Создание генеративных изменений

Чтобы выйти за рамки старых стратегий выживания и достичь личностной эволюции и пробуждения, нужно расширить свои ментальные карты, описывающие то, кто мы и что возможно в этом мире. Нужнорассматривать старые ограничения совершенно по-новому. Для этого необходимо совершить «прорыв» и «выйти за рамки привычного», учиться на том уровне, который антрополог и теоретик систем Грегори Бейтсон называл Обучением IV — созданием чего-то «совершенно нового», чего не существовало раньше, в жизни отдельной личности или всего биологического вида. Такая генеративная осознанность должна и включать в себя, и превосходить наши предыдущие знания и уровень осознанности.

Поэтому истинная генеративность часто приводит к нарушению существующей структуры, утратившей гибкость. Такое нарушение приводит к регрессу, к более первичному, неинтегрированному состоянию и сталкивает нас лицом к лицу с нашими «тенями» (паттернами поведения и качествами, которые нам не нравятся и которых мы пытаемся избегать), но также и с новыми ресурсами, которые мы раньше не осознавали и не использовали. Если мы способны оставаться центрированными в себе и поддерживать связь с более обширным полем, содержащим в себе все эти выражения, мы можем войти в генеративное состояние расширения, реорганизации и новой интеграции. Это позволяет нам добиться гораздо более высокого уровня эффективности.

Цикл адаптации

В основе генеративных изменений и всех уровней обучения лежит способность к адаптации. Эколог и исследователь экологических систем С. Холлинг (1979, 1986) разработал общую модель системных изменений. Это цикл адаптации, состоящий из четырех стадий.

1. Рост.

2. Консервация.

3. Коллапс.

4. Реорганизация.

В сравнительном изучении динамики экосистем эта модель обращает внимание на процессы разрушения и реорганизации, а также роста и консервации. Это позволяет во всей полноте понять системную динамику, лежащую в основе адаптации, устойчивости к внешним воздействиям и эволюции.

Создание генеративных изменений - student2.ru

Цикл адаптации Холлинга – карта стадий изменений в экосистеме

Традиционно развитие экосистем считается результатом двух основных функций.

1. Рост и экспансия, когда делается акцент на быстром распространении и эксплуатации ресурсов.

2. Консервация и баланс, когда важнее становится накопление, хранение и экономное использование ресурсов.

В экологии считается, что биологические виды, достигшие успеха на стадии роста, следуют «Р-стратегии». Р-стратегия характеризуется высокой способностью к распространению и быстрым ростом в тех контекстах, где к успеху приводит прямая конкуренция (приз достается одному победителю).

Виды, которые достигают успеха на стадии консервации, следуют «К-стратегии». К-стратегия состоит в консервации ресурсов, здесь рост происходит медленнее. Такие виды процветают в контексте конкуренции на выбывание (побеждает тот, кто остается в игре дольше всех)[18].

По мнению Холлинга, в цикле адаптации есть еще две важные адаптивные функции. Первая – это коллапс, или то, что экономист Джозеф Шумпетер называет творческим разрушением. Это ситуация, когда ресурсы, которые тщательно накапливались, внезапно «высвобождаются» (например, в экосистеме это может произойти в результате таких событий, как лесной пожар, засуха, нашествие вредителей или период интенсивного потребления и размножения).

Вторая стадия – это стадия реорганизации. Обычно она следует за фазой коллапса или высвобождения. В такой момент границы и внутренние связи системы становятся слабыми и неустойчивыми. Такая нестабильная система может легко терять или приобретать ресурсы и участников. В этот период систему можно легко реорганизовать с помощью небольших воздействий (так называемый эффект бабочки) и здесь часто возникают временные связи или экспансия патогенных факторов или организмов. В этот период на будущее организации или системы могут повлиять случайные события и система может трансформироваться в совершенно новую структуру.

Именно на этой фазе в систему могут войти новые или экзотические организмы или факторы, они могут даже занять доминирующее положение в экосистеме. Эти новые организмы, участники или элементы могут возникать благодаря реализации ранее подавленного потенциала в системе, из тех, которые зародились и накапливались в неисследованных областях или мигрировали из соседних систем. На этой стадии чаще всего возникают инновации и происходит «прорыв».

Когда снова начинается фаза роста, процессы конкуренции (и прямая конкуренция, и конкуренция на выбывание) приводят к тому, что в экосистеме начинают доминировать несколько видов. Новая система, возникающая в таких условиях, может содержать в себе некоторые аспекты предыдущей организации или она может быть совершенно новой. Из-за слабости внутренней интеграции и контроля трудно точно предсказать, какую форму примет новая организация.

Фаза роста также приводит к новому накоплению ресурсов. Это, в свою очередь, увеличивает возможность того, что на следующих стадиях коллапса и реорганизации возникнут другие экосистемы и новые биологические виды. Генеративные стадии цикла адаптации – это две последние стадии, и этими стадиями обычно труднее всего управлять. В целом шаги процесса движения через

а) ригидность и стагнацию к

б) нарушению и регрессу к

в) поиску и добавлению новых ресурсов и к

г) реорганизации в более обширное целое

включают в себя такие базовые стадии:

1) разрушение

2) расширение, а затем

3) создание нового.

Чтобы «запустить» этот процесс на уровне отдельной личности, в НЛП третьего поколения есть следующая базовая структура:

1. Начните с ресурсного состояния, в котором вы заземлены и центрированы в теле и в настоящем.

2. Определите проблемный опыт или паттерн и полностью войдите в него.

3. Внесите новую, более широкую осознанность в структуру текущей «нейро-лингвистической» программы, связанной с проблемным состоянием или паттерном.

