Практические занятия (семинары).
№ занят. | № раздела | Тема | Кол-во часов |
I | Мотивационно-коммуникативный тренинг «Введение в профессию» | ||
Структура, задачи и особенности функционирования вуза | - | ||
Психология учебной и профессиональной деятельности | |||
Виды учебных и учебно-исследовательских письменных работ | |||
Специфика работы с различными источниками информации | |||
Психология устного выступления | |||
Психологические основы личной эффективности | |||
Психология целеполагания и планирования карьеры |
Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ раздела | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение |
Мотивация выбора профессии. Профессиограмма получаемой специальности. | |
Основы тайм-менеджмента. Представления о времени в психологии. Индивидуальные особенности восприятия времени. | |
Культура письменной и устной научной речи. Виды чтения учебных и научных текстов (просмотровое, ознакомительное/выборочное, изучающее). | |
Изучающее чтение и написание обзора. Аналитический обзор как средство фиксации результатов изучающего чтения. | |
Этапы выступления перед аудиторией: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Составление плана выступления. Подбор материалов и написание текста выступления. Подготовка к выступлению перед аудиторией. | |
Виды коммуникации. Цели и структура коммуникации. Техники восстановления и работы со стрессом. | |
Гендерные аспекты карьеры. Виды и признаки карьерного роста. Сценарии развития личностного потенциала и карьерного роста. Баланс успехов и неудач. Карьерные кризисы на ранних этапах карьеры и технологии их преодоления. Выбор карьеры. |
Основное содержание программы учебной дисциплины
1.Мотивационно-коммуникативный тренинг «Введение в профессию». Знакомство. Командообразование. Групповая сплоченность. Формирование образа будущей профессии. Мотивация стремления включиться в учебно-профессиональную и педагогическую деятельность
2.Структура, задачи и особенности функционирования вуза. Уровневая система высшего образования. Нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность вуза. Закон «Об образовании». Устав вуза. Положение о Правилах внутреннего распорядка в университете. Организационная структура вуза: основные подразделения и институты. Задачи и особенности функционирования структурных единиц вуза.
Факультет как структурное подразделение вуза. Задачи и структура факультета. Особенности функционирования факультета. Кафедра как учебно-научное подразделение вуза. Общественные организации в вузе.
3.Психология учебной и профессиональной деятельности. Понятие деятельности. Структура деятельности. Особенности учебной и профессиональной деятельности. Понятие о мотиве и мотивации. Группы мотивов. Мотивация и стимулирование деятельности. Целеполагание и планирование как фактор успешности деятельности. Основы тайм-менеджмента. Индивидуальные особенности восприятия времени. Планирование времени и целеполагание: определение ценностей, постановка задач, расстановка приоритетов.
Профессионализм как качественная характеристика человека. Успех как характеристика результативности профессиональной деятельности. Критерии успеха. Специфика этики и нравственных требований, предъявляемых человеку отдельными видами профессиональной деятельности.
4.Особенности выполнения учебных и учебно-исследовательских письменных работ. Психологические особенности письменной речи. Виды письменных работ. Основные требования к учебным и исследовательским работам. Специфика оформления письменных работ. Контрольная работа. Конспект. Реферат. Эссе. Курсовая работа. Выпускная квалификационная работа. Особенности выполнения конкурсных учебно-исследовательских работ.
5.Специфика работы с различными источниками информации. Виды носителей информации. Документальные и предметно-вещественные источники информации. Брифинг, презентация, конференция, пресс-релиз как источник информации. Электронные источники информации. Виды информации в Интернете. Люди как источник информации. Правила работы в библиотеке.
6.Психология устного выступления. Устная речь как вид речи. Речевой этикет. Стили и техника устной речи. Виды устных выступлений. Планирование устного выступления. Правила позитивной речи. Приветствие и прощание. Установление и поддержание контакта в личном общении. Искусство задавать вопросы, собирать и уточнять информацию. Инструменты управления беседой. Барьеры коммуникации. Речевая импровизация и уверенность в себе. Основы взаимодействия с аудиторией. Эмоциональная устойчивость при ответах на вопросы. Имидж оратора.
7.Психологические основы личной эффективности. Основные виды коммуникаций (письменные, вербальные, невербальные и пр.) Цели и структура коммуникации. Повышение личной эффективности в общении: формирование первого впечатления, активное слушание, работа с возражениями и скрытыми мотивами. Соотнесение профессиональных и личных целей. Временная компетентность. Психологический анализ индивидуального времени. Регуляция времени и организация времени деятельности Планирование свободного времени как необходимое условие личной эффективности.
Основы стресс-менеджмента: техники противостояния стрессу и поиск личных ресурсов. Основы типологии: что нужно знать о себе, чтобы распределять время максимально эффективно. Техники восстановления и работы со стрессом. Имидж как аспект деятельности. Роль этикета в общении. Основные требования современного этикета: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, корректность, деликатность. Особенности делового этикета.
8.Психология целеполагания и планирования карьеры. Понятие карьеры. Этапы и типы карьеры. Целеполагание в карьере и карьерное планирование. Модели и стратегии карьеры. Критерии и факторы карьерного успеха. Гендерные аспекты карьеры. Факторы роста профессионального авторитета.
Виды и признаки карьерного роста. Сценарии развития личностного потенциала и карьерного роста. Значение и принципы целеполагания. Пошаговый метод постановки целей.
Современные методы самопрезентации и планирования карьеры. Карьера молодого специалиста. Особенности карьерного роста в сфере образования.
