Особенности личности умственно отсталых детей

Особенности волевых качеств.Воля - это способность человека дей­ствовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая воз­можные препятствия. Воспитание воли и у нормальных людей - сложный и длительный процесс. Воспитание воли у умственно отсталых детей представ­ляется делом еще более долгим и трудным, что объясняется особенностями их развития. Выделим основные особенности волевых качеств умственно отсталых детей.

1, Недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии с какой-нибудь отдаленной целью.

2. Несамостоятельность, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям могут сочетаться с прямо противополож­ными признаками. Слабость воли умственно отсталых детей выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испы­тывают в этом потребности.

3. Наблюдается контрастность и в отношении к воздействиям со сторо­ны окружающих людей. На первый план выступает внушаемость, некритиче­ское восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания и советы с собственными интересами и склонностями. Умственно отсталого ребенка легко подговорить обидеть свою любимую младшую сестренку, испортить, сломать какую-либо нужную вещь в доме и т.д. И наряду с этим те же дети в отношении отдельных указа­ний могут проявить необычайное упрямство, длительное и бессмысленное сопротивление разумным доводам, непреодолимое стремление сделать напе­рекор тому, о чем их просят. Все эти мнимые контрасты проявлений воли (безынициативность и безудержность, внушаемость и упрямство и т.п.) есть выражение незрелости личности, следствие недоразвития психики.

Мотивационно-потребностная сфераумственно отсталых детей ха­рактеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Эти детям свойственна «ко­роткая» мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятель­ности (игровая, учебная, трудовая), зачастую оказываются слабо выражен­ными, нестойкими и быстро исчерпываются.

Особенности эмоциональной сферы. Незрелость личности умственно отсталого ребенка, проявляется и в ряде особенностей его эмоциональной сферы.

1. Недоразвитие эмоций. У них нет оттенков переживаний, и чем глубже умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции. Переживания более примитивны (он испытывает или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет),

2. Чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны воздей­ствиям внешнего мира по своей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других детей наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам (незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию).

3. У умственно отсталых детей наблюдается явление раздражительной слабости. Это состояние утомления или общее ослабление организма, при котором дети на любые мелочи реагируют вспышками гнева.

4. Наряду с общим недоразвитием эмоциональной сферы, у умственно отсталых детей наблюдаются некоторые болезненные проявления чувств. Выделяют следующие виды болезненных проявлений:

дисфория - это эпизодическое расстройство настроения, которое не свя­зано с реальными обстоятельствами и какими-либо неблагоприятными внеш­ними воздействиями (ребенок может быть длительное время спокоен, послушен; вдруг он приходит в класс в угнетенном, мрачном состоянии, со злобой реагирует на замечания учителя, шутки приятелей. Это может длиться t-2дня);

эйфория - ничем не мотивированное повышенное настроение. В отли­чие от обычной жизнерадостности, которая не мешает чутко реагировать на события окружающей жизни, в состоянии эйфории дети становятся нечувст­вительными к объективной реальности;

апатия - нарушение эмоционального развития, которое является, как правило, предшественником приближающегося заболевания. Учащиеся вспо­могательной школы в состоянии апатии могут высказывать мысли, проявлять, обнаруживать настроения, не свойственные детскому возрасту (безразличие к жизни, к людям, нежелание действовать, двигаться, потеря всяческих интере­сов и привязанностей). Если это есть, то такая апатия должна рассматриваться как признак болезни и такого ребенка нужно немедленно показать психонев­рологу.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение умственной отсталости.

2. Назовите основные причины возникновения умственной отсталости.

3. Каковы различия в клинической картине между олигофренией и де-менцией?

4. Дайте психолого-педагогическую характеристику детям с дебильно-стью, имбецильностью и идиотией.

5. Охарактеризуйте особенности познавательного развития при умственной отсталости.

6. Опишите основные закономерности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей и подростков.

Наши рекомендации