Вопрос. Современные тенденции развития рынка упаковочных материалов за рубежом и в РБ.

Технологии ведущих мировых упаковочных компаний работают сейчас над созданием универсальной упаковки, соответствующей современным требованиям.

Результатом изысканий японских специалистов стал Cheer Pack, что переводится как «весёлая упаковка». Сделанная из фольги она предназначена для химически активных продуктов. Она очень мягкая и удобная. Традиционно круглая форма сменилась плоской.

На Западе производится упаковка из картона, покрытого лаком на водной основе. Поверхность – глянцевая. Продукт, упакованный в этот картон, сохраняет свой аромат и вкус.

Появление микроволновых печей расширило требования к упаковке. Теперь она не только должна сохранять продукт, но и обеспечивать процесс обработки продукта при сохранении его свойств и характеристик. Для этого создаются специфические упаковочные материалы типа Smart, что означает «ловкий, умелый». Smart представляет собой «активный» упаковочный материал, который воздействует как на продукт, так и на процесс его обработки в печах СВЧ.

Для упаковки и хранения химических продуктов используются плёнки EVON. Они растворяются в воде, нетоксичны, биологически разрушаемы, прозрачны, хорошо защищают содержимое. Такую упаковку можно назвать «зелёной».

В Беларуси создана уникальная вакуумная упаковка высочайшего качества. Упаковочный материал «Бифолен» значительно увеличивает срок хранения мясных и рыбных продуктов, овощей и фруктов.

Современные подходы к решению проблемы утилизации упаковки.

Проблема утилизации и загрязнения окружающей среды упаковкой является одной из наиболее значительных и оказывает существенное влияние на развитие рынка упаковки.

На свалке, как и в магазине, упаковки продолжают привлекать внимание. Упаковка создаёт впечатление загрязнение экологии и тем, что входит в уличный мусор.

Основные проблемы:

- последствия производства упаковки – загрязнение вод и отравление воздуха при производстве бумаги, пластиковых бутылок и др.;

- результаты переработки упаковки - выделение тепла в атмосферу;

- транспортирование упаковок.

Для сведения к минимуму всех видов загрязнения в мировом масштабе предлагаются следующие меры:

- проведение сортировки отходов для дальнейшей переработки. Основными недостатками данного метода являются увеличение стоимости упаковки из вторичного сырья и трудности в разделении по происхождению пластмасс, которые различаются по составу;

- переработка по замкнутому кругу, т.е. использованная упаковка превращается в такую же, какой была раньше. Такой подход эффективен, например, при переработке алюминиевых банок, но в других случаях он требует больше энергии и приводит к большему загрязнению, чем простая переработка;

- создание из отходов других материалов, например, из полиэтиленовых бутылок производятся напольные покрытия и т.д. Это оправдано самой природой, где отходы часто становятся основными ресурсами для совершенно новых процессов;

- «начальное сокращение», означающее снижение количества исходного материала в упаковке. Вариантом реализации данной стратегии является продажа концентрированных продуктов: и упаковки меньше, и товара.

Данный подход предполагает использование трёх R:

- reduce – уменьшение количества упаковочных материалов каждой единице товара, например, замена картонной упаковки на бумажную для стиральных порошков;

- reuse – повторное использование упаковок без повторной обработки, что позволяет экономить энергию;

- recycle – переработка, гарантирующая, что упаковка не попадёт на свалку.

Наиболее сложными в переработке являются пластиковые изделия. Одними из последних разработок и предложений по утилизации полимерных упаковок являются:

- сжигание отходов полимерной упаковки, использование их в качестве топлива для ТЭЦ. Способ нашёл широкое применение в Германии. Основные недостатки – выброс тепла и загрязнение атмосферы;

- изготовление сэндвич-материалов, когда «вторичные» полимеры помещаются между двумя слоями «свежих». Этот подход реализуется при производстве упаковки TetraPack;

- изготовление съедобной полимерной плёнки для пищевых продуктов. Такие плёнки должны быть водорастворимыми и нетоксичными. Они могут быть усвояемыми и состоять из углеводов, полиглицидов или неусвояемыми (производные целлюлозы). Примеры подобных упаковок – желатин, амилозный крахмал, применяемые в капсулировании лекарств;

- создание самодеструктируемых полимерных упаковок, разрушающихся под воздействием:

- микроорганизмов, которые вводятся в состав материалов, например, до 10% крахмала (биодестурктуризация);

- солнечного света, когда в упаковку вводятся фоточувствительные добавки (фотодеструктуризаия).

Проблема переработки упаковок заключается не только в том, как найти наиболее эффективный способ recycle, но и в том, что потребитель не хочет покупать продукцию переработки, считая, что она уже не очень чистая и не внушает доверия. Поэтому необходимо стимулировать приобретение продуктов переработки, создавая магазины, специализирующиеся на продаже подобных товаров, проводя рекламные и пропагандистские акции и т.д.

Наши рекомендации