Психология управления конспект.
Социально-психологический климат.
Социально-психологический климат - целостное психическое состояние организации, интегрирующее частные групповые психические состояния.
Основные составляющие социально-психологического климата:
· Психологический климат;
· Социальный климат;
· Моральный климат.
Содержание и структуру социально-психологического климата рассмотрел:
- В.М. Шепель.
Термин социально-психологический климат ввел:
- Мансуров.
Социальный климат- уровень осознания групповых целей и задач и степень гарантированности соблюдения всех конституционных прав работников как граждан.
Моральный климат- общепринятые групповые моральные ценности.
Психологический климат- неофициальные отношения между работниками, находящимися в непосредственном межличностном контакте друг с другом.
Психологический климат- относится к микроклимату коллектива.
В отечественной социальной психологии выделяют следующие основные подходы к рассмотрению сущности социально-психологического климата:
· Состояние коллективного сознания (Кузьмин, Обозов, Уледон, Буева);
· Групповой эмоционально-психологический настрой (Русалинова, Лутошкин);
· Морально-психологическое единство традиции (Косолапой, Щербань, Коган);
· Стиль взаимоотношений в группе (Шепель, Покровский, Парыгин).
В западной и американской социальной психологии социально-психологический климат рассматривается как:
- Социальное единство и сплоченность организации.
Под корпоративной культурой понимается:
- социальное единство и сплоченность организации, эффективность ее деятельности.
Социально-психологический климат следует рассматривать в двух контекстах:
Ø Организационный;
Ø Групповой.
· Организационный - через призму феномена коллективного, сознания, морально-психологического единства, сплоченности;
· Групповой - через призму коллективного (группового) настроения.
Выделяют 2 основных уровня рассмотрения социально-психологического климата:
Ø Статический;
Ø Динамический.
· Статический - устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду;
· Динамический - ежедневное настроение сотрудников.
Психологическая «атмосфера» - характер психической настроенности людей.
Основные компоненты в структуре социально-психологического климата:
· Отношение к труду;
· Отношение друг к другу.
Выделяют следующие виды настроя в социально-психологическом климате:
· Эмоциональный настрой - соотношение удовлетворенности и неудовлетворенности уровнем отношений;
· Предметный настрой - направленность и характер восприятия человеком тех или иных сторон деятельности.
Преобладающие и устойчивые психические отношения в коллективе в структуре социально-психологического климата 2 уровня:
· 1 - между коллегами;
· 2 - между руководством и подчиненными.
Группы факторов, влияющие на формирование социально-психологического климата:
Ø Факторы макросреды;
Ø Факторы микросреды.
Факторы макросреды:
· Общественно политическая ситуация
· Экономическая ситуация;
· Уровень жизни, ее организация;
· Социально-демографические факторы;
· Региональные факторы;
· Этнические факторы.
Факторы микросреды:
· Объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации;
· Субъективные;
· Социально-психологические факторы, связанные с функционированием формальной и неформальной структурой организации.
Факторы формальной структуры:
· «Положительное стимулирование»;
· Стиль руководства;
· Организационная культура;
· Условия труда;
· Профессиональные мотивационные факторы.
· Возможности реализации непрофессиональных целей.
Факторы неформальной структуры:
· Социальный статус работника;
· Структура социальной власти;
· Психологические механизмы регуляции групповой деятельности.
Основные показатели социально-психологического климата:
· Удовлетворенность - неудовлетворенность сотрудников различными параметрами функционирования организации;
· Степень групповой сплоченности.
К психологическим механизмам регуляции групповой деятельности относят:
· Адаптация;
· Коммуникация;
· Идентификация;
· Интеграция.
Оценка удовлетворенности - неудовлетворенности производится по: 3-х. 5 и 7 бальным шкалам.
Методика позволяет выявитьуровень групповой сплоченности ценностно-ориентационное единство.
Уровень социальной напряженности в коллективе выявляется при помощи коофициента социальной напряженности:
· Нормальный уровень при К < 20%;
· Неустойчивый уровень при К >20%<40%;
· Предкризисный уровень при К >40%<70%;
· Неудовлетворительное состояние К >70%.
Персонал.
Отбор персонала - серия мероприятий и действий, осуществляемых организацией для выявления из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.
Критерий оценки персонала, устанавливается на основе экзаменов, проверок профессиональных знаний, навыков, умений - называется:
- Квалификационным.
Критерий оценки персонала, констатирующий соответствие реальных достижений определенным количественным и качественным показателям деятельности называется:
- Объективным.
Внешний критерий оценки персонала - характеризует наличие качеств, позволяющих добиваться определенных результатов.
Тестовый критерий оценки персонала- устанавливающий соответствие индивидуально-психологических характеристик требованиям деятельности.
