Развитие профориентации в России, СССР и Российской Федерации

Уровень свободы в каждом конкретном обществе коррелирует с уровнем развития профориентации. Рассмотрим это на примере России.

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г., но только в годы Первой мировой войны эти службы приобрели государственный статус. Фактически это была еще не профориентация, а трудоустройство.

В «Кающемся энциклопедисте» (1900) в разделе, посвящен­ном выбору профессии, выделены четыре типичных варианта выбора: согласно семейным традициям; случайно, необдуманно; по призванию; по расчету. До революции в России издавались журналы, в которых содержалась информация о профессиональ­ных учебных заведениях: «Студенческий альманах», «Адрес-кален­дарь» и др.

Еще до революции в Санкт-Петербурге профессор Н. Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М.А.Рыбникова и И. А..Рыбников перенесли эту инициативу в некоторые гимназии. В целом в дореволюционной России профориентации как са­мостоятельного научно-практического направления еще не было, но условия создавались.

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации стали важнейшими темами марк­систской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 г. по прямому указанию В.И.Ленина) была со­здана лаборатория, занимавшаяся вопросами профориентации. Проблемы профориентации стали разрабатываться во Всеукраин-ском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору про­фессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах. В 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен воп­рос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно вопросами профориентации молодежи занималась

Н. К. Крупская.

Первое бюро профессиональной консультации появилось в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (проф­отбора) занимались педологи. В 1930-е гг. Центральная лаборато­рия по профконсультации и профотбору ВЦСПС начала разраба­тывать систему школьной профориентации. В 1932 г. был создан штаб по координации исследований проблем школьной проф­ориентации. Таким образом, в период нэпа и в начале 1930-х гг. профориентация активно развивалась.

В 1936 г. вышло печально известное Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Заме­тим, что наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. Именно она оказалась самой уязвимой пе­ред лицом ущемления свобод (и прежде всего, свободы выбо­ра...). В 1937 г. — отмена трудового обучения в школе и резкое

свертывание профориентационной работы. Таким образом, в пе­риод сталинского тоталитаризма профориентацию, реально свя­занную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.

Только в конце 1950-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 1960-е гг. (в период хрущевской «оттепели») была организована группа профориента­ции в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководи­тель А.Н.Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель Б. А. Федоришин); орга­низован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР — НИИ ТОиПО АПН СССР (руководитель А. М. Голомшток). Таким обра­зом, в период хрущевской «оттепели», т.е. в период возрождения некоторых демократических свобод, в стране наблюдалось явное возрождение профориентации. К сожалению, долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориен-тационные разработки на достаточно простом (и даже примитив­ном) уровне.

В годы брежневского правления (с середины 1960-х гг. до середи­ны 1980-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разра­боток еще более понизился. Это было время, когда на официаль­ном уровне призывали: «Всем классом на ферму!», «...на завод!», «...на комсомольскую стройку!» В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяй­ства и обороноспособности страны. В итоге ущемления многих сво­бод в этот период профориентация стала деградировать.

Правда, уже с середины 1980-х гг. в стране стала вызревать по­требность в существенных изменениях, и прежде всего в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Ос­новные направления реформы общеобразовательной и профессио­нальной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи.

В период горбачевской «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:

- создано более 60 региональных Центров профессиональной
ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах — множество пунк­
тов профконсультации — ПКП (в Госкомтруде СССР все это ку­
рировал О. П. Апостолов, много сделавший для возрождения оте­
чественной профориентации, а фактически и для становления
школьной психологической службы);

- на базе Госкомтруда началась активная подготовка профкон­
сультантов (заметим, что в тогдашнем СССР практических пси­
хологов в массовом порядке еще не готовили);

- в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профес­
сии» (заметим, что это также был один из первых психологиче­
ских курсов в школе);

- наметился переход к более качественной работе (хотя опыта
было мало, но он быстро приобретался);

- в итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба
профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совер­
шенствования.

Таким образом, рост свободы в обществе вызвал резкое воз­рождение и развитие школьной профориентации.

На смену горбачевской «перестройки» пришла эпоха «демо­кратических преобразований», начавшаяся в августе 1991 г.

В 1991 г. вышел «Закон о занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости (заметим, что в США для рабо­ты в бюро по трудоустройству требования к подготовке специали­стов заметно ниже, чем для специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры).

