Общение как психологический и социально-психологический феномен
Обще́ние – процесс установления и развития контактов, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий обмен информацией, взаимное восприятие и попытки влияния друг на друга.
1) Вербальное общение (речь) основано на значениях и смысле слов.
2) Невербальное общение основано на мимике, жестикуляции, визуальном контакте.
3) Непосредственное – при личном контакте.
4) Опосредованное – по телефону, переписка, через и-нет, прессу.
Виды общения (см. также в. 43):
- Контакт масок: формальное общение, отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
- Светское– беспредметное; говорят не то, что думают, а то, что положено; закрытое (точки зрения не имеют значения и не определяют характера коммуникации). Формальная вежливость, ритуальное общение.
- Формально-ролевое– когда регламентированы и содержание, и средства общения; вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли (продавец-покупатель, командир-подчинённый).
- Деловое– обмен информацией для достижения определённого результата. Целенаправленное; возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности. Учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы.
- Духовное межличностное (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности. С друзьями, на тематических кружках и вечерах, религиозное.
- Манипулятивное – направленное на получение выгоды от собеседника.
Формы коммуникационного действия: подражание; диалог; управление.
Функции общения:коммуникативная – обмен информацией; интерактивная – организация взаимодействия (обмен действиями); перцептивная – восприятие и познание друг друга и установление взаимопонимания.
Структура общения (В.М. Мясищев, Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов).
Мясищев:
1) Когнитивная (эмоциональная, оценочная) сторона: отражает отношения человека к окружающему миру и себе; + отношение к миру как к объекту познания, его оценка и осмысление.
2) Конативная (поведенческая) сторона: способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения по отношению к значимым (ценным) объектам среды, людям и самому себе.
Андреева:
1) Коммуникативная сторона = обмен информацией.
2) Интерактивная сторона = организация взаимодействия; обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.
3) Перцептивная сторона = восприятие, познание друг друга и установление взаимопонимания.
Ломов:
1) Макроуровень: сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.
2) Мезауровень: совокупность целенаправленных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности.
3) Микроуровень: анализ элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (действие одного партнера и противодействие другого: «вопрос - ответ»).
Функции и виды общения.
Основные виды общения (см. также в. 41):
- Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности.
- Когнитивное – обмен знаниями.
- Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
- Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями.
- Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.
- Биологическое – для поддержания, сохранения и развития организма.
- Социальное – для расширения и укрепления межличностных контактов, отношений.
- Деловое – при совместной деятельности. Содержание – выполняемая деятельность.
- Личностное – обсуждаются внутренние проблемы, интересы и потребности собеседников
- Инструментальное – преследует какую-то иную цель, кроме удовлетворения от общения.
- Целевое – которое само по себе служит средством удовлетворения потребности в общении.
Функции общения:
- Инструментальная = механизм управления и передачи информации для исполнения действия.
- Интегративная = средство объединения людей.
- Самовыражения = форма раскрытия личности и взаимопонимания собеседников.
- Трансляционная = передача информации: конкретных способов деятельности, оценок и т. д.
- Экспрессивная = выражение и взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.
- Социального контроля = регламентация поведения и деятельности.
- Социализации = формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.
- Прагматическая = улучшение качества совместной деятельности.
- Внутриличностная = общение с самим собой через внутреннюю речь; форма мышления.