Общение как социально-психологическое явление: структура, виды, функции.

В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

Исходя из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает любые формы совместной деятельности людей. То есть любые формы общения принадлежащих к специфических форм совместной деятельности. К тому же люди не просто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они всегда общаются во время соответствующей деятельности. Итак общается всегда деятельное человек. Г. Андреева считает, что целесообразным является широчайшее понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как аспект совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериваты (от лат. derivatus - отведенный, derivo - видводжу, образуют: производное от чего первичного).

Общение является социальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей во время передачи социального Опыта, норм поведения, традиций и др. Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведение событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоций, волевой и мотивационной сферы. Итак, специфика общения заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью.

Известны различные подходы к проблеме структуры общения: через выделение уровней анализа этого явления, через анализ структурных элементов общения в ситуациях непосредственного взаимодействия или через перечень его основных функций.

Относительно уровней анализа, то вспомним классификацию Б. ломовые, который предложил три уровня:

• макроуровень: общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

• мезаривень: общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);

• микроривень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщение информации - отношение к ней» и т.п.).

Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованности, законченности, желательности и др.

В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение. В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Такое общение называется межличностным.

Лично-групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Лично-групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом. Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Таковы командные соревнования в спорте. Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, но могут и не совпадать. Личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им.

Непосредственное и опосредованное общение. Когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В непосредственном общении существует больше каналов для обратной связи, и, соответственно, каждый из общающихся получает через них информацию о степени принятия содержания другой стороной, реакции на него. Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Законченное и незаконченное (прерванное) общение. Показателем законченности общения служит исчерпанность содержания темы, совместного действия. Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками. При этом оценка фиксирует не субъективную значимость результата общений (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а факт законченности, исчерпанности. Но, вполне естественно, у контактирующих возникает определенное отношение к ходу и результату общения.

В ходе незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследовала каждая из сторон. Незаконченность общения может быть обусловлена объективными и субъективными причинами.

В зависимости от времени общения различают кратковременное и длительное общение.

Что касается функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Известны различные подходы к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение в контексте его органического единства с жизнью общества в целом и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека, выделяют следующие функции: общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительные роль; представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие ее благополучного существования обладает психотерапевтическая, подтверждающие значение (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста. Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно весомее роль общения для человека, чем просто передача информации.

Среди функций общения ученые выделяют также социальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая - с установлением человеческих отношений. В образовании сообщества заключается еще одна функция общения, которая направлена на поддержку социально-психологической единства в группах и связана с коммуникативной деятельностью (сущность деятельности в создании и поддержке конкретного взаимосвязи людей в группах; она допускает информационный обмен знаниями, отношениями и чувствами между людьми, т.е. имеет целью передачи-сприйнятгя индивидом общественного опыта. Среди социальных функций общения важны функции подражания опыта и изменения личности (последняя осуществляется на основе механизмов восприятия, подражание, убеждение, заражение).

Наши рекомендации