В 1992 г. вышел Закон РФ «Об образовании», и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориента­ции.

К сожалению, школьная профориентация была почти разру­шена, что усугублялось неясностью в вопросе о ее подчинении: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался, а в Минтруда РФ и в подчиненных ему службах занятости-населе­ния «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная ус­луга» (по принципу: «Школа не в нашем ведении»).

К счастью, отдельные местные начальники иногда поддержи­вали руководителей оставшихся Центров профориентации моло­дежи, т. е. не дали им «погибнуть» в условиях социально-экономи­ческого абсурда. Кроме того, некоторые руководители Центров занятости населения все-таки делегировали своих профконсуль-тантов в близлежащие школы, где они работали со старшекласс­никами, получая зарплату в Минтруда (за это таких руководите­лей не раз наказывали, но, видимо, профессиональная совесть у кого-то все-таки осталась).

Один из примеров невнимания к школьной профориента­ции — Второй съезд школьных психологов в Перми в 1995 г., в программных материалах которого не было ни одного упомина­ния о профориентации и профессиональном самоопределении, но много места и времени было уделено психокоррекции, психо­диагностике, психотерапии, хотя и психодиагностика, и психо­коррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают школьнику решить главный вопрос — что делать после школы, т.е. вопрос самоопределения.

Как это ни удивительно, но профориентация частично пере­кочевала в коммерческие структуры — в виде «профотбора персо­нала». К сожалению, это также свидетельство некоторой прими­тивизации профориентационной работы. Еще в 1920-е гг. Г.Мюн-

стенберг говорил, что со временем профотбор должен постепен­но заменяться профконсультацией. В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадек­ватные тесты, но самое печальное, что такой профотбор прак­тически исключает выход на серьезный уровень профессиональ­ного и личностного самоопределения (претендент — это лишь «обследуемый с помощью тестов»). Таким образом, сейчас для профориентации не самые лучшие времена, но ее все-таки не запрещают.

На рубеже XX и XXI вв. появились надежды на возрождение и развитие профориентации, и для этого были серьезные основания. Например, директора некоторых школ, понимая необходимость профориентационной работы, привлекают к ней психологов и педагогов. Но без должного научно-методического руководства и контроля, к сожалению, зачастую эта работы превращается в про­фанацию: подростков тестируют с помощью методик, предназна­ченных явно для других целей, и выдают рекомендации о выборе профессии. Есть примеры возрождения профориентации в бо­гатых и относительно стабильных нефтяных компаниях, где профориентация рассматривается как элемент кадровой полити­ки. Но и здесь многое делается напоказ, т.е. сама профориентация не рассматривается как глубокая, системная и растянутая во вре­мени работа: нередко профориентация проводится в сжатые сро­ки (в течение двух-трех дней), с большими массами школьников (от 80 до 100 человек) и по очень интенсивным программам (по 8—10 ч в сутки).

К сожалению, недопонимание важности профориентационной работы (как со школьниками, так и со взрослым населением) приводит к тому, что средства, вложенные в профориентацию, часто расходуются неразумно. Например, после недальновидных заявлений и соответствующих действий некоторых высокопостав­ленных чиновников из Московского департамента занятости ушли с работы около половины профконсультантов, на подготовку которых в свое время было затрачено много бюджетных средств. Но и профконсультантов можно понять: какой смысл работать по урезанным ставкам, когда их с удовольствием берут в коммерче­ские структуры для работы с кадрами.

В итоге получается, что в 1930-е гг. развитие профориентации ограничивалось политическими способами, в 1970—1980-е гг. — бюрократическими, а сейчас — экономическими мерами (почти не финансируют). То есть периоды расцвета профессионального самоопределения в определенной степени связаны с уровнем ре­альной свободы выбора для большинства населения данного об­щества. А это означает, что сама профориентация (и конкретные методы профориентационной помощи) должна планироваться и осуществляться с учетом этого обстоятельства. Например, если

уровень реальной свободы самоопределения в обществе невысок, то это отражается и на позиции многих клиентов, и на позиции самих профконсультантов, порождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъекта (или не-субъекта) самоопределе­ния, с желанием (или нежеланием) понять то, что происходит вокруг, т. е. понять, в «пространстве» каких смыслов приходится самоопределяться.

Наши рекомендации