Мезоуровень ценностей социальной работы
Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентации клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.
Формируя свое поведение в обществе, человек идентифицирует ценностные ориентации с основными жизненными проблемами. Согласно концепции Ф. Кланхон, повторяемость жизненных проблем дает возможность их классификации:
• человек, взаимодействуя с природой и окружающей средой, либо доминирует над ней, либо сосуществует, либо ею порабощен;
• человек оценивает природу человека как добрую или злую, либо в сочетании добра и зла;
• человек предпочитает в большей степени будущее, чем прошлое или настоящее;
• человек предпочитает виды деятельности, связанные с развитием и становлением;
• человек оценивает свои отношения с остальными людьми с позиций прямой, косвенной и индивидуальной взаимозависимости7.
В различных культурах и обществах эти ценностные ориентации имеют свои различия и свою систему приоритетов.
Классификация Памфрея вводит различные уровни ценностей. К первому уровню он относит абстрактные ценности, такие, как демократия, справедливость, равенство, прогресс, свобода, мир, самореализация. Ко второму уровню относятся ценности функционирующей личности: «хорошее — плохое» общество, «хорошая — плохая» семья, «престижная — непристижная» работа и т.п. Третий уровень составляют инструментальные, или операциональные, ценности. С точки зрения обязательств, которые берет на себя человек в процессе функционирования в сообществе, у него могут иметься аутентичные, адаптивные, аспирационные ценности.
Таблица 4
Метаценности | Характеристики |
Целостность | Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязь, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок |
Совершенство | Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование |
Завершение | Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок |
Закон | Справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствование |
Активность | Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование |
Богатство | Диференциация, сложность |
Простота | Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура |
Красота | Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство |
Доброта | Правота, доброжелательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность |
Уникальность | Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна |
Ненапряженность | Легкость, отсутствие напряжений, усилий, сложностей, изящество, совершенство |
Игра | Забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость |
Истина,честь, реальность | Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность |
Самодеятельность | Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам |
Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А.Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гуманистической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей. Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от потребностей в самоактуализации личности. Доминирующие ценности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностями, мотивами личностного роста. Согласно классификации А.Маслоу8, бытийные ценности индивида, метаценности можно представить в понятийных пропозициях (таблица 4).
Таким образом, люди имеют не только ценности, но и их иерархию, на которую ориентируются в различных жизненных ситуациях, в зависимости от того, насколько общество санкционирует их действия и поступки. Интериоризированные (ставшие внутренне присущими) ценности и нормы личности учитываются в социальной работе. Они выступают в качестве социальной нормы, формируют принципы профессиональной ответственности, ценностные концепты профессии.