Исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в.

исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru

Композиционное построение образа глубоко символично – оно подчеркивает триипостасность Божества и Его Светолепие.

ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ (ПАНТОКРАТОР).

Пантократор – Вседержитель (греч. παντα- все и κρατος- сильный).

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение Спасителя в полный рост или по пояс с благословляющей десницей и Евангелием или свитком в левой руке.

Спаситель облачен в традиционные одежды периода Его земной жизни: хитон и гиматий. Хитон Спасителя имеет цвет рубинового багрянца, а гиматий – сапфиро-изумрудного цвета. Красный и синий цвета риз символизируют земную человеческую, и небесную Божественную природы Спасителя. Раскрытая Книга, Евангелие обязательно содержит цитату из Священного Писания. Слова эти раскрывают богословский замысел и содержание данного образа.

Основное богословское значение этого иконографического типа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к Которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Христа Пантократора отводилось большое место не только на переносных иконах, но и на стенописи в храме. Особенно часто встречаются фрески или мозаики с изображением Спаса-Вседержителя в центральной купольной части храма.

ПРИМЕР ИССЛЕДОВАНИЯ ИКОНОГРАФИИ СПАСА-ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ.

Византия. Х1У в.

исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru

1. исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru пропорции средника 5:8 /золотое сечение/.

2. h главы = 1/4 Д /диагонали комп./

3. исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru центр нимба находится на пересечении вертикальной оси симметрии с горизонталью, которая строится дугой с радиусом = высоте композиции /черный пунктир/.

4. исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru R нимба = 1/5 H иконы.

5. исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru h лика = золотому сечению /малому горизонтальному/.

6. Образ строго симметричен – относительно вертикальной оси.

7. исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru Глава Спаса расположена между вертикальными третями, она покоится на верхней горизонтальной линии ЗС.

8. исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru Лик Спаса находится между вертикальными линиями ЗС.

9. исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru положение рук Спаса определяется вертикалями ЗС, а края рукавов строятся вертикалями-четвертями.

10. поясная и локтевая линии лежат на уровне, равном 1/8 Н композиции.

11. абрис Евангелия строят линии вертикали-четверти и горизонтали-ЗС.

12.

Условные обозначения: ЗС – золотое сечение, Красные линии – золотое / божественное / сечение, Черные линии – четверти, Зеленые линии – трети.    
Цветовая композиция составляет триединство желтого=золотого, багряного=красного и сине-зеленого /подчеркивается аспект Триединства Божества/.

исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru СПАС В СИЛАХ.

Икона «Спас в силах» являет собой образ Христа Спасителя в полноте Славы, как Владыку всего видимого и невидимого мира, каким Он явится в конце времен, в Славное Свое Второе Пришествие, чтобы судить мир. Этот образ напоминает нам о грядущем Страшном Суде и о преображении всей вселенной.

Икона «Спас в силах» является центральным изображением в иконостасе. Ее можно уподобить богословскому трактату в красках. Христос изображен в златовидных оранжевых одеждах с ассистом, символизирующим сияние Нетварного Божественного Света. Правая рука – в благословляющем перстосложении; в левой – Книга Жизни, книга Откровения.

Раскрытая Книга являет слова из Евангелия. Господь предупреждал, что «слово, которое Я говорил, оно будет судить в последний день». Книга закрытая – книга за семью печатями: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями».

Спаситель изображен на Престоле на фоне красного ромба,который символизирует мир невидимый (Это стихия Божественного Огня -ред.). Этот ромб помещен на синий овал, которыйсимволизирует мир духовный, сферы бесплотных сил (темно-синий цвет есть образ т.н. «Божественного мрака», непостижимости Бога -ред.). Синий овал помещен на красный вытянутый квадрат с вытянутыми концами,т.н. тетраморф – символ земли.В четырех углах тетраморфа – символы евангелистов. Это означаетпроповедь Благой Вести во все концы света: Орел – символ Божественности – символ Евангелиста Иоанна,

Лев – символ Царственности – символ Ев.Марка,

Телец – символ Первосвященства – символ Ев.Луки,

Ангел – символ Посланничества – символ Ев.Матфея.

В основу этой иконографии положены тексты Священного Писания: видения пророков Иезекииля и Исайи, Откровение Иоанна Богослова, где есть описание Сидящего на Престоле и бесплотных сил. Приведем описание видения пророку Иезекиилю (Иез., 1глава):

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из середины огня; а из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступни ног у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них, и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех четырех; а с левой стороны – лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасалось одно к другому, а два покрывали тела их… И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила от огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния... и смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе… А ободья их – высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья их прямо от одного к другому… А над сводом…было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом».

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОЗИЦИИ ИКОНЫ СПАС В СИЛАХ. ГТГ. Прп.Андрей. нач.ХУв. 1. Пропорции как иконы, так и средника 7:10.   2. Н главы = 1/7 Н комп.   3. R нимба = 1/10 h фигуры СП   4. соотношение радиусов главы и нимба СП: R главы / R нимба = 2/3 (ср.с золотым сечением)   5. Ø главы = 1/8 комп   6. Фигура СП смещена вправо от оси симметрии     Условные обозначения: Черные линии – четверти, Зеленые линии – трети, Красные – линии золотого сечения ЗС.  
исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru орции иконы

И средника 7:10.

Нглавы=1/7 Нкомп.

Rглавы/Rнимба=БСеч

Фигура СП смещена

вправо от оси композиции

исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru Овал мандорлы строится

исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru на 2кругах–по третям и по

БСеч./зеленый,красный/

исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru Ромб строится строго по

Осям симметрии.

             
    исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru
 
    исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru
 
    исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru
 
  исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru
 
   
7. центр нимба находится на пересечении дуг с радиусом, равным трети высоты композиции.   8. ширина Евангелия = 3R главы,   9. Евангелие вписано между вертикальной осью симметрии и линией четверти, а центр Евангелия /его ось симметрии/- точно на линии ЗС   10. Красный ромб строится строго по осям симметрии, по четвертным диагоналям.   11. Уровни локтей и колен фигуры СП расположены на линиях ЗС, а   12. плечи – на линии четверти.   13. Круги. Овал мандорлы строится 2-мя кругами: верхним (зеленый круг) – с радиусом в треть высоты композиции, и нижним (красный круг) – с радиусом, равным золотому сечению по высоте.   14. Фигура огранена прямоугольником, вписанным в центральную окружность с Ø = ширине композиции (белые линии). Этот прямоугольник вписан во второй овал мандорлы Спасителя.   15. Фигура Спасителя вписана в некую мандорлу, образуемую полуокружностями с диаметром, равным высоте композиции.

исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru :

 
  исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru

исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru Rглавы/Rнимба=БСеч

исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru *Фигура СП смещена

исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru вправо от оси композиции

исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru *

     
  исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru
 
  исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru

исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru *Овал мандорлы строится

на 2кругах–по третям и по

по

Осям.

исследование иконографии спаса на убрусе. новгород. х11 в. - student2.ru

Композиция иконы Спас в Силах глубоко символична.

Построение основано на третях – символе Троичности Бога,

на четвертях – символе Креста и ЧетвероЕвангелия,

по золотому (Божественному) сечению,

как бы подчеркивающему Божественность Иисуса Христа.

Также

композиция строится на многочисленных кругах –

символах сфер вечного Бытия

Божества

***

.

Задание. Разобрать композицию образа Спас в силах на примере шедевров разных иконописных школ.

Глава 6

Наши рекомендации