Психологический критерий оценки персонала – критерий, разрабатываемый на основе профессиограмм соответствующего вида деятельности.
Здоровье.
Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Виды здоровья:
Ø Физическое;
Ø Психическое;
Ø Социальное.
Физическое здоровье- устойчивое функциональное состояние организма, обеспечивающее успешную жизнедеятельность организма.
Критерии биологического возраста человека:
Ø Морфологический;
Ø Функциональный;
Ø Биохимический.
Основные критерии психического здоровья:
· Адаптация - способность человека жить в современных гео-социальных условиях;
· Социализация - способность человека жить в условиях современных социальных норм в системе « я и другие».
· Индивидуализация - способность человека относится к самому себе и к окружающим как к индивидуальностям.
Духовное здоровье- способность человека к формированию новых ценностных качеств, гуманистическим формам взаимодействия, целостность внутреннего мира, переживания радости от жизни как таковой.
Проявление духовности человека:
· В религиозных чувствах;
· В чувстве красоты и гармонии
· В чувстве восхищения и благоговения перед жизнью.
Факторы, обеспечивающие поддержание физического здоровья:
· Дыхание;
· Питание;
· Движение.
Имидж.
Имидж руководителя- непротиворечивое единство внешних особенностей и деятельностных характеристик руководителя, приемлемых для управляемых людей и деловых партнеров.
Структурные компоненты имиджа:
· Внешнее отражение имиджа;
· Особенности деловых качеств;
· Личностные особенности руководителя.
Двойственная природа руководителя проявляется:
· Реализация генетически заданных возможностей человека выглядеть определенным образом;
· Наработанные, натренированные навыки определенного поведения.
Основные функции имиджа (приведение образа руководителя в соответствие ожиданиям подчиненных):
· Нормативная;
· Мотивационная;
· Представительская.
Основные механизмы формирования имиджа:
· Стихийный (спонтанный);
· Целенаправленный.
Психические факторы, оказывающие значительное влияние на формирование имиджа:
· Интровертированность – экстровертированность;
· Тип темперамента.
Гардероб.
Основной принцип составления гардероба делового человека:
- Универсальность одежды.
Под деловой костюм темно-синего цвета:
- Белая сорочка.
Под деловой костюм темно-зеленого цвета:
- Сорочка цвета слоновой кости.
Под деловой костюм серого цвета:
- Сорочка белая, голубая, розовая, цвета слоновой кости.
Ведущих тонов в одежде:
-2-3.
Галстук подбирается:
· Светлее либо темнее тона костюма;
· В тон рубашки;
· Резко контрастировать с рубашкой или костюмом.
Под строгий деловой костюм:
- Обувь черного или темно-коричневого цвета.
Брючный ремень:
- Под цвет обуви.
3 принципа выбора прически:
· С учетом фигуры;
· С учетом типа лица;
· С учетом формы головы.
Предпринимательство.
Психология предпринимательства включает 3 блока:
· Интеллектуальный (компетентность, комбинационный дар, развитое воображение);
· Коммуникативный (талант координатора усилий сотрудников);
· Мотивационно-волевой (склонность к риску, ответственность, стремление бороться и побеждать).
Психотипы предпринимателей выделенные Аткинсоном:
· Стремление к достижению успеха
· Стремление к избеганию поражения.
Основные особенности развития предпринимательства в Беларуси:
· Опора на собственные силы;
· Противодействие со стороны чиновников;
· Повышенная степень риска;
· Предприниматель и органы власти не партнеры.
Основные аспекты поведения потребителя:
· Удовлетворение потребностей;
· Удовлетворение желаний.
Манипулирование.
Функцию маскировки и прикрытие манипулятивного воздействия называют:
- Явным.
В основе манипуляции человеческим сознанием человека:
· Использование человеческих слабостей;
· Технологии НЛП.
Ложный имидж преуменьшения возможностей, как форма манипулирования в сфере предпринимательской деятельности используется в случаях, когда стремятся уйти от налогов.
Игра на коньюктуре, как форма манипулирования в сфере предпринимательской деятельности, предполагает использование следующей закономерности переговорного процесса:
- Переговорная сила больше у той стороны, которая меньше заинтересована в законности сделки и предполагает создание у партнера ложного представления о наличии других возможностей у стороны ведущей переговоры.
Подтасовка информации- форма манипулирования. Используется для убеждения партнера-клиента в эффективности коммерческого предположения.
Потребительское поведение.
Потребительское поведение может быть:
· Рациональным (функциональный спрос);
· Иррациональным (нефункциональный спрос).
Рациональный спрос- потребитель выбирает товар с наибольшей полезностью в перечете на одну денежную единицу.
