В консультативной беседе и этикет
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ
Общеизвестно, что чем менее опытен консультант, тем более значимы для
него коммуникативные техники. Это и понятно: приемы и методики позво+
ляют избежать чувства неуверенности, “отслониться” от клиента за санк+
ционированными авторитетом науки и практики техническими приемами,
прибегнуть к ним в ситуациях, когда не вполне ясен ход вещей или когда
приверженность избранной парадигме вселяет представление о том, что
“все идет как надо”, о контролируемости процесса и т.п.
Вместе с тем, по мере углубления в практику психологической помощи,
психолог, консультант или психотерапевт, для которых благополучие кли+
ента, содержание и оценка результатов деятельности, собственный опыт
начинают приобретать большее значение, чем избранный вначале метод
работы или предпочитаемая парадигма, могут обнаружить, что несмотря,
например, на требование безусловно положительного отношения к клиен+
ту в роджерианской традиции, которой они всегда были верны, данный
конкретный клиент никак не вызывает положительных чувств, а даже на+
оборот. Или же психолог, предпочитающий трансперсональную психоло+
гию, в частности, психосинтез, обнаруживает, что в конкретном случае
концепция “субличностей” не работает, потому что эмоциональная травма
захватывает всего человека, всю его целостную личность, а не отдельные
стороны. В таких случаях возникающий когнитивный диссонанс ведет к
тому, что в конце концов побеждают индивидуальный стиль и опыт про+
фессионала. А чаще всего — некий обобщенный инвариант, содержащий
коммуникативные техники и приемы универсального характера. Назовем
наиболее распространенные и чаще всего провоцируемые в ситуации пер+
вой встречи коммуникативные техники*.
Молчание. Хотя молчание, более или менее длительные паузы, порой тя+
гостные для неопытного специалиста, представляются вначале почти не+
преодолимым препятствием, на самом деле оно является одной из важней+
ших техник в процессе оказания психологической помощи. Ее надо уметь
осмыслить, необходимо ею овладеть. Смысл молчания может быть различ+
ным: признак сопротивления, признак самоанализа, выражение отчаяния и
безысходности или, наоборот,— канун инсайта. Распознать психологичес+
кий и символический лик молчания, тем более эффективно распорядиться
им, — большое искусство. Наиболее общие приемы реагирования в ситуа+
ции молчания: кивок, повторение последних слов (своих или клиента), пе+
рефразировка последнего высказывания (своего или клиента); если клиент
продолжает молчать — помочь ему в выражении состояния: “Вам сейчас
трудно говорить”; “Возможно, вы не знаете, как на это отреагировать” или
“Возможно, вас это расстроило”. В крайнем случае, если молчание продол+
жается, консультант обязан с уважением отнестись к поведению клиента и
принять его как данность.
Эмпатическое слушание.Консультант внимательно слушает клиента, не+
вербально или словесно выражая свое следование мыслям и чувствам кли+
ента, временами почти незаметно взглядом, словом, вербализацией поощ+
ряя клиента к более глубокому выражению самого себя и к самораскры+
тию. Основное правило эмпатического слушания (т.е. принимающего, рас+
сказывающего о том, что слушающий испытывает те же чувства, что и го+
ворящий) — не сочувствовать, а сопереживать, создавая эмоциональный
резонанс переживаниям клиента.
Прояснение. Техника направлена на раскрытие смысла (мотивационного,
целевого, операционального) как для консультанта, так и для клиента, его
собственных действий. Помогает отследить амбивалентность чувств и отно+
шений, особенности используемых защитных механизмов, мышления и т.д.
Пример:
Клиентка. Мне плохо. Просто плохо, и все.
Психолог. Быть может, какое<то ощущение особенно сильно застав<
ляет вас сосредоточиваться именно на этой формулировке?
Клиентка. Не знаю.
Психолог. Сейчас, когда вы говорите “Не знаю”, вы действительно
только “не знаете” или присутствуют и какие<то другие чув<
ства?
Клиентка: Понимаете, так трудно об этом говорить... Когда бо<
лит душа, когда я понимаю, что помочь никто не может...
(плачет).
