Метод, основанный на силе воли
И попытки пить меньше, и попытки совсем бросить пить, опирающиеся на силу воли, не только не достигают своей цели, но и помогают нам утвердиться в мысли, что мы неизлечимы. Вам нужно понять, почему это так.
Пока мы не клюнули на наживку, нам внушали, что в алкоголе можно найти удовольствие и утешение. Когда мы первые несколько раз экспериментировали с выпивкой, то никакого удовольствия не получили. Однако по какой‑то странной причине мы продолжали упорствовать, и – какой сюрприз – алкоголь стал для нас и удовольствием, и поддержкой. Но сейчас мы достигли той стадии, когда он стал также и проблемой, причем настолько серьезной, что ни удовольствие, ни поддержка не являются достаточной компенсацией. Мы пытались снизить потребление алкоголя или контролировать его, как умеренные пьющие люди, но, должно быть, мы ненормальны, потому что у нас ничего не получается.
Теперь у нас остается только один выход: полностью бросить пить. Однако думать об этом не слишком приятно: одно то, что мы используем слово «бросить», а не «перестать» или «остановиться», подразумевает, что мы чем‑то жертвуем. Даже слово «воздерживаться» обладает тем же подтекстом. В моем словаре есть и такие варианты, как: «отказаться», «ограничить», «оставить» и «сдерживаться» – все это подразумевает жертву. А почему бы и нет? Мы искренне считаем, что приносим жертву. Помимо промывания мозгов, которому мы подвергаемся с детства и которое подкрепляется нашими ощущениями от пребывания в ловушке, нам еще сильнее промывают мозги, внушая, что бросить – очень трудно.
Совершенно очевидно, что обитатели городского дна не получают от алкоголя ни удовольствия, ни утешения.
Более того, очевидно, что именно благодаря ему они оказались в теперешнем состоянии и влачат существование, весьма далекое от счастливой жизни. Так почему же они продолжают пить? Не удивительно, почему АА приходят к выводу, что у этих людей, должно быть, есть какая‑то природная предрасположенность к алкоголизму. Разумного объяснения явно не может быть. Если вы сами уже пытались пить меньше или полностью бросить это занятие, опираясь на свою силу воли, то знаете, как это сложно и какой упадок сил вызывает. Не удивительно, что мы откладываем попытки бегства, насколько это возможно.
Итак, вместо того, чтобы браться за дело с чувством облегчения, радости и готовности, мы испытываем такую тоску, словно собираемся подниматься на Эверест без веревок и запаса кислорода. А за чем мы первым делом тянемся, если нам грустно? Правильно: за нашим другом‑поддержкой. Итак, еще до того, как мы что‑либо предпримем, мы дважды несчастны: мы больше не можем пропустить стаканчик, чтобы утешиться из‑за того, что мы больше не можем его пропустить. Это вызывает у нас еще большую депрессию, которая, в свою очередь, увеличивает потребность в выпивке – и так далее. Мы надеемся, что время решит эту проблему и если мы сможем продержаться достаточно долго, то однажды проснемся и воскликнем: «Ура! У меня получилось! Мне больше не хочется выпить!»
Но как эти может произойти? Воспользуемся еще двумя клише:
«Запретный плод сладок».
Только если он изначально казался вам сладким. И:
«Разлука усиливает любовь».
Но только если любовь была изначально.
Если раньше вы верили, что спиртное дает вам истинное удовольствие или поддержку, как вы сможете убедить себя в том, что это не так, когда бросите пить? Это еще одна причина, по которой я советую вам не пытаться бросить пить, пока вы не дочитаете книгу. Я хочу, чтобы вы были способны доказать себе, что это не удовольствие и не поддержка. Но время еще не пришло.
Вернемся к методу, основанному на силе воли. Предположим, вам хватит силы воли, чтобы выдержать эти трудные несколько часов, дней, месяцев или даже лет. И тут произойдет нечто, что, как кажется на первый взгляд, должно укрепить вас в решении бросить пить, но на самом деле только усложнит вашу задачу. Как только вы перестанете употреблять алкоголь, будут постепенно исчезать все веские и убедительные причины, которые побудили вас к этому. Ваше здоровье и финансовое положение начнут улучшаться. Ваша личная жизнь и карьера тоже пойдут в гору. Это похоже на ситуацию, когда во время управления машиной вы становитесь свидетелем ужасной аварии. Это заставит вас на несколько километров сбросить скорость, но когда вы в следующий раз будете опаздывать на встречу, то успеете забыть об аварии и нажмете на газ.
