к полученной специальности у всех умственно отсталых учащихся усиливается к 8 классу, выявляется взаимосвязь эмоционального состояния и самооценка личностных свойств учащихся. Самооценка заметно снижена, если у учащихся преобладают состояния, функционального и аффективного торможения. Ответы умственно отсталых детей отличаются большой разбросанностью и противоречивостью по сравнению с ответами детей контрольной группы.
Следовательно, в результате проведенного исследования была выявлена отчетливая тенденция усиления отрицательного отношения к будущей профессии, наиболее выраженная у умственно отсталых мальчиков 8 класса, что коррелировало с преобладанием у них отрицательных эмоций и возрастанием стрессовых состояний по сравнению со здоровыми детьми. По-видимому, своевременная переориентация этой группы умственно отсталых учащихся на обучение другой более желаемой и доступной для них профессии, по нашему мнению, позволит избежать возникновения негативных проявлений в поведении подростков и созданию наиболее социально-трудовой адаптации их в обществе.