Технологии социальной работы с молодежью
Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью — интегративной и дефицитной. Интегративная модель — это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика.
Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности — социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударствениых структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.
Согласно материалам Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:
Центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категория населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел пси-хологе-медико-педагогической помощи, в который входят диагности-ко-психологическнй пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;
Центринформации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;
Центр ресоциализациинесовершеннолетних и молодежи, вернувшихсяиз мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии, Задачи Центра — оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.
В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт;
Консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи Центра;
• обеспечение доступности и современности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;
• помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
• проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;
• информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);
• выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре;
Приют для подростков, предназначенный для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе. Для достижения этих целей приют:
• обеспечивает доступность, своевременность и эффективность помощи несовершеннолетним;
• на основе диагностических бесед составляет социально-психологические. характеристики личности детей и подростков, поступивших в приют;
" обеспечивает квалифицированное и разностороннее (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) консультирование несовершеннолетнего в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;
• проводит с проживающими индивидуальные диагностические беседы с целью выявления актуальных для них проблем и степени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации;
• предоставляет проживающим бесплатное питание;
• содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условии дальнейшей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, на работе, в учебно-воспитательных учреждениях и т.д.;
• привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные организации, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку, а также ходатайствует о принятии мер общественного, административного и материального воздействия по отношению к родителям и другим лицам, ущемляющим и нарушающим права и интересы несовершеннолетних, проявляющим по отношению к ним жестокость, а также различные действия, провоцирующие асоциальное поведение, побеги из дома, интернатного учреждения, суицидальные попытки1.
«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния.
Эффективность и результативность работы с молодежью в различных регионах России во многом зависят от степени внимания к молодежи со стороны руководства или умения руководителей социальных служб найти взаимопонимание с представителями местной администрации.
Так, в Новосибирске, где Комитет по делам молодежи городской мэрии координирует деятельность различных ведомств, успешно реализуется около десятка городских молодежных программ, цель которых — трудоустройство, социальная защита и занятость молодежи, профилактика правонарушений, распространения наркотических и токсических веществ в молодежной среде. Социальная работа с молодежью, в которой используются в основном инновационные методы, имеет следующие направления:
• создание новых принципов городской политики по отношению к детям и управленческого механизма их реализации;
• разработка методов профилактики преступности среди подростков и молодежи, приемов медико-психологической и социально-педагогической коррекции отклоняющегося поведения, оказание социальных, услуг и ликвидация репрессивного механизма в работе с подростками;
• создание среды обитания и общения молодого человека на основе работы клубов по месту жительства и так называемых клубов общения, в том числе для молодежи с ограниченными возможностями;
• создание оптимальных условий для временного трудоустройства подростков, в том числе организация общественных работ на муниципальном уровне.
Особенностью социальной работы в Новосибирске является опережающая деятельность молодежных структур: Комитет (ранее отдел) по делам молодежи был образован решением 1-й сессии городского Совета народных депутатов 4 июня 1990 г., т.е. задолго до принятия какого-либо федерального законодательного акта, определяющего молодежную политику как одно из направлений деятельности государственных органов. В этот период наряду с формированием структуры отделов по работе с молодежью были разделены компетенции структур образования, здравоохранения, культуры и спорта. Во взаимодействии с этими органами управления выработан жизнеспособный механизм реального кооперирования в вопросах, касающихся защиты интересов детей, подростков и молодежи. Вышеперечисленные ведомства передали в ведение Комитета по делам молодежи вопросы разработки, создания необходимых условий для подростков, координации и контроля:
• в области образования — внешкольная и социальная работа;
• в области здравоохранения — социальная адаптация, проблемы наркомании, полового воспитания и т.п.;
• в области спорта — развитие детского физкультурного движения по месту жительства, молодежного туризма, нетрадиционных видов спорта;
• в области культуры — развитие и поддержка всех форм молодежной культуры, проведение массовых молодежных мероприятий, финансовая поддержка детских творческих коллективов, организация молодежных и детских музыкальных фестивалей и конкурсов.
Как структурное подразделение мэрии Комитет по делам молодежи несет ответственность за организацию физического и духовного развития подростков по месту жительства, их летнего труда и отдыха на территории города, создание условий занятости молодежи, координацию профилактики правонарушений и оказание социальных услуг подрастающему поколению. В сферу профессиональных интересов Комитета входят также вопросы социальной защиты молодежи, создание условий социальной адаптации детей-инвалидов и детей-сирот, развитие молодежной культуры и инновационной деятельности молодежи, поддержка программ различных детских и молодежных общественных объединений.