Одна из милостей матери‑природы – то, что мы забываем все плохое, что с нами случается. Но если мы будем пренебрегать ее советами, то эта доброта обернется против нас. На практике чем больше мы воздерживаемся, тем меньше мы помним то, как нам было плохо, когда мы пили, и тем меньше у нас остается причин сопротивляться соблазну. А это увеличивает искушение выпить
ВСЕГО ОДНУ РЮМКУ.
В конце концов, наше сопротивление слабеет и с изобретательностью, свойственной нашему биологическому виду в целом и наркоманам в частности, мы находим предлог, позволяющий выпить всего одну рюмочку. Но конечно же, алкоголь вызывает обезвоживание, поэтому нам хочется выпить еще. Кроме того, он снимает запреты, поэтому вторую рюмочку нам выпить проще, и так далее, ad infinitum, ad nauseam, ad mortem – до бесконечности, до отвращения, до смерти.
Вы снова попадаете в ловушку. И не имеет значения, оказываетесь ли вы в ней сразу, как многие, или незаметно, как в первый раз.
Да и что может помешать падению? Ловушка не изменилась, как и ваши представления об алкоголе. Если бы можно было поговорить с мухами и объяснить им, как устроены плотоядные растения, как вы думаете – попали бы они в ловушку? Если бы мышь знала, как работает мышеловка, как вы думаете, была бы она настолько глупа, чтобы попытаться съесть сыр? Может быть, если бы была достаточно голодной. Но стала бы она рисковать, зная, что сыр отравлен? Конечно, нет. К несчастью для мух и мышей, никто не может объяснить им хитрое устройство ловушек.
Некоторым удается с помощью силы воли длительный срок воздерживаться от употребления спиртного или даже вылечиться, но лишь немногим удается окончательно избежать ловушек. Те, кто в силах воздерживаться, не ожидают от будущего ничего большего, кроме выздоровления и более‑менее удовлетворительной жизни. К счастью, вы можете связаться со мной, и вам не обязательно будет использовать метод, основанный на силе воли. Для этого надо снять навязанные нам внушения. Давайте раз и навсегда запомним, что употребление алкоголя не дает никаких преимуществ. Спросите кого угодно, почему он пьет, и в ответ вы услышите
ОТГОВОРКИ, А НЕ ПРИЧИНЫ.
Отговорки, а не причины
Что в первую очередь вызывает у нас желание выпить? Ответ очевиден: 90 процентов взрослых пьют, а ведь они не стали бы этого делать, если бы не получали удовольствия или поддержки. Почему так трудно бросить, когда мы принимаем такое решение? Это не менее очевидно: ужасные физические ощущения, которыми сопровождается процесс, плюс тот факт, что мы привыкли пить, а с привычками трудно бороться. Но это неверно! Это отговорки, а не причины. Как я объясню далее, реальные физические симптомы, сопровождающие отказ от алкоголя, настолько слабо выражены, что они практически незаметны. А с привычками бороться легко, если, конечно, вы действительно этого хотите.
Как я уже говорил, истинная причина того, что от этой конкретной привычки так сложно отказаться, – шизофрения. Мы верим, что нам надо чем‑то пожертвовать. Спиртное может разрушать нашу жизнь, но все равно все наше существование зависит от него. Мы уверены, что без него не сможем находиться в обществе, не способны справиться со стрессом, и мы не знаем, что может занять его место. Без спиртного жизнь кажется нам несчастной, и поэтому бросить пить так сложно.
Было бы не так плохо, если бы все эти 90 процентов выпивающих тоже не пили. Но они не только пьют, они обсуждают за едой качество вина:
«Оно приятно крепкое и достаточно благородное. Старина, ты, уверен, что не хочешь попробовать? Нет? Один бокал не повредит».
Ваш спутник за ужином пытается показать себя знатоком и создать впечатление, что это особенное вино, которое ресторан держит специально для него. И вы поддаетесь на эту уловку, потому что в этот самый момент отвлеклись, размышляя о том, как объяснить этому идиоту, что если вы сделаете хотя бы один глоток, то в итоге выпьете три бутылки, а четвертую опрокинете ему на голову. Вслух вы при этом произносите:
«Нет, я не хочу. У меня завтра важный день, и мне нужна ясная голова».
На самом деле ваш спутник пьет вино домашней выработки, которое ресторатор разливает в бутыли из‑под уксуса. Не удивительно, что вылечившиеся алкоголики предпочитают общество друг друга. Задача этой и трех последующих глав – помочь вам усвоить следующие три факта:
• УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ НЕ ДАЕТ ВАМ АБСОЛЮТНО НИКАКИХ ПРЕИМУЩЕСТВ!
