Ii. оценка эмоциональности по сферам жизнедеятельности
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова»
(ФГБО ВПО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова»)
Кафедра «Психологии»
Практическая работа № ____
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА»
Выполнил Ф.И.О.__________
____№_группы______
Проверил ____________________
Ижевск (год)
Обсуждение результатов психодиагностического исследования начинается с оценки социальной желательности ответов респондента, для этого подсчитывается суммарное значение по контрольной шкале (звездочкой (*) отмечены инвертированные пункты):
КШ | 29, 34, 42*, 86*, 121*, 150* |
Необходимо помнить, что результаты респондентов, имеющих по контрольной шкале 18 баллов и больше, не обладают достаточной надежностью по причине чрезмерной социальной желательности ответов, а сами респонденты рассматриваются как неспособные адекватно оценивать собственное поведение.
I. ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ АКТИВНОСТИ ПО СФЕРАМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭРГИЧНОСТЬ
Выпишите ниже значения по соответствующим пунктам опросника из личного протокола (звездочкой (*) отмечены инвертированные пункты)
ЭРМ (Эргичность психомоторная) | 1, 4, 32, 58, 60*, 70*, 75*, 84, 92, 111*, 127, 132 |
ЭРИ (Эргичность интеллектуальная) | 3, 9, 17*, 36, 48, 54*, 82, 96*, 120*, 133*, 139, 143 |
ЭРК (Эргичность коммуникативная) | 7*, 33, 35, 63*, 68, 77, 94, 98*, 112, 114*, 125, 129* |
Постройте диаграмму распределения показателей эргичности по сферам жизнедеятельности, с обозначением диагностических зон – низкие (от 12 до 25 включительно), средние (от 26 до 34 включительно) и высокие (от 35 до 48 баллов) значения эргичности. Справа от диаграммы оцените общий уровень эргичности.
Критерии оценки общей эргичности 1) Высокая: все три значения в зоне высоких значений (35 – 48 баллов); 2) Средний: все три значения в зоне средних значений (26 – 34 балла); 3) Низкий: все три значения в зоне низких значений (12 – 25 баллов); 4) Выше среднего: одно (два) значение в зоне средних и два (одно) – в зоне высоких значений; 5) Ниже среднего: одно (два) значение в зоне средних и два (одно) – в зоне низких значений. |
Описание эргичности по сферам жизнедеятельности в третьем лице:
В психомоторной (интеллектуальной, коммуникативной) сфере ему (ей) свойственно…. Для описания эмпирических характеристик используйте текст опросника. В случае высокой эргичности используйте пункты с 4-хбалльными ответами, для описания низкой эргичности – пункты с 1-балльными ответами. Для уровней эргичности – средняя, выше среднего и ниже среднего, – сочетание двух типов поведения (высокой эргичности с низкой). Общий объем для каждой сферы жизнедеятельности – 4-7 предложений.
Проверьте свое заключение по следующей таблице:
Низкие значения (12-25) | Средние значения(26-34) | Высокие значения (35-48) |
Эргичность психомоторная | ||
Сниженный уровень психомоторной активности, низкий мышечный тонус, избегание работы, связанной с физическим напряжением, низкая вовлеченность в процесс деятельности, двигательная пассивность | Нормальный мышечный тонус и двигательная активность; невыраженное стремление к физическому напряжению, мышечная работоспособность без особенностей | Высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, жажда деятельности, постоянное стремление «быть занятым», избыток физических сил, высокая мышечная работоспособность |
Эргичность интеллектуальная | ||
Низкий уровень интеллектуальных возможностей, нежелание умственного напряжения, низкая вовлеченность в процесс, связанный с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов | Средний уровень интеллектуальных возможностей, невыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением | Высокий уровень интеллектуальных возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкость умственного побуждения |
Эргичность коммуникативная | ||
Низкая потребность в общении, социальная пассивность, «узкий» круг контактов, уход от социальных мероприятий, замкнутость | Обычная потребность в общении, «средний» круг контактов, невыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности | Высокая потребность в общении, широкий круг контактов, легкость в установлении социальных контактов, лидерские качества |
ПЛАСТИЧНОСТЬ
Выпишите ниже значения по соответствующим пунктам опросника из личного протокола:
ПМ (Пластичность психомоторная) | 11, 13, 39, 40, 64, 66*, 76, 79, 99, 100, 115, 131* |
ПИ (Пластичность интеллектуальная) | 2*, 8, 18, 41, 47, 59, 95, 97*, 107*, 130, 140*, 149 |
ПК (Пластичность коммуникативная) | 15, 21, 43, 46, 51, 67, 80, 101, 113*, 116, 134, 135 |
Дальнейшее оформление работы – аналогично предыдущему пункту (1.1), а именно – в работе должны присутствовать диаграмма распределения пластичности по сферам жизнедеятельности, общая оценка пластичности и описание эмпирических индикаторов индивидуальной пластичности в трех сферах жизнедеятельности в третьем лице.
