Вопрос 42 Переработка информации как предмет психологии. Основные положения когнитивной психологии.

Когнитивная психология – одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 1960-гг. как альтернатива бихевиоризму. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредованное познавательными (когнитивными) факторами. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Представлена работами К. Левина и Э. Ч. Толмена, основные принципы сформулированы У. Найссером, Дж. Брунером. Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы - "персональных конструктов". Важную роль играет введенное Л. Фестингером понятие "когнитивный диссонанс" - расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации.

Когнитивная психология изучает:

- как люди получают информацию о мире,

- как эта информация представляется человеком,

- как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение.

Эти исследования привели к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Анализируется весь учебный процесс по Д.П. Озбелу, Дж. Брунеру, когнитивная психология показывает, что эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.

Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований (Рис. 1): восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект; каждую из них мы рассмотрим отдельно.

Рис. 1. Основные направления исследований в когнитивной психологии.

Вопрос 42 Переработка информации как предмет психологии. Основные положения когнитивной психологии. - student2.ru

Основные положения когнитивной психологии:

  1. Сознание в когнитивной психологии – это осведомленность, т.е. знание о событиях и стимулах окружающего мира и о своих познавательных процессах + контролирование себя и своего окружения. Контроль начала и прекращения поведения. Любой факт поведения регулируется сознанием. Поведение и сознание неразрывны. 3 типа сознания по Тулвингу:
    1. Аноэтичное (отражает процедурную память)– простое наличие знания о своих действиях, совершаемых и проявляющихся в наших навыках и привычках.
    2. Ноэтичное (отражает семантическую память) – знание об объектах, событиях, связи между ними.
    3. Автоноэтичное (отражает эпизодическую память)– знание о личностных переживаниях, событиях, связывает с личностной идентичностью.
  1. Память в когнитивной психологии. Когнитивная память — процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают сначала как нечто внешнее по отношению к личности, затем постепенно превращаются в опыт и убеждения человека. Две формы когнитивной памяти:

§ Сенсорно-перцептивная(образная) Образная память является резуль­татом восприятия сенсорной инфор­мации и может проявляться в виде хранения зрительных, слуховых, обонятельных и прочих ощущений или в виде сложных синтетических образов, включающих комплекс раз­личных сенсорных характеристик.

§ Словесно-логическая(мыслительная). Словесно-логическая память фик­сирует словесную информацию и понятийные обозначения внешних объектов и действий.

Человеческий опыт представлен 2 видами памяти: первичной (все, что актуализируется из вторичной памяти, непосредственно то, что мы знаем о себе, текущий опыт сознания) и вторичной (все имеющиеся знания человека в области предсознания). Информация, поступающая в первичную память, держится около 20-30 сек., если она повторяется, то перетекает в долговременную память, либо удерживается и потом забывается.

Система памяти согласно трехкомпонентной структуре:

3 независимых хранилища и система процессов, которые происходят внутри каждого хранилища и между ними.

Компонентные процессы происходят с каждым из хранилищ:

- процесс ввода информации в данную структуру (процесс кодирования)

- хранение

- извлечение

- удаление, забывание

3. Теории уровней переработки. Структурные теории Нормана. Структура представляет собой - КП, СП, ДП[5]. Эти структуры (системы) имеют разные функции и механизмы своего проявления, но между ними есть взаимодействие. Первый класс теорий - теория двойственности: есть структура первичной (кратковременной) и вторичной (долговременной) памяти. Вся информация идущая из вне проходит через КП и либо выталкивается, либо переводится в ДП с помощью процесса повторения. Повторение - это операция, выполняющая три функции:

1. сопротивление угасанию следов в КП

2. предохранение материала от выталкивания

3. перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.

Трехкомпонентная теория (теория множественности) Аткинсона ("Память и процессы обучения") предполагает наличие УКП (сенсорная), на которую попадает информация извне, структуры КП, структуры ДП, на которую информация может попасть как из КП так и из УКП. Любое знание на выходе является результатом трансформации посредством трех систем. Есть три способа доказательства существования этих структур: функциональный (по разному принципу функционирования этих систем), экспериментальный, и материалы патологии.

