Тема: Речь в межличностных и общественных отношениях.
План
1. Основные законы общения.
2. Стратегии общения.
3. Невербальные компоненты общения.
4. Гендерные аспекты общения.
Задания
1.Какие элементы невербального общения необходимы в Вашей профессии? В каких ситуациях они могут заменить речевое общение? Приведите примеры.
2. Приведите пример (с подробным анализом) Вашего эффективного или неэффективного речевого взаимодействия. В чем были допущены ошибки или, напротив, сделаны верные коммуникативные шаги.
3. Разыграйте речевую ситуацию с активным использованием невербальных компонентов общения и без них. Какой вариант общения является эффективным?
4. Сравните с личными наблюдениями и жизненным опытом обобщённые характеристики речевого поведения мужчин и женщин. Приведите примеры из жизни, подтверждающие или опровергающие данные тезисы.
А. Коммуникативные намерения, мотивация.
Мужчина | Женщина |
Беседа — это переговоры, из которых следует выйти победителем, утвердив свой статус в борьбе с собеседниками. | Беседа — это переговоры, во время которых следует оказывать и получать поддержку и одобрение, достигать согласие. |
Успешная беседа должна носить фактологический, аргументированный и целенаправленный характер. | Успешная беседа должна быть обсуждением проблем со всеми деталями и подробностями. |
Цель беседы — стать центром внимания, выставить напоказ свои достижения и способности. | Цель беседы — установить связи, продемонстрировать общность и одинаковый опыт. |
Б. Содержание речи
Мужчина | Женщина |
Не утруждает себя обсуждением деталей. | Обсуждает каждую мелочь с партнёром. |
Воспринимает сочувствие как выражение превосходства. | Воспринимает сочувствие как выражение дружеского отношения. |
Не терпит ни малейшего намёка на указания или приказания, отклоняет требования других из принципа. | Охотно делает то, что от неё требуют; сама не выставляет прямых требований, а формулирует их как предложения. |
Не любит говорить о своих проблемах. | Охотно и часто говорит о своих проблемах, доверяет друзьям интимные детали. |
Неохотно говорит о мыслях и чувствах (особенно, если считает их несущественными). | Охотно говорит о мыслях и чувствах, даже мимолётных. |
Намеренно даёт сложные (заумные) объяснения, посылая при этом метасообщение о превосходстве. | Пытается выражаться как можно более доходчиво, посылая при этом метасообщение о поддержке. |
Любит рассказывать шутки на публике, т.к. считается, что тот, кто доводит людей до смеха, имеет над ними хотя бы временную власть. | Не любит рассказывать шутки на публике. |
·Считает, что восхваление в беседе собственных заслуг — это необходимость; скромность — признак слабости. | Считает, что любое зазнайство, самовосхваление в беседе недопустимы. |
В. Стиль ведения беседы
Мужчина | Женщина |
Охотно вступает в конфликты. | Считает, что конфликты следует по возможности избегать, не допускает открытой конфронтации, не пытается утвердиться ценой конфликта. |
Считает, что агрессивное речевое поведение не исключает дружбы; отсутствие согласия не является угрозой дружеским отношениям. | Согласие — необходимое условие сохранения близости. За кажущимся согласием могут скрываться глубокие разногласия. |
Говорит языком фактов и воспринимает всё буквально. | Давая волю чувствам, прибегает к поэтической свободе, использует превосходные степени, преувеличения, метафоры и обобщения. |
Ожидает, что его будут слушать спокойно и внимательно. | Ожидает активного интереса, поддержки. |
Воспринимает сигналы обратной связи женщины как выражение её болтливости и помеху беседе. | ·Воспринимает отсутствие сигналов обратной связи как свидетельство того, что её не слушают. |
Считает, что в беседе должен говорить один, а остальные молча слушать. | Предпочитает беседу, где несколько участников говорят одновременно. |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 23