Xvii. психодрамотерапия в аспекте
ДИНАМИКИ ВЛЕЧЕНИЙ
После того как в предыдущей главе мы познакомились с психодрамотерапией в аспекте теории ролей, рассмотрим теперь психодрамотерапию с точки зрения ее направленности на динамику влечений, то есть на акциональный голод клиента и на его взаимодействие с миром. Психодраматическая теория влечений исходит из того, что человек со своим акциональным голодом, отчасти обусловленным генетически, отчасти зависящим от разных переменных, находится в постоянной полемике с миром возможностей и препятствий. Однако условия жизни человека не только провоцируют его на поступки, но и сами формируются им в процессе взаимодействия с миром, отражаясь на его акциональном голоде. Умение справляться с самыми разными жизненными ситуациями, на которое накладывает отпечаток и которого требует жизнь, во многом зависит от спонтанности человека. В этой связи следует еще раз процитировать здесь мореновское определение спонтанности: «Спонтанность — это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия».
Если представить себе круг взаимодействия человека с миром, то вырисовываются шесть пунктов, в которых могут проявиться нарушения поведения и на которых должна строиться целенаправленная психодрамотерапия.
Поэтому при неясных нарушениях влечений необходимо обдумать:
1. Имеет ли место торможение спонтанности при нормальном акциональном голоде, и если да, то какого рода.
2. Не препятствует ли ролевому развитию и тем самым взаимодействию клиента с миром недостаток реальных возможностей при самом по себе нормальном акциональном голоде.
3. Не делает ли неадекватное ролевое поведение проблематичными актуализированные роли и не редуцирует ли оно акциональный голод.
4. Не приводит ли недостаточная ролевая дистанция к ролевым конфликтам и тем самым к фрустрации клиента.
5. Не является ли невроз креативности, к примеру, следствием чрезмерной ролевой дистанции.
6. Не проистекает ли паралич влечений из негативных влияний переменных: 3 — здоровье, МО — межчеловеческие отношения, ВУ — внешние условия, ВБ — внутренняя безопасность.
Торможение спонтанности
Даже при изначально нормальном акциональном голоде и имеющейся у человека возможности проявления ролей из-за неизвестных поначалу моментов может произойти торможение спонтанности, создающее препятствия в его жизнедеятельности. Оно может выражаться в разного рода отказах. Иногда при таких обстоятельствах акциональный голод, принимая форму агрессии, может быть направлен против собственной персоны или против других людей. Подобное нарушение, намеренно изображенное здесь в общих чертах без постановки диагноза, может не выходить за рамки нормы, но может также достигать столь значительных степеней, что производит впечатление психического заболевания. Будучи таковым, оно поддерживается и непрерывно обостряется вступившим отныне в действие circuli vitiosi.
Поэтому Морено самым настойчивым образом требует как можно раньше принимать во внимание поставленный под угрозу акциональный голод человека, а также освобождать или профилактически развивать его спонтанность. Если заболевание уже проявилось, важно как можно быстрее перевести пациента в состояние действующего.
При неясной симптоматике результаты тестов на спонтанность и ситуационных игр являются отправной точкой для диагностического выяснения характера и степени торможения спонтанности. При этом протагонисту создают на сцене неожиданные ситуации и наблюдают за его спонтанными или неспонтанными реакциями. Если его поведение — например, в ситуациях соперничества — оказывается особенно неспонтанным, но состояние в принципе не выходит за пределы нормы, то в тренинге спонтанности, проводимом сразу же после теста на спонтанность, протагонисту предоставляется возможность натренировать свою спонтанность в разнообразных неожиданных ситуациях, констеллированных в аспекте его проблемы (91). Попутно отметим также значение этого метода с точки зрения общей и лечебной педагогики (71, 120). Если же тест на спонтанность позволил выявить гораздо более сильное торможение, возникшее, например, вследствие переносов (испытуемый не в состоянии реагировать адекватно ситуации, а ведет себя так, словно находится в другой ситуации), то здесь уместна раскрывающая психодрамотерапия.
После того как в разыгранных ранее сценах, изображавших вымышленные ситуации, была выявлена присущая клиенту проблематика соперничества, сама проблема соперничества диагностически выясняется путем сценического изображения соответствующей реальной ситуации. При этом благодаря особому варианту техники дублирования можно добиться достаточно быстрого высвобождения спонтанности протагониста и тем самым непосредственного терапевтического эффекта.
Например, в процессе дублирования по типу парадоксального вмешательства дубль намеренно преувеличенным образом изображает торможение спонтанности протагониста. Расположившись позади протагониста, спонтанность которого заблокирована чувством соперничества по отношению к своему коллеге Мюллеру, дубль говорит: «Если кроме меня на новую должность правлением фирмы рассматривается кандидатура Мюллера, мне лучше сразу отступить. Мюллер гораздо умнее, способнее и компетентнее, чем я». На это протагонист может прореагировать словами: «Да, я лучше уступлю! Но и с Мюллером дело обстоит далеко не так». Дубль продолжает: «И тем не менее мне лучше отступить. Все сразу увидят, как я неумел и просто беспомощен в сравнении с Мюллером». «Нет, я не такой», — протестует протагонист. В этом месте психодрамотерапевт прерывает монолог протагониста и дубля, обратившись к протагонисту с просьбой: «Покажите, что вы и в самом деле не такой, причем прямо здесь и теперь! Герр Мюллер стоит перед вами, сотрудники находятся в этой же комнате... Докажите, что вы отнюдь не беспомощны и не менее способны, чем герр Мюллер!» В условиях создаваемой дублированием внутренней мотивации разыгрываются различные сцены, в которых протагонист должен утвердить себя в отношении соперника. Успешные действия и позитивная обратная связь группы не только активизируют его спонтанность, но и усиливают его акциональный голод. Неудачи в игре должны быть скорректированы в этот же день за счет выбора другой тактики в последующих сценах.
Важно не допускать усиления самообвинительных тенденций у депрессивных пациентов. Это достигается, в частности, путем дублирования по типу парадоксального вмешательства. Само собой разумеется, настроение пациента перед дублированием должно быть выяснено с помощью теста на спонтанность. В этой связи надо отметить, что окончание психодраматического занятия после изображения в соответствующих сценах вымышленных ситуаций неуспеха без психодраматической коррекции следует однозначно, отнести к числу врачебных ошибок психодрамотерапевта.