Общение – это мностуктурное явление
Что такое содержание общения?
Содержание − это информация, которая в межличностных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
СЛАЙД 10
Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть цели связанные с поиском и передачей содержания общения:
(− оказание помощи другому человеку;
− получение помощи;
− поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия);
− поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
− самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);
− приобщение другого (других), к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);
− изменение мнения, намерения, поведения другого человека.)
Объектные цели связаны с выбором партнера по общению.
Как показано О.А. Тырновой, ведущими мотивамиобщения являются: у девушек − желание поделиться мыслями и переживаниями, а также любопытство; у юношей − общность интересов и дел.
СЛАЙД 11
В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:
· Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
· Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
· Эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
· Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
· Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.
СЛАЙД 12
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
· Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
· Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
· Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
· Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
· Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
· Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.
СЛАЙД 13
В зависимости от используемых средств выделяют вербальноеи невербальноеобщении.
Вербальное общение имеет речевую форму. Речьподчинена единой логике, выраженной в последовательности фаз: инициирование (вызывание на разговор, завязывание его), сам разговор и его окончание. Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека: жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы считываем в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Сюда же можно отнести такую специфическую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз. Роль всех этих невербальных знаков в общении чрезвычайно велика. Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. К анализу невербальных средств общения мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнёров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого.
СЛАЙД 14
Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаются в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая тем самым процесс коммуникации более открытым.
СЛАЙД 15 язык тела, невербалика, бессознательное, закрытые позы. Отзеркаливание, приемы НЛП, общение животных, поворот глаз, детские игры.
СЛАЙД 16
Этапы общения.
1. «Переключение» на собеседника. - Суть его в том, что здесь происходит своеобразная психологическая настройка:
а) на самого партнера, (4 минуты общения саамы первые и самые устойчивые) в случае, если вам удастся правильно определить внутреннее состояние собеседника, вы получите дополнительные шансы лидировать в коммуникативном взаимодействии. Не стой пренебрегать этой возможностью. Еще прием отзеркаливания.
б) на общение с ним. Это демонстрация партнеру вашей готовности к контакту, вашего внимания и интереса к нему.
2. Установление контакта (распределение ролей). Он должен быть как вербальным, так и невербальным. Контакт можно считать установленным тогда, когда оба партнера уверены в обоюдном участии в общении. При этом стоит помнить два важных обстоятельства: а) установление контакта лучше начинать на невербальном уровне (направление взгляда, поворот головы, выражение лица, жесты). б) одновременно с фиксацией контакта происходит выбор типа общения (игровая, деловая, интимная и т. д.).
3. Выбор языка и его использование. тот этап можно было бы назвать речевым (вербальным) этапом общения. По времени обмен словесной информацией занимает обычно большую часть. В течение речевого этапа выбирается язык общения, Приемлемый для обоих участников, складываются конкретные формулировки, выдвигаются аргументы и т. д. вербальный этап общения важен как обмен мнениями, Изменение позиций и поиск компромиссов.
4. Разрыв контакта. «выход из контакта». Его значение ни в коем случае нельзя недооценивать. Последний аккорд должен достойно венчать разговор. Кроме того, благодаря известному в психологии эффекту «выпадения середины» (начало и конец беседы сохраняются в памяти дольше) вы можете использовать выход из контакта с пользой для себя. Общее правило здесь то же: нужно произвести ряд предварительных действий, занимающих секунды или минуты.
Слайд 17
Мы будем рассматривать общение в единстве трех сторон: общение как восприятие (перцептивная сторона), общение как коммуникация (коммуникативная составляющая), общение как взаимодействие (интерактивная сторона). Общение проходит три последовательные стадии: контактную (вчувствование, настройка), ориентировочную (сбор информации), фазу активного взаимодействия.
Термин “социальная перцепция”, т. е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие “социальным”, он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия и социально-психологические механизмы, восприятия как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов (например, дети из бедных семей считают, что размеры монеток больше реальных, дети из богатых семей – меньше).
Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
Эти ошибки восприятия при общении обусловлены действием факторов превосходства, привлекательности и отношения к нам.
Фактор превосходства
Люди, вступающие в общение, не равны по социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т. п., и поэтому возможны ошибки неравенства. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем если бы он был равен нам. Если же мы его в чем-то превосходим, то недооцениваем такого человека. Причем превосходство фиксируется только по одному фактору, а переоценка (недооценка) – по многим.
