Психологические особенности коммуникации. 1) Формирование социальных установок у главного субъекта взаимодействия

1) Формирование социальных установок у главного субъекта взаимодействия. Дмитрий Узнадзе: установка – это готовность действовать определенным образом. Чтобы коммуникация была эффективной, надо чтобы таких установок было три. Первая – направленность на партнера – предполагает полное включение в процесс взаимодействия при одновременном отвлечении от личных чувств, мыслей, переживаний. Вторая – принятие партнера как личности – предполагает безусловное и безоценочное восприятие партнера, а также уважительное отношение к его взглядам, позициям, точкам зрения, интересам и т.д. Третья – направленность на сотрудничество – предполагает организацию совместной деятельности по решению конкретного вопроса.

2) Создание благоприятного психологического климата. Для этого необходимо учитывать актуальные потребности партнера:

1. Потребность в самовыражении и достижении понимания (виды активного слушания: нерефлексивное – активное молчание с использованием невербальных средств коммуникации и рефлексивное – активная речевая деятельность с использованием вопросов и т.д.)

2. Потребность в эмоциональном понимании (для удовлетворения этой потребности используется механизм эмпатии. Эмпатия – это способность и умения сочувствовать и сопереживать другому, а также способность понимать чувства другого)

3. Потребность в признании личности

3) В основе коммуникации находится субъект-субъектная система взаимодействия,которая предполагает активность партнеров, взаимное влияние и воздействие друг на друга, а также совместную деятельность в процессе коммуникации. S-S’ (S – ведущий, главный субъект коммуникации, S’ – ведомый субъект коммуникации)

Феноменологические характеристики коммуникации

Лекция №2

Виды

1. по характеру ориентации

· личностно-ориентированная коммуникация – взаимодействие с одним реципиентом

· социально-ориентированная коммуникация – взаимодействие с группой

2. по количеству субъектов

· 2 – диада, диадическая коммуникация

· 3 – триада, триадическая коммуникация (1+2, в триаде обязательна смена ролей)

· 4 – тетра-коммуникация (1+3 – эффективнее, 2+2 – тоже возможна, всегда обязательна смена ролей)

· 5 и больше – внутригрупповая коммуникация

структура
непосредственная коммуникация
перцепция
интеракция
2. Структура

Непосредственная коммуникация – информационный аспект коммуникации – процесс передачи и приема информации

Перцепция – процесс восприятия и формирования отношений между субъектами

Интеракция – взаимодействие в процессе коммуникации

Наши рекомендации