Правило максимальной полезности- относится к рациональному потребительскому спросу.
Факторы, определяющие иррациональное потребительское поведение:
· Фактор восприятия субъективной ценности последующих единиц некоторых потребительских продуктов;
· Потребитель подвергается всевозможным видам общественно-психологического давления;
· Факторы культурного порядка;
· Факторы личного порядка;
· Факторы психологического порядка.
Основные источники потребительской информации:
· Личные (семья, друзья, знакомые);
· Коммерческие источники;
· Общедоступные источники (СМИ).
Факторы по Котлеру, влияющие на само решение покупки:
· Отношение других людей;
· Непредвиденные обстоятельства.
Возможные реакции на саму покупку:
· Удовлетворительная;
· Неудовлетворительная.
Деньги.
Факторы, влияющие на использование денег:
· Психосоциальные нормы;
· Социальные ценности.
Основные психотипы денежного поведения (денежные социотипы личности):
· Транжир (импульсивное бесконтрольное расходование денежных средств);
· Скряга;
· «Денежный мешок»;
· Торгаш;
· Игрок.
Социально-психологические символические функции денег (деньги как символические психосоциальные факторы):
· Безопасность;
· Сила;
· Любовь;
· Деньги
· Средство;
· Свобода.
Социально-психологические функции денег:
· Мерило удачливости и благополучия;
· Оценка успешности деятельности человека;
· Способ обеспечения комфорта;
· Консервативная коммерческая ценность;
· Одновременно и социально приемлемый атрибут бытия, объект презрения, даже моральное зло.
Ценность денег зависит: от их достатка.
Реклама.
Основные составляющие психологического механизма воздействия рекламы:
· Аффективная (эмоциональная);
· Когнитивная (знаниевая);
· Конативная (действенная).
Основные механизмы психологического воздействия рекламы AIDA:
· Внимание;
· Интерес;
· Желание;
· Действие
Основные механизмы психологического воздействия рекламы выступает (структура механизма рекламного воздействия):
· Возбуждение желания;
· Заражение;
· Подражание;
· Внушение.
Основные приемы (виды) рекламной суггестии:
· Суггестия через «свидетельство»;
· Суггестия через идентификацию;
· Суггестия через слоган.
Виды рекламных слоганов:
· Слоган фирмы;
· Слоган рекламной компании;
· Слоган товара, услуги.
В рекламе используется метод «разрыва» - он предполагает разрыв стереотипов.
Психологические закономерности восприятия рекламы (основные закономерности восприятия рекламного обращения):
· Ассоциация;
· Контекст;
· «Спящий эффект»;
· Цвет;
· Иллюстрация.
Основные группы мотивов рекламного обращения:
· Рациональные:
· Эмоциональные;
· Социальные.
Эмоциональные мотивы:
· Мотив свободы;
· Мотив страха;
· Мотив гордости и патриотизма;
· Мотив любви и сексуальной привлекательности.
Медиа-планирование- оптимизация схемы размещения рекламного обращения.
Госслужащие.
Конкретная реализация приемов взаимного воздействия госслужащих включает в себя:
· Отдачу приказов;
· Распоряжений;
· Указаний.
Конкретная реализация приемов взаимного воздействия госслужащих может осуществляться в виде:
· Советов;
· Предположений;
· Просьб.
Право на поступление в госслужащие в РБ:
· Граждане РБ достигшие 18 лет;
· Владеющие государственным языками РБ.
Квалификационные требования к кандидатам на поступление в госслужбу РБ:
· Наличие соответствующего образования;
· Необходимый стаж и опыт работы по специальности;
· Владение гос. Языками;
· Знание конституции РБ.
Нововведение, инновации.
Факторы обуславливающие нововведение:
· Социальный заказ;
· Отставание качества и эффективности труда от общественных потребностей;
· Стремление госструктур к совершенствованию;
· Научно-технический прогресс.
Инновационные стратегии организации направляются на управление процессом изменений в организации.
Под инновацией (в узком смысле) поминается- оптимальные изменения внутри организации.
Основные области, осуществления инновации в организациях:
· Улучшение продукта;
· Улучшение обслуживания клиента;
· Диверсификация продукта;
· Более креативная реклама;
· Улучшение эффективности качества, уменьшение расходов.
· Увеличение персональной эффективности и креативность в работе.
Основные ролевые позиции в организации при введении нововведений:
· Постановщик проблемы;
· Инноватор;
· Инициатор;
· Разработчик;
· Эксперт;
· Изготовитель.
Обязательны в организации:
· Организатор;
· Пользователь.
Инициация нововведений в организацию вызывается:
· Внешними факторами давления;
· Внутренними факторами давления;
· Внутренним побуждением.