Психодиагностика и ее место в психологической науке
В психологической науке по-разному определяют место профессиональной психодиагностики среди отраслей психологической науки.
Одни психологи считают, что диагностика профессиональных способностей является состав-ной частью профессионально-психологического отбора и расстановки кадров.
Другие, как например К.К. Платонов, диагностику профессиональных способностей понимали составной частью трудовой экспертизы и профессионального отбора, как «определение спе-циалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии» . «Прогностическая психологическая трудовая экспертиза, - писал К.К. Платонов, - на основе психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей дальнейшей трудовой деятель-ности свидетельствуемого».
Кроме того, при определении места психодиагностики в системе психологического знания сложилось два его понимания: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность.
В первом понимании психодиагностика выступает непосредственной теоретической основой диагностической деятельности психолога-практика. Как научная дисциплина она: изучает и рассматривает природу психологических явлений и принципиальную возможность их научной оценки, соответствие применяемых психодиагностических средств принятым общенаучным и методологическим требованиям; разрабатывает основные методические требования, предъявляе-мые к различным средствам психодиагностики и процедуре их применения; изучает основания достоверности результатов практической психодиагностики, изучает и разрабатывает основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты.
Психодиагностика как практическая деятельность (или, по-другому, профессиональная психодиагностика) включает в себя: выявление и оценку психологических особенностей личности и группы; определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психо-диагносту, а также к условиям проведения психодиагностической работы.
Таким образом, психодиагностика как сфера науки включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том, и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека (группы). Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая - показывает, как это делать правильно и надежно.
Предмет психодиагностики составляют принципы диагностирования и заключения, методы и методики психодиагностики, дифференциальная психометрика, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик.
Психодиагностика делится на научно-исследовательскую и научно-практическую. В основе этого деления - задачи, стоящие перед практическими психологами и психологами-исследова-телями. Психолог-исследователь ориентирован на обнаружение неизвестных закономерностей, а результатом является выделение общих закономерностей, присущих различным индивидам.
Психолог-практик (а нас, прежде всего, он и интересует) ориентирован на поиск известных закономерностей у неизвестных обследуемых.
Основные отличия методов практической диагностики от исследовательских заключаются в следующем: краткость, простота, экономичность (вследствие ограниченного времени на их прове-дение, обработку и интерпретацию результатов); они включают в себя способы соотнесения полученных результатов с соответствующими нормами, требованиями к профессиональной деятельности; основные задачи их применения связаны с решением конкретных, практических вопросов, выявлением множества факторов у единичного объекта измерения (для исследователь-ских, наоборот, - получение нового знания, выявление отдельных фактов у множества единичных объектов).
Психодиагностическое обследование (практическое) - это процесс применения уже готовой, разработанной системы методов, а его результат - сведения о психических свойствах конкретного испытуемого, о степени его профессиональной пригодности. Диагностическое исследование - это комплекс работ, направленных на формулирование концепции измеряемого свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.
Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социаль-ного поведения, при консультировании и оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизе, прогнозировании психологических последствий измене-ния среды и т.д. В повседневной жизнедеятельности наиболее часто встречаются следующие типы эмпирических психодиагностических ситуаций:
1. Консультация. В данном случае испытуемый по собственной воле обращается к психологу, принимая обязательство быть откровенным и активно участвовать в выработке решения, а консультант берет на себя ответственность оказания помощи испытуемому в решении его жизненных проблем.
Различают следующие виды консультаций: консультация по проблемам семьи и брака; психологическая профессиональная консультация; консультирование руководителей по пробле-мам стиля руководства и общения; психологическая консультация обучаемых (в школе, вузе).
2. Отбор. Обследуемый самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, курсы и т.п., а решение о его дальнейшей судьбе, после выполнения им психодиагностических заданий, зависит от других лиц (членов приемной комиссии, комиссии профотбора, сотрудника отдела кадров).
3. Принудительное обследование. К нему относятся массовые социологические и демографи-ческие опросы, а также проводимые по решению администрации или общественных организаций психологические информационные обследования, классные и домашние работы в школе, выпол-нение тестовых заданий студентами-психологами при разработке психодиагностических методик.
4. Аттестация. Проводится при аттестации руководящих и инженерно-технических кадров, в судебной экспертизе, на экзаменах в выпускных классах школы, сессиях в вузах и характеризуется высоким уровнем контроля за поведением испытуемого, принуждением его к участию в обследо-вании, принятием решения о судьбе обследуемого другими людьми помимо его желания.