Билет №13. 3. Возрастные особенности, перспективы роста и особенности проведения занятий в группе начальной подготовки ДЮСШ.
8-10 лет. До 10-летнего возраста существенных различий в темпах прироста развития организма у мальчиков и девочек не наблюдается. Окостенение рук и ног, тазовых костей в начальной стадии. Слабо развитая мускулатура спины при увеличенных нагрузках может вызвать деформацию позвоночных изгибов. Функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства, резко выражено запредельное торможение. Восприятие новых движений носит созерцательный характер. Выделяют наиболее запоминающиеся детали движения, а важные части упражнения упускают. Внимание и точность движений развиты слабо, особенно при разучивании движений. Поэтому направленное обучение технике волейбола нецелесообразно.
Основные задачи подготовки: 1. Обучение технике выполнений физических упражнений для формирования двигательных навыков и умений. 2. Содействие гармоничному развитию растущего организма, укрепление здоровья, развитие ловкости, скоростно-силовых способностей, общей выносливости, гибкости. 3. Ознакомление с основами техники игры в волейбол. 4. Выявление перспективных юных спортсменов для обучения в СДЮСШОР.
Методы обучения: методов наглядности, использования слова, метод упражнений, игровой и соревновательной с соблюдением принципов тренировки - от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Средствами развития скоростно-силовых качеств и общей выносливости являются эстафеты, бег на короткие дистанции, прыжки, спортивные и подвижные игры, гимнастические и акробатические упражнения, игры на местности. Силовая подготовка направлена на укрепление двигательного аппарата. Ловкость как физическое качество создает предпосылки для овладения координационно-сложными движениями. Развивается ловкость с помощью спортивных и подвижных игр, гимнастических упражнений, прыжков через скакалку и др. Для развития ловкости необходимо постоянно повышать координационные трудности при выполнении упражнений.
10-12 лет. Опорный и мышечный аппарат неустойчивы. Хрящевые диски тел позвонков еще не срослись. Окостенение запястных и пястных отделов рук и фаланг пальцев ноги рук не завершено. С 10 лет у девочек и с 12 лету мальчиков длина тела резко увеличивается. При физических нагрузках учащение сердцебиения, скорость восстановления пульса и кровяного давления выражено в большей степени, чем у взрослых. Увеличенный расход энергии(длина тела больще, чем вес). Высокий уровень обмена длительное время не удерживается, что снижает возможности детей в работе на специальную выносливость. Сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Внимание неустойчиво=нецелесообразны длительные объяснения. Показ упражнений воспринимается легко. Слишком частые повторения упражнения в течение одной тренировки нецелесообразны, поскольку образование новых координаций быстро утомляет нервную систему. Лучший возраст для обучаемости. Почти все показатели физических способностей имеют наибольший прирост, в особенности быстрота, ловкость, аэробная выносливость, гибкость. Исключить натуживания (т.к слабо развиты мышцы живота, тазового дна).
Основные задачи подготовки: 1. Укрепление здоровья и содействие гармоничному развитию организма. 2. Развитие быстроты, ловкости скоростных качеств, общей выносливости, гибкости. 3. Обучение технике игры (с исправлением ошибок) и ее закрепление. 4. Обучение индивидуальной тактике игры (с исправлением ошибок) и ее закрепление. 5. Приучение к игровой и соревновательной деятельности (интегральная подготовка). 6. Теоретическая подготовка по специальной программе, физическая подготовка.
Для развития физических качеств, кроме упражнений общего воздействия применяются специально-подгото-вительные сходные по своей двигательной структуре с элементами техники игры. Скоростно-силовая подготовка включает упражнения, направленные на развитие силы мышц и скорости их сокращения (старты и ускорения, разновидности бега, спортивные и подвижные игры, прыжковые упражнения и др.). Можно использовать небольшие отягощения — гантели, набивные мячи, гриф штанги и др.