Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы
Не менее значимой социально-психологической переменной является сплоченность группы, т.к. именно онf часто является одним из основных факторов, влияющих на ее жизнедеятельность, поэтому для большинства исследований методически было бы грамотно уровнять изучаемые группы именно по этому фактору. Наиболее продуктивный подход изучения сплоченности был предложен В.В. Шпалинским (Шпалинский В.В. Экспериментальное изучение параметров малых групп // Вопросы психологии. – 1972. - №5) – сплоченность определяется через степень ее ценностно-ориентационного единства.
Там, где это требует цель научного изыскания, эмпирическая часть работы строится, как минимум, в два этапа: на первом определяется ценностно-ориентационное единство групп (ЦОЕ), затем для дальнейшего исследования оставляются только группы имеющие одинаковый (средний) показатель ЦОЕ. Сделать это можно, например, по квартилям, убирая 25% групп с наиболее высокими и наиболее низкими результатами по ЦОЕ (см. например, Кондратьев Ю.М. Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент-студент» и «преподаватель-студент» в современном российском вузе: Дисс. к. психол. н. – М., 2005. – 131 с.).
Методика определения ЦОЕ, так же, как и триада вышеописанных методик, может проводиться с целью дальнейшей предметной работы с конкретной группой или же с исследовательской целью. Во втором случае рекомендуется более простой в процедурном плане вариант, который и приводится ниже. В противном случае исследователю лучше обратиться к другому варианту, алгоритм которого подробно описанному в литературе (см. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. – М., 2007. – 464 с.). Пример конкретного эмпирического исследования можно найти, например, в книге А.И. Донцова Проблемы групповой сплоченности (Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М., 1979).
Процедура определения ЦОЕ проводится в два этапа. На первом каждому члену группы предлагается написать те качества, которыми, по их мнению, должен обладать лидер именно их группы. Количество качеств не ограничено, но в случае, если члены группы не проявляют активности, то можно отдельно указать, что список качеств должен включать 3-5 пунктов.
После сбора материала исследователь ранжирует полученные ответы по частоте встречаемости, оставляя 15 наиболее важных, с точки зрения группы, качеств.
На втором этапе психолог предъявляет каждому члену группы обобщенный список и просит отметить в порядке значимости 5 качеств, которые наиболее важны для лидера их группы.
После сбора данных на втором этапе можно приступить к подсчету индекса ЦОЕ, который измеряется в процентах (чем больше получившийся процент, тем больше сплоченность группы).
Приведем конкретный пример (см. табл. N…)
Таблица N…
Матрица выборов значимых для лидера группы качеств
№ | Список характеристик лидера | Исп. 1 | Исп. 2 | Исп. 3 | Исп. 4 | Исп. 5 | Исп. 6 | Количество выборов |
1. | Ум | |||||||
2. | Эмпатия | |||||||
3. | Справедливость | |||||||
4. | Честность | |||||||
5. | Открытость | |||||||
6. | Доброта | |||||||
7. | Чувство юмора | |||||||
8. | Обязательность | |||||||
9. | Сила воли | |||||||
10. | Ответственность | |||||||
11. | Общительность | |||||||
12. | Работоспособность | |||||||
13. | Осторожность | |||||||
14. | Настойчивость | |||||||
15. | Скромность |
После составления сводной матрицы подсчитывается общее количество выборов того или иного качества без учета места, на которое его ставили респонденты. Формула подсчета ЦОЕ такова:
ЦОЕ=(n-m)*100/N, где
n – сумма выборов, которые получили пять качеств, чаще всего указываемых на втором этапе исследования,
m – сумма выборов, которые получили пять качеств, реже всего указываемых на втором этапе исследования,
N – общее число сделанных респондентами выборов (сумма чисел в последнем столбце матрицы).
В нашем примере ЦОЕ=((4+4+3+3+3)-(0+0+1+1+1))*100/30=47%, что говорит о среднем уровне сплоченности данной группы.