Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
Вопросы к экзамену
1. Общие тенденции развития психологической службы в России.
2. Задачи, структура и функции психологической службы
3. Роль психологической службы в системе образования
4. Профессиональная этика практического психолога.
5. Квалификационные требования, права и обязанности психолога.
6. Организация труда практического психолога.
7. Основные виды работы практического психолога и их взаимодействие.
8. Задачи психопрофилактической работы и способы ее осуществления.
9. Специфика консультативной работы психолога.
10. Особенности психодиагностической работы в психологической службе.
11. Требования к психодиагностическому исследованию, его процедура.
12. Взаимодействие психолога с администрацией учреждений.
13. Психологическое просвещение как вид работы психолога
14. Принципы и методы коррекционной и развивающей работы психолога образования.
15. Основные формы психокоррекционной работы.
16. Типы психологических рекомендаций и их осуществление.
17. Содержание работы психолога в детских дошкольных учреждениях.
18. Содержание практической работы психолога в начальной школе.
19. Содержание и организация практической работы психолога в основной школе.
20. Содержание и организация работы психолога в старших классах.
21. Документация психолога в психологической службе.
22. Обзор новых и интенсивно развивающихся отраслей психологии
23. Модели психологической службы.
24. Популярные психологические практики.
25. Нормативно- правовые основы деятельности и направления активности психологической службы в сфере образования.
26. Нормативно- правовые основы и направления деятельности психологической службы в сфере медицины.
27. Нормативно- правовые основы и направления деятельности психологической службы в сфере экономики (на предприятиях и в организациях)
28. Основы и направления деятельности психологической службы в сфере правовых отношений.
29. Нормативно- правовые основы и направления деятельности психолога в военных организациях.
30. Нормативно- правовые основы и направления деятельности психологических служб в социальной сфере.
31. Психолог как предприниматель в сфере оказания психологических услуг.
32. Нормативно- правовые основы и направления деятельности психолога с спортсменами.
33. Функциональные обязанности психолога на предприятии.
34. Рабочее место психолога.
35. Планирование работы психолога организации.
36. Документация психолога организации
37. Особенности работы с личностью в организации.
38. Требования к психологу-консультанту.
39. Содержание и особенности диспетчерской функции психолога.
40. Отбор кадров как одно из направлений деятельности психолога.
Примеры тестовых заданий по дисциплине
Выберите правильный ответ
1. Психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека называется:
1) психодиагностика
2) психология
3) возрастная психология
4) клиническая психология.
2.Психодиагностический принцип, требующий от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, называется:
1) принцип развития
2) принцип отражения
3) принцип единства сознания и деятельности
4) личностный принцип
5) принцип диалектической связи.
3.Развитие профессионального консультирования, а также профессиональный отбор и распределение персонала в промышленности послужило толчком для возникновения:
1) тестов интеллекта
2) тестов достижений
3) тестов специальных способностей
4) тестов личности.
4.Социально-этический принцип психодиагностики предполагающий, что полученную информацию нельзя передавать в том виде, в каком она получена, т.е. ее необходимо сопровождать объяснениями, учитывать индивидуальную эмоциональную реакцию клиента на информацию называется:
1) конфиденциальность
2) обеспечение тайны результатов обследования
3) уровень квалификации психодиагноста
4) сообщение результатов обследования
5) право приобретения и последующего использования методик.
5.Целью психологического консультирования является:
1) исправление недостатков психологии и поведения психически здорового человека с помощью специальных средств психологического воздействия
2) формирование у человека нужных психологических качеств при их отсутствии или недостаточном развитии
3) оказание психологической помощи людям, имеющим психические расстройства и нарушения поведения, с целью предотвращения или компенсации негативных последствий и отягощения имеющихся расстройств
4) оказание непосредственной психологической помощи людям, которые в ней нуждаются, в виде советов и рекомендаций
5) верного ответа нет.
6.Одним из видов психологического консультирования является:
1) открытое консультирование
2) закрытое консультирование
3) консультирование по телефону
4) смешанное консультирование
5) верного ответа нет.
7.Профессиональная позиция психолога-консультанта заключается в том, что он:
1) может не оказывать помощь тем клиентам, которые во время консультации ведут себя не вполне этично
2) может не принимать клиентов, которые пришли на консультацию из праздного любопытства
3) должен принимать и оказывать помощь лишь тем клиентам, у которых действительно есть проблемы
4) должен принимать и оказывать помощь всем без исключения клиентам, независимо от того, кто они, зачем пришли, как настроены и какие цели преследуют
5) верного ответа нет.
8.Специфической чертой психокоррекционного процесса в отличие от других видов практической психологической помощи является:
1) ориентация на работу с людьми, имеющими психические расстройства и нарушения поведения
2) ориентация на работу с людьми, находящимися в острой психотравмирующей ситуации
3) ориентация на работу с людьми, имеющими различные нервно-психические и соматические заболевания
4) ориентация на работу с клинически здоровыми людьми, имеющими в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера
5) верного ответа нет.
9.Какой из ниже перечисленных принципов не относится к принципам составления коррекционных программ:
1) принцип приоритетности коррекции каузального типа
2) принцип единства диагностики и коррекции
3) принцип учета эмоциональной сложности материала
4) деятельностный принцип
5) верного ответа нет?
10. Общая модель коррекции предполагает:
1) определение индивидуальной характеристики психического развития клиентов, его обучаемости, типичных проблем
2) создание условий оптимального возрастного развития личности в целом
3) организацию практических действий на различных основах, овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий
4) составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны
5) верного ответа нет.
11.Какое из утверждений не соответствует кодексу профессиональной этики психолога-консультанта:
1) психолог не несет ответственность перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту
2) свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента
3) обязательной составной частью работы психолога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений
4) в работе с клиентами психолог руководствуется принципами честности и открытости
5) верного ответа нет.
12.Какой из компонентов не относится к основным компонентам профессиональной готовности психолога к коррекционному воздействию:
1) теоретический
2) практический
3) личностный
4) интеллектуальный
5) верного ответа нет.
Распределение баллов
Текущий контроль | Промежу-точная аттестация Промежуточная аттестация | Всего | ||
Раздел 1 | Раздел 2 | Экзамен | ||
Количество баллов по разделам | ||||
Всего |
Шкала оценивания: национальная и ECTS