Успешное изучение данного раздела возможно при условии, что читатель хорошо знаком с работой персональных компьютеров, чьи системные функции здесь почти не комментируются
Пользовательская конфигурация и интерфейс лучших компьютерных аудио редакторов восходят к традициям звукомонтажа, сформированным за долгие годы существования фонографии. Сегодня существует огромное количество программных обеспечений, где потрясающая фантазия программистов вызывает восторги пользователей по поводу причудливых расцветок звуковых фрагментов, форм органов управления на дисплее, экзотических операций с файлами, но при этом может отсутствовать какая-нибудь важная функция из семейства монтажных, что препятствует
профессиональному использованию программы. С другой стороны, есть программные обеспечения узкоспециального назначения, пусть и не обладающие широким набором современных компьютерных средств для обработки звуковых файлов, но блестяще реализующие все операции по звуко-монтажу. К числу таковых автор относит, в первую очередь, программное обеспечение американской звуковой компьютерной станции «Wave Frame»,разработанной опытным звукорежиссёром совместно с программистом, сумевшим перевести на формальный язык компьютера необходимые практические задачи самого глубокого свойства. По своим монтажным возможностям к «Wave Frame»приближается широко равпространённая программа «Samplitude»,дополненная специальными алгоритмами обработки звука (plug-ins). Последние в полной мере представлены и популярной программой «Sound Forge»,у которой, впрочем, отсутствуют некоторые функции, очень важные для собственно монтажа. Иные пользователи предпочитают работать с программами «Cool Edit», «Tedwin», «Vegas», «Wave Lab»т. п., инсталлируемыми в стандартный персональный компьютер класса IBM, и работающими с любым компьютерным звуковым устройством.
Механические операции при звукомонтаже, описанные выше (разрезание и склейка магнитных фонограмм), сообщили ему название разрушающий или деструктивный монтаж. Запись звука на жёсткий диск персонального компьютера (ПК) позволяет, не реконструируя файл, составлять монтажную структуру воспроизведения, обращаясь только к временным координатам. Любые операции, связанные с обработкой звука, также до поры до времени не изменяют исходного материала, ибо процессор ПК, как и процессор звукового устройства, используют буферную информацию или промежуточные файлы временного хранения. Такое редактирование звуковых программ получило название неразру-шающего.
Серия рисунков иллюстрирует сказанное.
Пусть файлы 1-3 соответствуют трём дублям записанного произведения. Точная временная адресация, так сказать, «привязка» файлов к жёсткому диску в компьютерах является строго детерминированной информацией, несмотря на то,
что её следует считать условной, ибо на самом деле координаты имеют другое измерение (рис. 9-7).
Рис. 9-7
Предположим теперь, что в результате анализа материала для монтажа из каждого дубля отобраны какие-то фрагменты; для компьютера монтажная структура может быть адекватна следующей записи:
• Первый кусок— от временной позиции 00:00:00:000 до
временной позиции 00:00:55:020.
• Второй кусок — от 00:05:20:600 до 00:05:35:850.
• Третий кусок — от 00:01:10:270 до 00:03:30:110
• Четвёртый кусок — от 00:09:49:334 до 00:10:41:529,
что соответствует рисунку 9-8.
Рис. 9-8
Последовательно воспроизводимое звучание можно отразить рисунком 9-9.
Рис. 9-9
Исходная звуковая информация остаётся полной в пределах файлов записи, и в случае необходимости может быть использована многократно.
Разумеется, звукорежиссёр при монтажной разметке исходного материала не должен заниматься арифметическими вычислениями и переводом композиционных вех во временные координаты, — это дело компьютерных программ, сообщающих процессору обо всех разделах файлов, где должна состояться «склейка» или начаться новый редактируемый участок записи.
В иностранной технической литературе в своё время бытовало выражение not line, что могло звучать на русском, как непрямой, и вполне отвечало бы характеру процессов. Но с лёгкой руки переводчика, знакомого со спецификой вопроса, очевидно, понаслышке, распространилось выражение нелинейный монтаж, и это многих повергает в недоумение. Действительно, о какой нелинейности здесь может идти речь? Если ассоциировать эту формулировку с нелинейными аналого-цифровыми преобразованиями, то таковые происходят ещё до стадии монтажа.