Пути и способы выполнения комбинаторного решения упаковочных материалов
В создании упаковочного пакета для овощного отдела магазинов мне понадобилось изучить форму и материал упаковки, восприятие человека, цвета и цветовые сочетания. А также узнать «правила дизайна», выбор композиционного решения и выбор цветового и графического решения.
«Правила дизайна», которые необходимо учитывать при разработке упаковки:
· основные приемы композиции;
· теория форм и объемов;
· теория цвета (контрастность, сочетания и тональность).
При разработке упаковки для любого товара очень важно понимать, что верное использование и применение основных правил дизайна позволяет избежать множества неприятных моментов и горьких разочарований. Тем не менее, имеется ряд очень удачных дизайнерских решений, в которых эти правила демонстративно нарушаются. Эти «нарушения» заранее предусмотрены опытными маркетологами и дизайнерами и делаются специально, чтобы выделить свое изделие на фоне других.
Выбор композиционного решения должен быть осознанным, не спонтанным. Существуют два основных типа композиции:
· Симметричная — базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов (симметричные архитектурные объекты и геометрические орнаменты, строение некоторых минералов). Симметричная композиция с элементами асимметрии — равновесие с элементами динамики (такой тип композиции присущ человеческому телу и большинству животных).
· Асимметричная — основана на динамическом равновесии, когда динамика одного элемента уравновешивается динамикой другого (характерна для растительного мира и большинства объектов неживой природы).
Цветовое и графическое решение, так же имеет немаловажное значение.
Зарубежные и отечественные специалисты уделили большое внимание особенностям восприятия цветов, доказав, что посредством обращения к эмоциям покупателя возможно побудить его совершить покупку.
Как правило, использование определенных цветов на упаковке связано с общим образом марки и несет в себе те же стимулы и образы, что и реклама данного продукта. Например, синий цвет банки кофе Maxell House привлекает людей, рассматривающих процесс кофепития как приятный отдых, в то время как красный у Nescafe призывает взбодриться, преодолеть трудности, вызывает радостное волнение от предвкушения наслаждения. С позиции цветовых ассоциаций не совсем оправданным выглядит применение красного в упаковке молока "Домик в деревне": волнение и активность не уживаются с образом сельской идиллии и домашнего уюта, который олицетворяет спокойная бабушка-хозяйка. А вот зеленый фон пакета кефира той же марки делает картину целостной. Некоторые виды продуктов традиционно требуют использования определенных цветов: молочные изделия — белого, зеленого и синего, цвета сочной травы и неба, хлебобулочные — желтого, песочного и коричневого. Смешанные тона, редко присутствующие в живой природе (ярко-фиолетовый), могут вызвать подсознательное недоверие к продукту питания и сомнения в его натуральности.
Рекомендации по использованию цветов на упаковке:
· предпочтительно использование не более двух-трех цветов;
· цвета должны быть чистыми (не смешанными);
· черный цвет должен быть одним из примененных в оформлении;
· использование золота и серебра должно быть очень лаконичным и ненавязчивым, гораздо больший эффект имеют удачные сочетания цветов и контрасты.
Изучив, все особенности графического решения плоскости упаковки, мы приступили к разработке упаковочного пакета для овощного отдела продуктовых магазинов.
Наша разработка пакета будет включать комбинаторное решение, элементом которого является фрукт киви. Этот фрукт был выбран потому, что он включает в себя много оттенков зеленого, который является самым привычным цветом для зрения человека.
Для создания пакета понадобилось:
· разработать общий вид упаковочного пакета;
· выполнить стилизацию выбранного фрукта киви;
· подобрать оттенки зеленого и других цветов для комбинаторной композиции;
· разработать комбинаторное изображение киви с учетом выполненной стилизации;
· применить разработанное изображение на поверхности упаковочного пакета.
Мы решили выбрать для комбинаторного решения фрукт киви, как основной элемент. Провели стилизацию его формы и свой выбор остановили на минимуме декора и максимальном звучании цвета (Приложение №1).