В мае 1991 г. Комитет по делам молодежи получил полномочия координировать решения наиболее острых проблем детства. реализовывать инновационные проекты в области здравоохранения, образования, досуга, спорта, культуры, касающиеся молодежи. В целях осуществления этой функции при Комитете создано несколько координационных советов (в состав которых вошли специалисты, руководители различных служб и подразделений мэрии), в частности:
• координационный совет по охране прав молодежи и социальной адаптации;
• координационный совет по предупреждению употребления и распространения наркотических и токсических веществ и молодежной среде;
• координационный совет (в качестве экспертного органа) по поддержке молодежных и детских общественных объединений.
Мы привели пример уже сложившейся системы социальной работы с молодежью. Молодежные службы взаимодействуют со многими учреждениями, в той или иной мере занимающимися решением проблем молодежи; поддержка со стороны мэрии обеспечивает финансирование детских и молодежных программ с привлечением как бюджетных, так и внебюджетных средств. С целью самофинансирования социальных служб и молодежных программ широко используется хозрасчетная деятельность с использованием и таких форм, как проведение аукционов, лотерей, телемарафонов и т.п.
Аналогичные системы социальной работы с молодежью существуют и в других регионах, но не носят массового характера. К сожалению, гораздо чаще выделяемых средств хватает лишь на содержание аппарата ведомств по делам молодежи и немногочисленных социальных служб,
Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод, что основное внимание в период индустриализации социальной работы с молодежью должно быть уделено:
• разработке законодательного обеспечения социальной зашиты молодежи как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающем среды, характеризующейся жестокостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании н г.п.;
• в связи с «неразвитостью гражданского общества» в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам (вопреки теории социальной работы) с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящий момент деятельность детских и молодежных объединении охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы — это все еще. усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами).
В этих условиях особенно актуально использование новейших зарубежных технологий в области социальной работы с молодежью, которые получили обобщающее называние «мобильная социальная работа с молодежью».
Сущность мобильной социальной работы — контроль за той частью молодежи, которая не склонна обращаться ни в молодежные центры, ни в консультационные пункты, проявляя предрасположенность к девиантному поведению и агрессивность. Как правило, это рокеры, футбольные болельщики (фаны), представители радикальных группировок, наркоманы, Принцип мобильной социальной работы — установление взаимоотношений и взаимодействий с ними с целью проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям.
Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах «тусовок» молодежных группировок осуществляли «поисковую» деятельность по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных центров, ведомств и консультационных пунктов непосредственно на улицы. Увеличение числа бездомных среди молодежи, не имеющей ни работы, ни профессии и склонной к противоправному поведению, обусловило быстрое распространение социальной работы на улицах практически на всем европейском пространстве, сохранив при этом свое англоязычное звучание — «стритворк» (streetwork, т.е. работа на улице).
В настоящее время существуют разнообразные формы мобильной социальной работы, в частности организация спортивных мероприятий, предоставляющих возможность контролировать агрессию (американский футбол, бокс, восточные единоборства и др.).
В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т.е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны самые неожиданные решения — от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов рукопашного боя или восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.
Другое важное направление социальной работы — апробация новых методов поддержки девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Эти новые методы способствовали снятию табу с темы сексуального насилия в семье.В ФРГ существует около 200 домов-приютов для женщин и девушек — жертв сексуального насилия, работники которых призваны своевременно вмешиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы. Находиться в этих приютах могут не только женщины — жертвы насилия, но и их дети. Допуск сюда мужчин абсолютно исключен. Деятельность женских домов-приютов осуществляется в условиях анонимности и самоуправления, и здесь во многом реализуются принципы антиавторитарного воспитания английского педагога Александра Нейла.
Вопросы
1. Составьте классификацию наиболее острых проблем молодежи.
2. В чем заключается специфика социальной работы с молодежью по сравнению с другими категориями населения и социалыю-демографическими группами?
3. Перечислите основные нормативно-правовые акты, документы международного сообщества, регламентирующие работу с молодежью
4. Какова структура социальных служб для молодежи и какие другие учреждения занимаются проблемами молодежи?
5. Сформулируйте основные направления государственной молодежной политики.
6. Изложите сущность государственной молодежной политики: объект и субъекты, принципы, цели и задачи.
7. Роль молодежных объединений в реализации социальных интересов молодежи. Государственная поддержка молодежных и детских объединений.
8. На примере конкретных социальных служб расскажите о социальной работе, направленной на профилактику и терапию девиантного поведения подростков.
9. Молодежная субкультура и возможности социальной работы.
10. Охарактеризуйте международные мероприятия в области молодежной политики.
11. Сформулируйте и опишите конкретный проект, который, по вашему мнению, можно реализовать в социальной работе с молодежью.
Литература
1. Алещенок С.В., Луков В.А. Государственная молодежная политика: мировой опыт, разработки и реализации. Выводы для наших . условий. — ML: Комитет Верховного Совета РСФСР по делам молодежи, 1991.