Признаки превосходства определяются:
- по одежде человека, его внешнему оформлению (очки, прическа, драгоценности, машина, оформление кабинета и др.);
- манере поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т. д.).
Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого человека и для окружающих.
Фактор привлекательности
Под его действием какие-то качества переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Если человек нравится внешне, то мы склонны считать его более умным, интересным. Но в разное время разное считалось привлекательным, у разных народов свои каноны красоты, то есть привлекательность носит социальный характер. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Привлекательность – степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим.
Фактор отношения к нам
Люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые относятся к нам плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или не согласии с нами. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценивается этот человек. И наоборот, чем выше оценивается человек, тем большее ожидается сходство его взглядов с собственными.
Общение похоже на танец со многими па и сложными акробатическими элементами. Этот «танец» нельзя танцевать сходу. Чтобы танцевать его легко, мастерски, играючи, сначала нужно отработать отдельные движения, начиная с самых простых.
Слайд 19-24
Ключи:
Идентификация (уподобление) – умение ставить себя на место другого человека и определять, как бы он действовал в подобных ситуациях.
Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт — нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.)
Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия. Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении. Чтобы понимать других людей, нам необходима способность к сопереживанию. Эмпатия – это способность войти в мир восприятия другого человека, то есть видеть мир так, как его видят другие. возможно, отдавать себя другому.
СЛАЙД 25
Эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Такое понимание возможно в отношении немногих, так как это тяжелая нагрузка для психики.
Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии.Рефлексия– осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. Есть два субъекта общения: А и Б. Можно выделить четыре позиции каждого из субъектов общения:
- А, каков он сам по себе;
- А, каким он сам видит себя;
- А, каким его видит В;
- А, каким ему представляется его образ в сознании В.
Современные социальные психологи говорят о необходимости уделять больше внимания именно тем сторонам общения, которые связаны с характеристикой рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга (перцептивная сторона). Д. Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу” [8].
СЛАЙД 26
Стили общения и их характеристика.
Стиль общения влияет на поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется такими факторами как : личные качества человека, его мировоззрение и социальный статус в определенном обществе, характеристиками этого общества и др.
Стиль общения следует рассматривать в этом ракурсе как склонность к определенному виду общение, направленность, готовность к нему, что проявляется в том, как человек подходит к решению большинства ситуаций. Однако какой−то один стиль не полностью определяет общения человека в целом, он может общаться и в любом другом стиле.
Ритуальный стиль предопределяется межгрупповыми ситуациями; авторитарный, демократический, либеральный, манипулятивный – деловыми СИТУАЦИЯМИ; гуманистический – межличностными СИТУАЦИЯМИ.
Часто стили общения могут раскрывать мотивы коммуникаций между людьми.
Рассмотрим каждый стиль более подробно.
Главной задачей партнеров в ритуальномстиле является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в ритуальном общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала.
Манипулятивноеобщение − это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. В манипулятивном общении своему собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. В этом виде общении мы, по сути, «подсовываем» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент
Гуманистическое− это в наибольшей степени личное общение, что позволяет удовлетворить такие человеческие потребности, как понимание, сочувствие, сопереживание. Особенностью этого общения является то, что ожидаемым результатом его является общая смена представлений обоих партнеров, что определяется глубиной общения. Пример гуманистического общения: интимное, доверяя, педагогическое, общение врача и пациента, психотерапевтическое и др.
Авторитарноеобщение− это власть одного в процессе общения. Единоличное принятие решения, приказы, указания. Люди, при котором только одна мысль (преимущественно руководителя) правильная, а все остальные ложны. Инициатива других людей не поощряется.
Для демократического общения присуще коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, информированность всех. Учет интересов, потребностей, желаний участников коммуникативного процесса.
Либеральноеобщение означает что, либерал, или уступчивый, в общении «плывет по течению», часто прибегает к уговариванию собеседника, но, в общем, достаточно малоинициативные в общении.
СЛАЙД 27
Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им. С психологической точки зрения к таким факторам можно отнести различия в темпераментах, характерах, манерах общения и эмоциональных состояниях общающихся партнеров.
Детально изучаются также всякого рода препятствия, барьеры в общении. В частности коммуникативные барьеры, т.е. такие психологические препятствия, которые устанавливаются на пути получения информации.