При разработке упаковочного пакета мы много внимания уделили форме пакета, учитывая его назначение. Форма должна быть удобной, вместительной, красивой, устойчивой при расположении пакета на горизонтальную поверхность (Приложение №2).
Кроме эстетичного внешнего вида, привлекающего внимания покупателей, необходимо позаботиться о прочности упаковочного пакета и возможности переносов в нем не менее 3 кг. Поэтому мы разработали ручки пакета, которые имеют большую поверхность соприкосновения с самим пакетом, что обеспечивает прочность упаковочной продукции (Приложение №3).
Мы надеемся, что наша разработанная упаковка будет радовать покупателей своим внешним видом и практичностью в использовании (Приложение №4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги курсовой работы, мы можем сделать следующие выводы: процесс создания упаковочной продукции очень актуален и влияет на желание покупателей приобрести тот или иной товар, несет в себе эстетику восприятия окружающей действительности, украшает нашу жизнь и может служить средством рекламы какого-либо товара. Мы не можем отказаться от эстетической красоты. Каждый из нас старается приукрасить среду − бытовую или производственную, личную и общественную. Это норма жизни современного человека. Вне зависимости отличных наших данных и условий, способствующих или препятствующих делу, мы, так или иначе, участвуем в создании нашего предметного окружения.
Красивая упаковка оказывает определенное воздействие на психологию человека за счет цвета и символа. Это не только украшает предметный мир и притягивает взгляд, но и способствует покупательной способности. Поэтому, при создании упаковки нужно учитывать воздействие на человека цвета и формы упаковочной продукции в зависимости от ее назначения.
В процессе разработки дизайна упаковочного пакета немаловажное значение имеет учет развития рыночных отношений, экологичность используемых материалов, а также соблюдение «правила дизайна», работа над композиционным, цветовым и графическим решениями.
Таким образом, можно сказать, что наша цель: создание неповторимого, запоминающегося образа пакета для овощных отделов продуктовых магазинов достигнута, а поставленные задачи выполнены.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Холмянский, Л.М. Щипанов, А.С.Дизайн: Кн. для уч-ся. – М.: Просвещение, 1985. – 240с.: ил.
2. Божко, Ю.Т. Архитектоника и комбинаторика формообразования.– Киев: Выща шк., 1991. – 245 с.
3. Данилова, О.Н. Зайцева, Т.А. Кравцова, Т.А. Учебная программа курса «Архитектоника объемных форм». – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 15 с.
4. Михайлов, С.М. Кулеева, Л.М. Основы дизайна: Учеб. для вузов / Под ред. С.М. Михайлова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Союз дизайнеров России, 2002. – 240 с.: ил.
5. Устин, В.Г. Композиция в дизайне: Учеб. пособие. Основы построения формальной композиции в дизайнерском творчестве. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1998.
6. Петушкова, Г.И. Основы проектирования костюма: Учеб. пособие для вузов. Ч. 3. Круг. Сер. Трансформируемые конструкции. – М.: Изд-во МЛАГП, 2000.
7. Милова, Н.П. Наумова, Н.В. Основы композиции: Руководство. Ч. 2. Линейная и тональная композиции из геометрических фигур. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000.
8. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства. – М.: Гном и Д, 2001.
9. Феофанов, О. Реклама: новые технологии в России. – СПб: «Питер», 2000.
10.Маркетинг. Учебник/ Романов А.Н. и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
11.Зимина, Н.В. Совершенствование связей производителей продуктов питания с торговыми организациями. // Маркетинг в России и за рубежом. – №2. – 2000. – С. 75-80.
12.Веригин, А. Русская реклама. 1898.
13. Кравцова, Т.А. Архитектоника объемных форм: Программа, методические указания к контрольной работе и практическим занятиям. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 23 с.: ил.
14.Романов, А. Н. Корлюгов, Ю. Ю. Маркетинг. – М.: «Банки и биржи», 1995.
Приложение №1
Выбранные оттенки цвета
Элемент комбинаторики
Фрагмент комбинаторного решения упаковочного пакета
Приложение №2
Разработка формы пакета
Приложение №3
Применение ручки к упаковочному пакету
Приложение №4
Эскиз упаковочного пакета