Рефлексивная вербализация. Относится к разновидностям вербализаций,
назначение которых — усиление эмоционально+смыслового резонанса
высказываний клиента. Носит не интеллектуальный, как в методологии,
характер, а скорее эмоциональный, что отличает рефлексивный парафраз
от интерпретации. Содержание рефлексивной вербализации отражает не
мотивационно+причинный, а эмоционально+модальный пласт высказыва+
ний. Различаются различные уровни рефлексивных вербализаций — от
“эхо+вербализаций” до “вербализаций+генерализаций”.
Интерпретация. Техника разъяснения (объяснения) клиенту скрытого
смысла его высказываний. Интерпретация может выражаться в утверди+
тельной, пропозициональной или вопросительной форме. Одна из наибо+
лее сложных и неоднозначных в оценке техник, интерпретация обладает
чрезвычайно мощным терапевтическим потенциалом, помогая при пра+
вильном использовании справиться с беспокойством, осознать или смяг+
чить психологические защиты. Наиболее продуктивный способ использо+
вания интерпретаций — предоставить клиенту возможность самому про+
интерпретировать свои высказывания или поведение. Иногда интерпрета+
ция может выглядеть как “чтение между строк”.
Пример. На вопрос о семейной жизни клиент долго рассказывал, какая у
него чудесная жена.
Клиент. Она изумительная женщина... Просто изумительная...
Психолог. В таком случае, с нею, наверное, нелегко жить?
Клиент. Да, черт побери! Не то слово...
Интерпретация сама требует особой техники подачи. Желательно смягчать
интерпретацию словами “возможно”, “наверное”, “может быть”, “складыва+
ется впечатление”; категоричность может превратить интерпретацию из
терапевтической коммуникативной техники в средство усугубления не+
адекватных защит и сопротивления.
Самораскрытие. Функции этой коммуникативной техники по+разному
трактуются и используются в различных концепциях консультирования и
психотерапии. В гуманистической парадигме самораскрытие психолога
трактуется как один из основополагающих приемов в установлении рабо+
чих отношений и облегчении самораскрытия клиента. В поведенческих
концепциях самораскрытие понимается как разновидность моделирования
поведения психологом, смысл которого — в подкреплении желательного
образа действий со стороны клиента. Как бы то ни было, существенным
моментом в самораскрытии является следующий: техника должна приме+
няться не по принципу “А вот у меня тоже, помню, было... “, а в русле по+
тока переживаний клиента, отзываясь на его чувства и подтверждая, что
его переживания понимают и разделяют.
Конфронтация. Техника предназначена для ответственного обнажения
противоречий, игр, нереалистичных защит, которые затрудняют самопони+
мание клиента и ведут в тупик консультативную беседу. Сложная и требу+
ющая большого мастерства в применении (к примеру, в роджерианском на+
правлении она вообще не используется) техника создает определенное на+
пряжение в беседе и поэтому должна использоваться с особым искусством.
Поскольку она способна вызывать ощущение давления, следует избегать
излишней категоричности, обвинительного тона, оценочности суждений.
Наоборот, мягкость, нейтральность, даже некоторая эмоциональная отстра+
ненность способствуют более эффективному воздействию этой техники.
Пример:
Клиент. Знаете, я у вас уже у третьего консультируюсь, и впечатле<
ние одно: или я чего<то не понимаю, или меня не хотят по<
нять.
Психолог (после паузы). Не кажется ли вам, что один из способов ухо<
да от напряжения, связанного с усилиями понять, — это посе<
щение психологов? Выгода получается многократная. Чувство
собственной значимости возрастает: ведь я — загадка. От<
ветственность с себя снимается — “пусть они думают”, от<
кладывается принятие решения, не так ли?
Подведение итогов. Эта техника является одной из наиболее предпочита+
емых при завершении первой встречи. Специфика ее применения заклю+
чается в том, что она может использоваться как реальное обобщение и свя+
зывание воедино порой сбивчивых, фрагментарных высказываний клиента
и, наоборот — путем демонстрации отказа от использования заключитель+
ных обобщений с целью подчеркнуть значимость, сложность обсуждаемых
вопросов и нежелание психолога+консультанта упрощать их. Текущее под+
ведение итогов, в отличие от завершающего, помогает структурировать
процесс консультативной беседы и расставить некоторые смысловые вехи.
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3+е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).