Психологическим барьером в общении называют устойчивые установки, психологические настроения личности, состояния человека, которые при определенных обстоятельствах препятствуют общению, приводят к его сбоям.
Психологические барьеры – к ним можно отнести недоверие, не приятие партнёров по обмену информации
Рассмотрим вначале классификацию барьеров общения, представленную Г.Г. Камардиной /3/. Она выделяет следующие барьеры:
1. Барьер темперамента.
Темперамент – это общее реагирование нашей нервной системы на окружающую среду, это фундамент характера.
С давних времен различают четыре основных типа темпераментов: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.
Так как люди, относящиеся к различным типам темперамента, обладают различными, часто противоположными свойствами и характеристиками, то в ситуации общения между ними могут возникать недопонимание и конфликты.
2. Барьер характера.
Характер (с греческого - «печать», «чеканка») – это те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям.
В результате различий особенностей мышления людей, мотивов поведения и эмоциональных проявлений получилось различные классификации характеров и соответвенно причин для возниконовения барьеров в общении.
3. Барьер акцентуации характера
Немецкий психиатр Карл Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера или темперамента заострены (акцентуированы),что при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам.
4. Барьер самооценки.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей и мест среди других людей.
Несоответствие самооценки и оценки окружающих является одним из распространенных источников обид и конфликтов.
5. Барьер манеры общения.
Манера - это тот или иной образ действия, способ что-либо делать, та или иная особенность поведения, например, странная манера разговора, странная манера поведения и т.д. Как индивидуализированная, программа манера общения формируется на базе характера, темперамента и типа акцентуаций личности.
6. Барьер отрицательных эмоций.
Субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которые проявляются в виде удовольствия и неудовольствия, страха и смелого порыва - это эмоции.
К таким эмоциям относятся гнев, горе, презрение, страх, отвращение и другие.
7. Барьер речи.
Барьер речи может возникнуть в результате допущения речевых ошибок. Так как речь является основным средством общения. Этот барьер искажает слова партнера по общению.
Как понять что появился барьер?
1. Во-первых, это контакт глаз. В случае с барьерами общения он, как правило, редкий, неинтенсивный, а иногда и полностью отсутствующий. Взгляды на партнера могут присутствовать (бывают даже продолжительные), но все они приходятся на момент активной коммуникации – особенно когда собеседник излагает что-то неприятное, но важное. При этом если собеседник начнет отводить глаза, почуяв неладное, наш “субъект” тут же попытается притвориться душкой и заглянуть в них – но этот взгляд на самом деле будет холодным и жестким.
2. Во-вторых, это поза. Почувствовав трудности в общении, люди зачастую принимают либо неестественные, угловатые и напряженные позы, либо наоборот, неадекватно расслабленные, иногда даже расхлябанные. Очень часто положение тела бывает закрытым (скрещенные руки, ноги, тело отворачивается от собеседника) или “возвышенным” (стремление сесть повыше, смотреть на собеседника сверху вниз).
3. В-третьих, жесты. Как правило, они резкие и интенсивные, что тоже неестественно. Отчетливо выражено стремление спрятать руки (например, в карманы или за спину), сжать кисти рук в кулаки, “захватить” или занять себе побольше пространства за счет позы и жестов. Это может перемежаться с частными прикосновениями к себе и к другому.
4. В-четвертых, мимика. Лицо зачастую выражает напряжение. Мимика странная – например, рот может улыбаться, а глаза остаются неподвижными. В общем и целом, лицу свойственны выражения, демонстрирующие недоверие и недоброжелательность к собеседнику, а также презрение и гнев.
Довольно часто люди бывают вовлечены в разного рода конфликты: служебные, бытовые, личные. Ни один конфликт не проходит бесследно. Их итогом становятся стрессы различной интенсивности, ведущие к расстройствам нервной системы, общему снижению тонуса организма, к заболеваниям.
Как предотвратить барьеры?
Следите за своей внешностью. Это вовсе не означает, что вы должны всегда выглядеть как кинозвезда на ковровой дорожке. Наоборот, во многих ситуациях это будет вычурно и неестественно. Ваша внешность должна вызывать симпатию. Этому способствует аккуратность, опрятность и умение носить те вещи, которые вам действительно идут.
