Особенности личности детей с ДЦП
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ
«ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОДА»
Основные темы
1. Механизмы двигательных нарушений при ДЦП, особенности моторного развития детей с ДЦП.
2. Особенности сенсорных нарушений у детей с ДЦП, основные направления коррекционной работы.
3. Нарушения речи у детей с ДЦП, особенности дизартрий при различных формах ДЦП.
4. Современные методы восстановительного лечения и реабилитации больных с ДЦП.
5. Особенности психического развития детей с ДЦП (влияние неблагоприятных факторов: экзогенных и эндогенных)
6. Основные типы семейного воспитания детей с ДЦП: гипопротекция, гиперпротекция.
7. Реакция семьи на рождение больного ребенка – основные этапы реагирования, направления семейной психотерапии
8. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
9. Неврозы и невротические реакции детей с ДЦП (причины, уровни реагирования, проявления)
Особенности личности детей с ДЦП
11. Страхи и неврозы у детей с ДЦП.
12. Особенности семейного воспитания детей с ДЦП.
13. Проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с церебральным параличом.
14. Социальная реабилитация детей с ДЦП.
15. Особенности психокоррекции детей с ДЦП.
Рекомендуемая литература
1. Абрамович-Лехтман Р.Я.. Об особенностях нервно-психического развития детей с церебральным параличом. Л. 1966
2. Акош К, Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей /Пер. с англ. С Вишневской, М, 1994
3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом – М., 1989
4. Бадалян Л.О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка. /Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983
5. Балалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи – Киев, 1988
6. Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. М. 1994.
7. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983
8. Горинова З.В., Егорова Т.Д.. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. 2003.
9. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб, 1997
10. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастрюкова Е.М.. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М. 1993.
11. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. оспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. М.: Просвещение, 1994
12. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах – Киев, 1987
13. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985
14. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом /Под ред. К.А. Семеновой и др. – М. – СПб, 1988
15. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. И.А. Смирновой. – СПб.: ИСПиП. 2000
16. Лебединский В.В.. Нарушения психического развития у детей. М. 1985.
17. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – М, 2000
18. Левченко И.Ю., Приходько О.Г.. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением ОДА. М. 2001.
19. Лурия А.Р. Высшие корковые функции у человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М. 2000
20. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. 1996
21. Мамайчук И.И. Психология дисонтогенеза – СПб, 2000
22. Мамайчук И.И.. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб 2003.
23. Мардахаева Л.В.. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. Курск 2001.
24. Мастюкова Е.М. и др. Нарушения речи у детей с церебральным параличом – М., 1985
25. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М.: Просвещение. 1991
26. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Под ред. Е.М. Мастрюковой и др. – М, 1984
27. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом /Под ред. М.В. Ипполитовой и др. – М., 1989
28. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. – Воронеж. 1996
29. Семенова К.А.. Детский церебральный паралич. М 1998.
30. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой – М, 2000
31. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988
32. Степанова Г.А., Кулькова Е.Я.. Социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. 2003.
33. Тюрин А.В. Профессиональная ориентация инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Методическое пособие. М.: МИИ. 1999, 64 с.
34. Хайрулина И.А., Горбунова С.Ю.. Формирование первоначальных навыков письма. Программа подготовке к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и ОДА. М. 1998.
35. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич – СПб., 2001
36. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич – хрестоматия, СПб., 2003
37. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование. 1995
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТАМ ПО КУРСУ «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Развитие эмоциональной сферы в детстве. Причины отклонений в развитии эмоциональной сферы у детей. Полиморфность группы детей с эмоциональными расстройствами. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как вариант нарушенного развития. Уровни эмоциональной регуляции в детском возрасте и психологическая классификация РДА. Особенности психического развития детей с синдромом РДА. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от сходных состояний. Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, страдающими синдромом РДА.
Непатологические формы нарушения поведения у детей и подростков. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями. Синдром постреактивного расстройства. Акцентуации характера личности. Патологические формы девиантного поведения. Дисгармонический тип психического дизонтогенеза. Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения поведения.
Контрольные вопросы и задания
1.Основные закономерности эмоционального развития ребенка.
2.Сущность уровневой регуляции эмоционального поведения у ребенка.
3.Основные формы эмоциональных нарушений в детстве.
4.Причины эмоциональной и поведенческой патологии.
5.Своеобразие психического развития в условиях раннего детского аутизма.
6.Содержание и направления психокоррекционной работы с детьми с синдромом РДА.
7.Виды нарушений поведения.
8.Основные проявления посттравматического синдрома.
9.Понятия об акцентуациях и психопатиях.
10.Виды психопатий и их классификации.
11. Основные направления психокоррекционной работы при патохарактерологических нарушениях.
Литература
1. Беличева С.А. Превентивная психология. - М, 1994.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности (в
норме и отклонении). - М., 1990.
3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми - М., 1991.
4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.,
1986.
5. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л., 1981.
6. Каган В.Е. Неконтактный ребенок. - СПб, 1996.
7. Лебединская К.С. и др. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. -
М., 1988.
8. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М., 1986.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.
10. Никольская О.С. и др. Аутичный ребенок. - М., 1997.
11. Хрестоматия по аутизму./Под ред. Л.М.Шипицыной и Д.Н.Исаева. - СПб,
1997.
12. Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Нарушения поведения учащихся
вспомогательной школы. - СПб, 1992.
13. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция./Под ред.
Лебединского В.В. и др.. - М., 1990.