2. Бечки Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США (Общественные условия, учреждения и организации). Попытка структурного анализа: Пер. с нем. — М.: Институт молодежи, 1991.
3. Бондарь Л.А. Социальная работа и молодежные организации: Конспекты лекций. — М.: Институт молодежи, 1993.
4. В помощь организатору социальных служб, работающих с молодежью: Методическое пособие. — Волгоград: Волгоградский институт молодежи, 1994.
5. Государственная молодежная политика-98: Региональный опыт реализации / Ред.-сост. В.К. Криворученко, З.И. Суховерхова. — М.: Социум, 1998.
6. Государственная молодежная политика в городе Новосибирске: Опыт работы Комитета по делам молодежи мэрии. — Новосибирск, 1993.
7. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. Ч. 1—4. / Общ. ред. и сост. В.А. Луков. — М.: Институт молодежи, 1995.
8. Девиантное поведение подростков — профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: Методическое пособие/Авт.-сост. М.Н. Мирсагатова, З.И. Суховерхова, О.Ю. Васильченко. — М.: Институт молодежи, 1999.
9. Западные молодежные субкультуры 80-х годов: Научно-аналитический обзор. - М.: ИНИОН АН СССР, 1990.
10. Ильинский И.М., Алещенок С.В., Володин И.А. и др. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перпективы. — М.: Голос, 1999.
11. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999.
12. Колков В.В., Колков С.В., Шахина Н.А. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью: Учебное пособие. — М.: Социально-технический институт, 2000.
13. Комсомолу — 80: Вопросы методологии и истории / Под общ. ред. В.К. Криворучепко, Б.А. Ручкина. — М.: Социум, 1998—1999.
14. Леонтович К.Ф. Любительское объединение как средство социализации подростков и молодежи: Методическое пособие. — М., 1991.
15. Международные документы по молодежной политике. — М.: Институт молодежи, 1993.
16. Молодежь 97: надежды и разочарования. — М.: Социум, 1997.
17. Молодежь: будущее России. — М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995.
18. Молодежь и насилие: причины, формы проявления, методы предупреждения: Материалы российско-немецкого семинара, 21—23 марта 1994г. / Под общ. ред. К. Валя, Т.С. Сулимовой. — М.: Институт молодежи, 1995.
19. Молодежь и общество на рубеже веков / Под науч. ред. И.М. Ильинского. — М.: Голос, 1999.
20. Молодежь и общество: проблемы разработки и реализации региональной молодежной политики: Сборник научных статей / Науч. ред.. В.А. Родионов. — М.: Институт молодежи, 1991.
21. Молодежная политика: международный опыт. Материалы «круглого стола». — М.: Институт молодежи, 1991.
22. Молодежная политика: международный опыт: Учебное пособие. — М.: Институт молодежи, 1992.
23. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений: Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодежи. — М., 1995.
24. Молодежь России: положение, тенденции, перспективы: Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодежи. — М., 1993.
25. Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. — М.: Молодая гвардия, 1993.
26. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения: Доклад Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике / Рук. авт. кол. Б.А. Ручкин, В.А. Родионов; отв. ред. В.А. Луков, В.А. Родионов, Б.А. Ручкии.-М.,2000.
27. Подросток: проблемы социальной адаптации / Сост.-ред. В.К. Криворученко. — М.: Институт молодежи, 1995.
28. Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 год: Доклад Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи / Госкомитет РФ по делам молодежи. — М., 1996.
29. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политики / Госкомитет РФ по делам молодежи. — V!.. 1998.
30. Реабилитация социально дезаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Сост. Г.М. Иващенко, В.Н, Бушуева при участии В.И. Ширянского. — М.: НИИ семьи, 1998.
31. Родионов В.А. Теория и политика советского государства и общества в отношении молодого поколения и юношеского движения. 1917—1941 годы. Теория и история политической науки. Монография. — М., 1998.
32. Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. — М.: UNICEF, 1998.
33. Сборник нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи. — М.: Госкомитет РФ по делам молодежи, 1993.
34. Социально-молодежная работа: международный опыт: Учебно-методическое пособие. — VI.: Институт молодежи, 1997.
3.5. Социальные службы для подростков и молодежи. — М.: Институт молодежи, 1993.
36. Социальные службы для подростков и молодежи. — М.: Институт молодежи, 1995.
37. Социальный при ют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под ред. Г.М. Иващенко. — М.: НИИ семьи, 1997.
38. Социально-реабилитационпый центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров/ Под ред. Г.М. Иващенко. -— М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999.
39. ФРГ: молодежь и молодежная политика (60—80-С годы) / Отв. ред. Н.С. Черкасов. — Томск: Изд-во Том. ун-то, 1990.