• ЭТО ОТНОСИТСЯ И К ОСТАЛЬНЫМ ВЫПИВАЮЩИМ! ВЫ НИЧЕГО НЕ ПОТЕРЯЕТЕ!
• ВСЕ ПЬЯНИЦЫ ЛГУТ!
В наше время подростки, как правило, знакомятся с алкоголем еще в школе. Даже университеты – благодатная почва для воспитания привычки к алкоголю и другим наркотикам. Если подойти к студентам, которые только недавно начали пить, и спросить, почему они это делают, я уверен, что никто не скажет:
«Я студент, а не ребенок. Я буду чувствовать себя глупо, если буду пить газировку, когда остальные пьют пиво».
На самом деле вам ответят:
«Потому что мне это нравится».
При этом ответят тоном, подразумевающим, что вы задали очень глупый вопрос, ответ на который очевиден. Но вы ясно видите, что студенту, который это говорит, пиво не нравится. Он намеренно солгал вам. Вы не можете этого доказать, но знаете об этом – как и он сам.
Как можно определить, лгут вам люди или говорят правду в ответ на вопрос, почему они пьют? Назовут ли они в ответ настоящую причину или воспользуются отговорками? Воспользуйтесь своим здравым смыслом. Лучше всего – спросить себя, кажется ли вам ответ естественным. В приведенном примере ответ студента кажется вполне естественным, но его выдает то, что он делает редкие небольшие глотки с плохо скрытым выражением отвращения на лице. Совершенно очевидно, что ему не нравится спиртное.
Иногда трудно сказать, говорит ли он правду. Если вы зададите этому же студенту тот же самый вопрос три месяца спустя, то, скорее всего, получите тот же ответ, но на этот раз он может быть ближе к истине. За это время он может привыкнуть к вкусу спиртного и искренне полагать, что утоляет свою жажду данным напитком, потому что ему нравится его вкус. В данном случае это уже не будет намеренной ложью. И все же он по‑прежнему не сообщает причину. Если вы спросите его, что именно ему нравится в алкоголе, а студент ответит, что он утоляет жажду, вы можете быть уверены, что он лжет. Может быть, он действительно пьет алкоголь, когда испытывает жажду, – большинство пьющих так делает. Но большинство пьющих людей также знает, что алкоголь вызывает обезвоживание. А даже если не знать об этом – все равно вода лучше утоляет жажду, и к тому же она дешевле.
«Да, но мне нравится вкус пива. И я не выношу вкуса воды».
В этом разобраться сложнее. Можно возразить, что вода практически не обладает вкусом, но при этом лучше всего утоляет жажду, а пиво горчит и вызывает жажду.
Можно сказать также: алкоголь не может утолить жажду, иначе вы не продолжали*бы пить. Студент ответит, что он продолжает пить не из‑за жажды, а потому, что ему нравится вкус. О вкусе мы еще поговорим позже, но пока что представьте себя на месте матери‑природы. Вы потратили миллионы лет на создание мириадов различных существ. Чтобы выжить, им нужны пища и вода. Мы разумные люди и понимаем, что умрем, если не будем есть и пить, но животные об этом не знают. Что сделать, чтобы другие существа ели и пили?
Разумно будет заставить их испытывать жажду, когда насыщение организма водой падает ниже определенного уровня, и голод, когда им требуется энергия или не хватает необходимых веществ. Именно так природа и сделала. Но как эти существа различают еду и яд? Родители, например, запирают потенциально опасные лекарства подальше от детей, пока те не вырастут и не начнут понимать разницу сами. Решение матери‑природы было более изобретательным. Она сделала так, что яды неприятны на вкус и запах, а еда – приятна. Способность испытывать жажду, голод, а также различать запах и вкус, – важная особенность, которой мать‑природа снабдила наш поразительный организм, чтобы гарантировать наше выживание, хотим мы того или нет.
Задумайтесь над изяществом системы. Когда еда превращается в яд, например когда фрукт загнивает, он начинает плохо пахнуть и становится отвратительным на вкус. Он также будет неприятным на вид и на ощупь. Зрение и осязание – это еще два чувства, необходимые для нашего выживания. «Срок годности» товаров был придуман не людьми. Мать‑природа использует его уже сотни тысяч лет, и ее изобретения значительно сложнее и надежнее человеческих. Кстати, алкоголь изготавливают из растительного материала, который прошел стадию гниения и начал подвергаться ферментации.