Типы иконографии спасителя
1. Нерукотворный Образ.
2. Господь Вседержитель
(Пантократор)
3. Спас в силах.
4. Господь на престоле.
5.Спас Эммануил.
Прежде же всего кратко повествуем о чудесной плащанице.
ПЛАЩАНИЦА(27).
Плащаница– это большое полотно светло-желтого цвета размером 4,30х1,10м (что составляет почти 4 квадрата со сторонами ок.110см–ред.). На полотне запечатлена в полный рост обнаженная фигура человека спереди и со спины. Слегка размытое изображение складывается из темно-бурых пятен различной плотности и носит характер фотографического негатива.
Множество различных исследований убедительно доказали, что изображение на плащанице не нанесено каким-либо красителем и явно не создано руками человека. Вот часть научного отчета:
«...ткань представляет собой льняное полотно, тканное зигзагом 3х1; нить спрядена на ручном веретене; кроме льна в составе ткани найдено несколько хлопковых волокон азиатского] вида; в пятнах есть следы таких компонентов крови, как гемоглобин, билирубин и др.; кровь несомненно является человеческой. Отмечено, что видимое изображение золотистых отпечатков человеческого тела всецело обусловлено потемнением ворсинок ткани в результате вызванной неизвестным фактором дегидрадации (т.е. обезвоживания) целлюлозы в ворсинках».
Ткань такого рода изготавливалась на Ближнем Востоке и в Сирии в определенный исторический период, а именно со II-го века до Рождества Христова до конца 1-го столетия по РХ. Такая ткань называлась «дамаск», была весьма дорогой и доступной только для состоятельных людей. Если мы обратимся к Священному Писанию, то обнаружим, что человек, который дал ткань для погребения Иисуса Христа, был богат: «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею» (Мф.27:57-59).
Воскресение Христово – событие надмирное, и рассматривать его только с точки зрения одной только науки – дело безнадежное. Но все же: физики говорят, что мощное излучение, оставившее следы на ткани, возможно только в том случае, если человеческое тело из обычного состояния перешло в плазменное. Сияющее тело Христово прошло сквозь пелены…
Плащаница служит зримым свидетельством сходства иконописного образа Спасителя с Его реальным историческим обликом! Иконы – часть литургической жизни церкви. И особое место в ней занимают образы Спасителя.
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
Спас Нерукотворный – это прижизненное изображение Христа, возникшее чудесным образом. Существует два вида изображений – Спас на убрусе и Спас на чрепии.
Спас на Убрусе. История вкратце такова: Спаситель умыл Свое Лицо, отерся чистым платом (убрусом), и на нем отобразился Его пречистый Лик. Этот плат был отослан царю Авгарю, больному проказой, и он исцелился. Исцелил Господь, а убрус с Его ликом – зримое свидетельство милости Божией к кающемуся грешнику. (подр.см.лит.15, 16августа)
На иконе Лик Спасителя изображен на фоне плата с каймой по краю, верхние концы плата завязаны в отдельные узлы, которые иногда поддерживают ангелы.
Существует образ Нерукотворного Спаса в терновом венце. По древнему преданию, во время шествия Спасителя на Голгофу, евангельская кровоточивая жена по имени Вероника (память прав.Вероники 25июля), подала плат изнемогающему от мук Спасителю и отерла Его Лицо. На плате запечатлелся Божественный Лик. По преданию, он хранится в Риме в Соборе апостола Петра.
Спас на чрепии. Согласно Преданию, изображение Божественного лика отпечаталось на керамиде – черепице, которой был закрыт Нерукотворенный образ. На этих иконах фон ровный, иногда имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.
Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. Традиционно на Руси Нерукотворный Образ Спасителя помещали над городскими вратами и на воинских стягах.