Проверьте свое заключение по следующей таблице:
Низкие значения (12-25) | Средние значения(26-34) | Высокие значения (35-48) |
Пластичность психомоторная | ||
Устойчивость к монотонии, боязнь и/или избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам выполнения операций, вязкость движений | Типичная (невыраженная) гибкость при смене видов физического труда, невыраженное стремление к разнообразным формам двигательной активности | Легкость переключения с одних форм работы на другие, выраженное стремление к разнообразию физической активности, плавность движений. |
Пластичность интеллектуальная | ||
Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач | Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности | Высокая гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем |
Пластичность коммуникативная | ||
Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, ограниченный (однообразный и стереотипный) набор коммуникативных средств | Типичная для среднего человека готовность к установлению новых социальных контактов | Легкость вступления в новые социальные контакты, высокая переключения в процессе общения, импульсивность социальных поступков, широкий набор коммуникативных программ и средств |
СКОРОСТЬ
Выпишите ниже значения по соответствующим пунктам опросника из личного протокола:
СМ (Скорость психомоторная) | 16, 19, 45, 49, 69, 83*, 93, 102, 118*, 122, 128, 136* |
СИ (Скорость интеллектуальная) | 5, 14, 23, 27*, 38*, 53, 62*, 65, 87, 119, 142*, 145 |
СК (Скорость коммуникативная) | 20*, 50*, 57, 71, 81*, 85, 88*, 91*, 104, 117, 123, 137* |
Дальнейшее оформление работы – аналогично предыдущим пунктам (1.1 и 1.2): диаграмма распределения скорости в разных сферах жизнедеятельности, общая оценка скорости и описание эмпирических индикаторов индивидуальной скорости в трех сферах жизнедеятельности в третьем лице.
Проверьте свое заключение по следующей таблице:
Низкие значения (12-25) | Средние значения(26-34) | Высокие значения (35-48) |
Скорость психомоторная | ||
Общая психомоторная заторможенность, низкая скорость движений и двигательных операций | Без особенностей | Общая подвижность, высокий темп психомоторных реакций и различных видов двигательной активности |
Скорость интеллектуальная | ||
Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности | Средняя скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности | Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности |
Скорость коммуникативная | ||
Низкий уровень речевой активности, медленная вербализация, речевая заторможенность | Обычная скорость речевой активности и вербализации | Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевых процессов |
II. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ ПО СФЕРАМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выпишите значения эмоциональности по соответствующим пунктам опросника из личного протокола:
ЭМ (Эмоциональность психомоторная) | 22, 24, 52, 55, 73, 78, 89, 105, 108, 124, 141, 144 |
ЭИ (Эмоциональность интеллектуальная) | 6, 10, 12, 25, 28, 31, 37, 44, 61, 103, 106, 147 |
ЭК (Эмоциональность коммуникативная) | 26, 30, 56, 72, 74, 90, 109, 110, 126, 138, 146, 148 |
Постройте диаграмму распределения показателей эмоциональности по сферам жизнедеятельности, с обозначением диагностических зон – низкие (от 12 до 25 включительно), средние (от 26 до 34 включительно) и высокие (от 35 до 48 баллов) значения эмоциональности.
Поскольку результаты эмоциональности в разных сферах жизнедеятельности свидетельствуют о своеобразной уязвимости респондента, описание эмоциональности отличается от такового в отношении параметров активности – выписываются только 4-х балльные ответы.
В психомоторной сфере ему (ей) свойственно….
В интеллектуальной сфере ему (ей) свойственно….
В коммуникативной сфере ему (ей) свойственно….
Сравните свое описание со стандартными характеристиками (интеллектуальная эмоциональность пропущена):