4. Внимание в когнитивной психологии. Внимание здесь рассматривается с трех позиций (см. билет 40 «Модели внимания»):

a. Внимание как селекция

b. Внимание как ресурсы

c. Внимание как действие

5. С момента возникновения когнитивной психологии ее основным методом был информационный подход.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ

Информационный подход – один из основных методов когнитивной психологии, в котором человек рассматривается как система обработки информации. Процесс обработки состоит из ряда последовательных или параллельных во времени этапов, на каждом из которых выполняются специфические операции по преобразованию информации. Эти операции:

§ Кодирование

§ Выделение отдельных признаков

§ Фильтрация

§ Распознавание

§ Осмысливание

§ Выработка решения

§ Формирование ответного действия

Основные характеристики этапов обработки информации:

  1. Пропускная способность канала
  2. Скорость переработки
  3. Информационная емкость
  4. Тип кодирования
  5. Длительность цикла преобразования

Конечная цель информационного подхода – построение частной или обобщенной модели исследуемого психического процесса. Такая модель является эвристическим средством собственного психологического анализа и состоит из гипотетических функциональных блоков, соединенных последовательно или параллельно и выполняющих конкретные функции преобразования информации.

Функциональный блок – структурная единица алфавита преобразований информации в кратковременной памяти. В терминах такого алфавита м.б. качественно описаны как элементарные так и более сложные познавательные действия.

Основным методом исследования в информационном подходе является – метод микроструктурного анализа.

Метод микроструктурного анализа – это методологический подход к изучению кратковременных познавательных и исполнительных действий, развивающийся в отечественной психологии с 1960 гг. С помощью этого метода изучаемые процессы можно представить как морфологические объекты, имеющие развитую функциональную структуру, определенное предметное содержание и семантическую нагрузку. Важнейшая задача метода микроструктурного анализа – выделение компонентов (единиц анализа), сохраняющих свойства целого, и установление складывающихся между ними типов взаимоотношений. Согласно данному методу, процесс решения задачи, отсчитываемый от начала предъявления тестового материала (команды, инструкции), делится на ряд интервалов. Предполагается, что в каждом интервале выполняются те или иные функции преобразования входной информации, осуществляемые определенным функциональным блоком или рядом блоков. Построенная гипотетическая модель тщательно выверяется экспериментальным путем и уточняется за счет широкого варьирования условий проведения эксперимента. Этот метод требует серьезной компьютерной обработки на всех этапах проведения. Реально используется в эргономическом проектировании отдельных функций операторской деятельности.

Ограничения информационного подхода (и некоторых когнитивных моделей):

Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации — это эвристические построения, используемые для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными. Существует тенденция приписывать моделям большую структурную незыблемость, чем это может быть подтверждено эмпирическими данными.

Модель переработки информации полезна для вышеперечисленных задач; однако, чтобы лучше отразить достижения когнитивной психологии, были разработаны и другие модели. Модель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор уникальных операций, выполняемых над входной информацией. Предполагается, что реакция на событие (например, ответ: «А, да, я знаю, где эта выставка») является результатом серии таких этапов и операций (например, восприятие, кодирование информации, воспроизведение информации из памяти, формирование понятий, суждение и формирование высказывания). На каждый этап поступает информация от предыдущего этапа, и затем над ней выполняются свойственные для данного этапа операции. Поскольку все компоненты модели переработки информации так или иначе связаны с другими компонентами, трудно точно определить начальный этап; но для удобства мы можем считать, что вся эта последовательность начинается с поступления внешних стимулов.

Модель переработки информации породила два важных вопроса, вызвавших значительные споры среди когнитивных психологов: какие этапы проходит информация при обработке? и в каком виде информация представлена в уме человека?

[1] Согласно учебнику - Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. «Измерение в психологии: общий психологический практикум».

[3] По книге: Л.С. Выготский «Психология развития человека»: раздел - «Лекции по психологии», лекция 2 - «Память и ее развитие в детском возрасте».

[4] По книге «Общая психология» (в семи томах). Том 4. «Внимание» М.В. Фаликман. Издание МГУ.

[5] КП – кратковременная память, СП – семантическая память, ДП – долговременная память, УКП – ультракратковременная память.

Наши рекомендации