Внимание. Термин, используемый в когнитивной психологии для обозначе-ния склонности организма сосредоточиваться на отдельных чер-тах окружающей обстановки
Термин, используемый в когнитивной психологии для обозначе-ния склонности организма сосредоточиваться на отдельных чер-тах окружающей обстановки. Внимание обычно подразделяется на сосредоточенное и разделенное.
Пользуясь сосредоточенным вниманием, организм выбирает (или сосредоточивается) лишь на одном стимуле из окружающей обстановки. Сосредоточенному слуховому вниманию было по-священо больше экспериментальных работ, чем сосредоточенно-
му визуальному вниманию. Согласно ранней теории фильтра-ции, при сосредоточенном слуховом внимании для непосред-ственной обработки выбирается лишь один стимул, а остальные ожидают своей очерсди в «сенсорном буфере». В более поздних теориях предполагается обработка всех стимулов, однако те из нпх. которые не прошли через фильтр сосредоточенного внима-ния. обрабатываются в ослабленном (затухающем) режиме. Иногда сосредоточенное внимание сравнивают с лучом прожек-тора. Материал, попадающий в этот луч, подвергается детальной обработке, в то время как другие визуальные стимулы, которые находятся за его пределами, почти не обрабатываются. В зависи-мости от рода задачи «луч внимания» может быть либо широ-ким, либо очень узким. Согласно теории интеграции внешних признаков, те объекты, которые находятся вне «луча внимания», обрабатываются ограниченным образом. Обработка может сво-диться к физическим характеристикам объектов, но их значение не оценивается.
Разделение внимания происходит, когда мы пьпаемся зани-маться несколькими делами одновременно. Все мы знакомы с не-удобствами разделенного внимания — например, когда приходит-ся одновременно управлять автомобилем и поддерживать разго-вор. Опытные водители без труда справляются с этой задачей, в то время как для начинающих водителей она представляет значи-
Различные аспекты внимания
тельную трудность. Эффективность разделенного внимания опре-деляется следующими характеристиками:
• Сходство задач. Если задачи несходны, как в вышеприведен-ном примере, то возрастает вероятность их успешного одно-временного выполнения. Если обе задачи имеют одинако-вую сенсорную модальность (т. е. обе визуальные или обе слуховые), они выполняются хуже из-за ограниченной обра-батывающей способности организма.
• Трудность задачи. Как можно ожидать, трудность является главным фактором, влияющим на возможность успешного выполнения обсих задач. Уснех особенно проблематичен, когда одна из задач требует усиленного использования ресурсов организма. Рассмотрим приведенный выше пример о разговоре за рулем автомобиля. В нормальных условиях обе задачи могут быть выполнены успешно. Если условия стано-вятся более жесткими (например, при обгоне или на скольз-кой дороге), водителю гораздо труднее поддерживать связ-ную беседу.
• Опытность. Чем опытнее мы становимся, тем лучше можем выполнять оба вида деятельности одновременно. Это проис-ходит в силу нескольких причин. Мы можем разработать лучшую стратегию выполнения задач, когда одно дело не мешает другому (например, разговаривать лишь во время поездки по прямому участку дороги). Требования, выдвигае-мые к уровню нашего внимания, снижаются по мере того, как задачи становятся более привычными. Когда обработ-ка информации происходит в автоматическом режиме, нам почти не приходится привлекать дополнительные ресурсы (сравните напряженность начинающего водителя с гораздо более спокойным поведением опытного водителя).