4. Выйдите из зоны влияния этой программы и войдите в состояние, где вы центрированы и заземлены в состоянии осознанности, включающем в себя и в то же время превосходящем этот проблемный опыт или паттерн (в противоположность тому, чтобы просто найти полярность или противоположность проблемному состоянию). Как сказал Эйнштейн, «проблему невозможно решить на том же уровне мышления, на котором она была создана».

5. Рассмотрите эту программу как часть более обширного контекста или системы и найдите ее позитивную цель в этом контексте или в этой системе.

6. Ощутите связь с полем возможностей и ресурсов, которое больше (шире и глубже), чем поле, связанное с проблемным состоянием или паттерном. Это можно сделать, получив доступ к трем типам интеллекта (когнитивному, соматическому и полевому) и согласовав их между собой, чтобы войти в самую лучшую «версию» вас, доступную на данный момент.

7. Удерживайте текущее состояние или паттерн, а также программу, которая его создает и подкрепляет, в рамке новых ресурсов и расширенной осознанности.

8. Позвольте возникнуть новым выборам, которые включают в себя и в то же время превосходят текущую программу или паттерн, интегрируя его как функциональный элемент более обширного целого.

В этой главе мы исследуем некоторые техники, разработанные в рамках НЛП третьего поколения, которые способствуют генеративным изменениям, в том числе:

• Методы, помогающие поддерживать заземленность и контакт с реальностью перед лицом изменений, уязвимости и трудных чувств.

• Техники, развивающие способность принимать и переносить недостатки в себе и в других без осуждения.

• Практики, позволяющие распознавать и создавать пространство для новых возможностей, без определенных ожиданий.

• Методы, позволяющие углубить и гармонизировать уровни связи с собой и другими людьми.

Выбор

Понятие «выбор» – фундаментальный элемент всех процессов НЛП (каждого поколения), а также фундамент генеративных изменений. В толковом словаре «выбор» определяется как способность «выбирать между несколькими альтернативами благодаря свободной воле и рациональному суждению». Способность выбирать – интегральный элемент свободы, интеллекта и успеха. С точки зрения НЛП способность выбирать лежит в основе эволюции человечества. То есть процесс эволюции – это процесс постоянного расширения возможностей выбора в своей жизни.

В первом томе «Структуры магии» (1975) основатели НЛП Ричард Бэндлер и Ричард Гриндер описывают разницу между теми, кто эффективно реагирует на окружающий мир, и теми, кто реагирует неэффективно. Они пишут, что по большей части этих людей отличает друг от друга то, как они воспринимают доступные им возможности выбора в своей внутренней карте.

…люди, которые реагируют на… стресс и успешно… и творчески справляются с ним, располагают богатой репрезентацией или моделью ситуации, в которой они находятся, такой моделью, которая позволяет им различать широкий набор возможностей в выборе собственных действий. Другие люди, напротив, чувствуют, что набор возможных выборов у них ограничен, причем ни один из имеющихся выборов не представляет для них ценности…. Мы обнаружили, что дело не в том, что мир ограничен или в нем нет выбора, а в том, что эти люди не в состоянии увидеть альтернативы и возможности, которые у них на самом деле есть, потому что эти альтернативы и возможности не соответствуют их моделям мира.

Поэтому важно помнить, что есть тонкая, но важная разница между «альтернативами» и «возможностями выбора». Альтернативы — это нечто внешнее по отношению к нам. Возможности выбора — это альтернативы, которые стали элементами нашей внутренней карты и к которым мы можем получить доступ с помощью «свободной воли» и «рационального суждения». У человека может быть множество альтернатив, но при этом никакого выбора. Выбор и суждение требуют способности и умения замечать ключи контекста, чтобы внутренне сделать и реализовать самый адекватный выбор.

Выбор также тесно связан с понятием «экологии». Одно из фундаментальных утверждений НЛП состоит в том, что люди всегда делают наилучший выбор, который считают для себя возможным. То есть любое поведение, каким бы «плохим», «безумным» или «странным» оно ни казалось, было или есть самый лучший выбор, доступный человеку, с учетом его способностей и его модели мира. НЛП рассматривает любое поведение как потенциально полезное или необходимое в определенном контексте. Даже гнев, фрустрация, ревность, замешательство и так далее могут быть уместным и экологичным выбором в определенных обстоятельствах.

Поэтому с точки зрения НЛП важно расширять возможности выбора, а не сужать их. Базовое предположение НЛП состоит в том, что если у человека есть более адекватный, лучший выбор, он сделает его автоматически. Здесь важнее всего найти возможность выбора, которая действительно «лучше» для человека, с учетом его способностей и ситуации.

В НЛП также считается важным, чтобы у человека было больше одной альтернативы, кроме нежелательных или проблемных реакций: «один выбор – это отсутствие выбора. Два выбора – это дилемма. У нас есть выбор, только если мы видим не меньше трех альтернатив». Одна из миссий НЛП – постоянно создавать и обеспечивать человеку способность непрерывно расширять для себя возможности выбора.

Выбор может также быть качественным, а не количественным. То есть вместо того, чтобы иметь «больше» возможностей выбора или «другие» возможности выбора, можно иметь выбор с точки зрения качества переживания или ощущения ситуации или события. Например, если мы подходим к ситуации «конгруэнтно», «элегантно» или «внимательно», это будет «качественный» выбор, и он повлияет на то, как мы воспринимаем ситуацию и какой смысл ей придаем. Количественный выбор обычно находится на уровне способностей и поведения, а качественный – на уровне убеждений, ценностей и идентичности.

Наши рекомендации