Манера общения должна соответствовать ситуации и людям. Согласитесь, будет неудачным ходом, если на дискотеке вы будете общаться со всеми сдержанно и строго, а на переговорах – весело и без дистанции. Учитывайте особенности собеседника: его возраст, пол, воспитание, характер и взгляды. Например, не стоит на встречу с мусульманином надевать короткую юбку.
Старайтесь встать на место партнера по общению и попытайтесь понять его точку зрения. Как вы уже, наверное, поняли, все мы отличаемся друг от друга. Одни и те же вещи имеют для нас совершенно разные значения, и так же по-разному мы их понимаем. Отсюда и вытекает большинство барьеров. Самый правильный способ решение таких проблем – разрешить другому быть другим и отличаться от вас, а также попытаться вникнуть в его позицию, даже если вы с ней не согласны.
Тренируйте эмпатию и сенситивность. Это, соответственно, способность сопереживать другим людям и чувствовать то, что с ними происходит до мельчайших изменений в состоянии. Две данных черты являются залогом успехов в общении.
Не ожидайте от партнеров того, что они не смогут вам дать. Так вы только вызываете обиду у себя и вину у другого за то, что вам не дали. Старайтесь хотеть от партнеров реальных вещей, соответствующих их особенностям, и рассказывайте им о своих ожиданиях.
Не пытайтесь сами полностью соответствовать ожиданиям партнера. Во-первых, это скучно, во-вторых, очень тяжело, и долго так существовать невозможно. Лучше будьте естественны по максимуму, но с учетом собеседника и социальных норм.
Следите за своими словами. Ваши сообщения должны быть логически связаны, содержать интересную собеседнику информацию и опираться на что-то общее – например, общее понимание смысла слов или какую-то минимальную общую память. Ваша речь должна быть понятна собеседнику как в буквальном смысле, так и в смысле соответствия его кругозору.
Будьте открыты и честно говорите о своих мыслях, чувствах и ожиданиях. Если вас о чем-то просят, а вы уже уверены в своем отказе – лучше озвучить его сразу же. Так ни вы, ни собеседник не потеряете время и ресурсы.
Прием “взгляд со стороны”. Иногда для того чтобы что-то понять (например, осознать, что конкретно мешает вашему с партнером общению) необходимо посмотреть на ситуацию со стороны, описать ее в отвлеченных словах без привнесении ваших эмоций и личностных особенностей.
Уважайте вашего партнера. Даже если он вас неимоверно раздражает, попробуйте проявить фантазию и найти то, что вызовет у вас уважение к нему. Это может быть какая-нибудь мелочь, например, его манера выделять интонацией отдельные слова. Или что-то более серьезное – например, очень грубый в общении человек, который при этом тратит на благотворительность половину своего дохода. В любом человеке можно найти что-то хорошее и достойное уважения, а если этого сделать не получается, то стоит задуматься – а это общение вам действительно необходимо?
СЛАЙД 28
Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% из участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.
Слайд 29
И запомните, что любой глупец способен на грубость и критику. Для этого не нужно обладать мощным интеллектом. А вот чтобы проявить снисходительность, терпимость, понимание, требуются воля, характер, ум и самообладание. Уважайте других, и Ваша жизнь станет гораздо более интересной и счастливой.
ХОЧУ ЗАКОНЧИТЬ ТАКИМ ЗОЛОТЫМ ПРАВИЛОМ ЭТИКИ:
Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами.
Раздатка
Слайд 23
Бывают ситуации, когда передать информацию невозможно с помощью звуковых и световых сигналов, а так же в такой момент “обмен репликами” неуместен, например, при общении с пешеходами или в пробке. В этих случаях используются условные знаки руками.
Хлопок ладошкой по воздуху свидетельствует о том, что багажник машины открыт.
Описание в воздухе рукой и последующее указание ей в низ говорит о том, что одно из колес спущено.
Если из едущего рядом авто показывают рукой на обочину, то стоит остановиться. Вероятно у машины обнаружилась неисправность, которую можно заметить только снаружи. (например, отвалился глушитель))))
Не каждый пешеход поймет, что вы притормаживаете и хотите его пропустить, поэтому махните рукой в окно, чтобы дать ему знак, что он может спокойной идти.
Плавный жест ладонью сверху вниз, говорит о том, что вас просят притормозить.
Если рука поднята и все пальцы растопырены — то вас предупреждают об опасности или о сотрудниках ДПС стоящих дальше.
Кукиш показывают водителям грузовых машин, и говорит о том, что между задними колесами фуры застрял камень.