Методика определения стиля руководства
Анализ качества выполнения работы предполагает также определениестиля руководства. Руководитель создает ценности не напрямую, а посредством других людей, регулируя их поведение и модифицируя его в необходимом для реализации общих целей направлении. Средством решения всех задач в коллективе для него выступает целенаправленное и систематическое воздействие на людей в процессе совместного труда.
Главными в деятельности руководителя являются личностная позиция, стиль делового общения, выбранный способ взаимодействия с подчиненными. И если анализ управленческих функций позволяет раскрыть содержание выполняемой руководителем работы, круг решаемых задач, то определение стиля руководства раскрывает систему ответственности, вносимую руководителем в процесс работы и выступающую в качестве важного средства его влияния на других людей.
При таком подходепредметом оценки является характер взаимоотношений руководителя с подчиненными. Она позволяет раскрыть личностные особенности поведения руководителя в системе отношений "руководства- подчинения". Способ воздействия на людей имеет принципиальное значение для успешной работы руководителя, обеспечения эффективной совместной деятельности, поэтому оценка применяемых средств руководства - важный аспект анализа качества управленческого труда.
Целевой метод оценки
Посодержанию целевой метод близок к методу оценки по результатам. Известно, что цели - предвосхищаемые результаты деятельности. Процесс оценки в этом случае состоит в том, чтобы определить, насколько компетентно, руководители устанавливают цели (масштабные, но достижимые) и как хорошо работают поих достижению.
Целеполагание лежит в основе любого управления и является важнейшим элементом управленческого труда. В настоящее время целевое управление рассматривается как необходимый компонент эффективного руководства. Кроме того, трудно ожидать от руководителя (как и от любого другого работника) эффективного труда, пока остаются неясными его конечные результаты или хотя бы не намечены ориентиры, к которым ему необходимо стремиться. Этим определяется то рациональное основание, на котором строится данный способ оценки.
Достоинством подхода является возможность планировать и контролировать деятельность руководителей, намечая ее цели и отслеживая степень их реализации. Информация, полученная в ходе такой оценки, позволяет судить о том, насколько хорошо сработал руководитель, были ли достигнуты намеченные цели управления.
Слабой стороной целевой оценки является то обстоятельство, что руководитель может достигать и не достигать целей не по своей воле. И дело здесь не только в разграничении компетенции, но и в необходимости учета неконтролируемых или непредвиденных факторов - тех обстоятельств, которые могут в значительной мере повлиять на результаты деятельности руководителя независимо от его личных усилий. Поэтому с помощью этого метода оценивается только оперативная работа руководителей. И хотя целевая оценка не получала еще должной теоретической и методической разработки, такой способ рассматривается специалистами как один из многообещающих.
Заключение
Прежде всего управленческое решение (УП) - это результат деятельности менеджера. Классификация управленческого решения необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность.
Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.
Управление предприятием не может эффективно проводиться без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации. Качество управленческих решений непосредственно зависит от информации, поступающей в организацию, а так же от личностных качеств работника.
Принятие решений характерно для любых видов деятельности, и от него зависит эффект работы как отдельного человека, так и группы людей. Поэтому управленческое решение следует рассматривать как основной фактор эффективной деятельности организации. Информация в процессе принятия управленческих решений играет важную роль, она является основой для осмысленного поэтапного решения. Решение, принимаемое без информационной основы, часто в дальнейшем становится не удачным.
Каждое УР отражает индивидуальность его инициатора и систему его ценностей. Поэтому УР может чем-то не нравиться исполнителями и потребителями решения. По управленческим решениям используются три синонима: «человеческий фактор», «личностные качества» и «личностные характеристики». Роль человеческого фактора проявляется во влиянии на процесс подготовки УР, оценки существующего УР и оценки результатов его выполнения.
Оценка является неотъемлемым и важнейшим элементом в структуре управления трудом управленческого персонала.
Список используемой литературы
1. Вилкас Э.Й. Решения: теория, информация, моделирование. М., 2001. -196 с.
2 Грязнова А.Г., Дубовская Е.М. Антикризисный менеджмент.- М.: Аспект Пресс, 2003. - 318с.
3. Короткое Э.М. Концепция менеджмента. - М.: Дека, 2006. – 180 с.
4. Маслов Е. Управление персоналом предприятия.- М.: Вагриус, 2000. - 369с.
5. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М., 2005. – 360 с.
6. Мушик Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений. - М., 2003. – 265 с.
7. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. -М.: Альфа, 2001. – 180с.
8. Управление персоналом современной организации / Под ред. Шекшня С.В. –М.: Интел-Синтез, 2007 - 368с.
9. Управление персоналом организации. Под ред. Кибанова А.Я., - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 638 с.
10. Франчук В.И. Основы современной теории организации.- М.: Аспект Пресс, 2005. - 253с.
11. Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. -М.: Дело, 2001. - 208с.
12. Шапиро В.Д. Управление проектами. – М.: Инфра – СПб., 2000. – 385с.
[1] Управление персоналом организации Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 358
[2] Шапиро В.Д. Управление проектами. – М.: Инфра – СПб., 2000. – С.145
[3] Маслов Е. Управление персоналом предприятия.- М.: Вагриус, 2000. – С.123
[4] Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. -М.: Дело, 2001. – С. 76
[5] Короткое Э.М. Концепция менеджмента. - М.: Дека, 2006. – С. 87
[6] Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. -М.: Альфа, 2001. – С. 85
[7] Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М., 2005. – С. 275
[8] Вилкас Э.Й. Решения: теория, информация, моделирование. М., 2001. –С. 93
[9] Мушик Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений. - М., 2003. – С. 128
[10] Шапиро В.Д. Управление проектами. – М.: Инфра – СПб., 2000. – С. 312