5.6.Содержание лекционного курса
Тема №2. Структура, задачи и особенности функционирования вуза (2 часа)
Цель: Ознакомление студентов с особенностями устройства и функционирования вуза
Формируемые компетентности: ОК-1, ОК-6, ОПК-1
Методические задачи:
- научить понимать специфику функционирования вуза
- сформировать представление о том, каково устройство и как работает факультет, кафедра
- показать особенности работы общественных организаций в вузе, на факультете
Рекомендуемая форма занятия:лекция-визуализация.
Вопросы:
4. Закон об образовании РФ. Уровневая система высшего образования.
5. Нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность университета
6. Организационная структура вуза: основные подразделения и институты.
7. Факультет как структурное подразделение вуза.
8. Кафедра как учебно-научное подразделение вуза.
9. Общественные организации в вузе.
Основные категории:
Вуз, высшее образование, управление вузом, качество образования, управление качеством, факультет, кафедра, организационная структура, структурное подразделение, учебно-научное подразделение, устав вуза, правила внутреннего распорядка, Закон «Об образовании» РФ.
Контрольные вопросы:
1. Место вуза в системе образования
2. Назовите основные структурные подразделения вуза
3. В чем специфика факультетов как вузовских подразделений?
4. Какие основные задачи решает кафедра в системе работы вуза?
5. Задачи создания различных общественных организаций в вузе
6. Назовите общественные организации своего вуза, факультета
7. Особенности и тенденции развития российских вузов
Литература:
Обязательная:
1. Диброва М.И. Изменения в структуре вуза как следствие интернационализации образования / М.И.Диброва, Н.М.Кабанова // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - N 2(31). С. 58-60
2. Елисеева Л. Б. Структурные подразделения вуза: правовые аспекты // Университетское управление: практика и анализ. – 1999. – №3-4. – С.27-31.
3. Панова А.А. О структуре управления и принятии решений в российских вузах. Препринт WP10/2006/05. - М.: ГУ ВШЭ, 2006. - 28 с.
4. Слободчиков В. Новое образование как путь к новому сообществу. Новые ценности образования: образование и сообщество. – М.: «Инноватор», 2006. – с. 154.
5. Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
Дополнительная:
8. Востриков А.С., Пустовой Н.В. Проблемы децентрализации функций при управлении вузом. // Университетское управление. 2003. № 4(27). С. 6-15.
9. Соколова И.Ю. Основы управления педагогическими системами: Курс лекций. – Ставрополь: СГУ, 2000 – 83 с.
10. Солдаткин В.И. Проблемы создания информационно-образовательной среды открытого образования // Университетское управление: практика и анализ. – 2001. – №4. – С.14-17.
11. Сенашенко В., Сенаторова Н., Солнцева Н. Рынок образования нуждается в профессиональных менеджерах // Платное образование. – 2002. - № 2. – С.14-16.
Тема №3. Психология учебно-профессиональной деятельности (2 часа)
Цель: Осмысление студентами предмета, задач и основ методологии социальной психологии
Формируемые компетентности: ОК-1, ОК-6, ОПК-1
Методические задачи:
- сформировать представление о деятельности и её структуре,
- сформировать представление об особенностях учебной и профессиональной деятельности
- показать специфику мотивации и её влияния на результативность деятельности
- актуализировать значение целеполагания и планирования для достижения успеха
Рекомендуемая форма занятия:лекция-диалог.
Вопросы:
1. Понятие деятельности. Структура деятельности.
2. Особенности учебной и профессиональной деятельности.
3. Понятие о мотиве и мотивации.
4. Целеполагание и планирование как фактор успешности деятельности.
Основные категории:
Деятельность, структура деятельности, цель, целеполагание, мотив, мотивация, учебная деятельность, профессиональная деятельность, планирование, успешность, результативность.
Контрольные вопросы:
1. Что называют деятельностью?
2. Что включает структура деятельности?
3. В чем специфика учебной деятельности?
4. Укажите особенности профессиональной деятельности
5. Перечислите основные группы мотивов
6. Что такое мотивирование и стимулирование?
7. Дайте определение успешности и результативности деятельности
8. Назовите факторы успешности учебной деятельности студента
9. Что важно для планирования деятельности?
Литература:
Обязательная:
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001.
2. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М., 2001.
4. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. – М.: Изд.ПЕРСЭ, 2006. 382с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975, с. 304
Дополнительная:
1. Коган А.Ф. Психологическое моделирование целеполагания и принцип псевдосвободы выбора цели в учебной деятельности - Психология. Сб.научн.трудов. Вып.3(6). - Киев, 1999. - С.212-222
2. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2003.
3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.-Воронеж, 1996
4. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. - М., 1998.
5. Швалб Ю.М. Психологические модели целеполагания. - К.: Стилос, 1997 - 240 с.
6. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М.: АО Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993. 240 с.
7. Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Изд-во ЭКМОС, 1999. 256 с.
Тема №4. Виды учебных и учебно-исследовательских письменных работ (2 часа)
Цель: Осмысление студентами особенностей выполнения письменных работ и требований к ним
Формируемые компетентности: ОК-1, ПК-13
Методические задачи:
- сформировать представление об основных видах письменных работ, выполняемых в вузе,
- показать специфику требований, предъявляемых при оценке письменных работ в вузе,
- дать представление об особенностях участия в конкурсах учебных и исследовательских работ
Рекомендуемая форма занятия:лекция-диалог.
Вопросы:
5. Виды письменных работ.
6. Основные требования к учебным и учебно-исследовательским письменным работам.
7. Специфика оформления письменных работ.
8. Особенности выполнения конкурсных учебно-исследовательских работ.
Основные категории:
Учебная работа, учебно-исследовательская работа, научная работа, библиографический поиск, информационно-поисковая система, аналитический обзор, конспект, реферат, курсовая работа, курсовой проект, тезисы, эссе, статья, выпускная квалификационная работа.
Контрольные вопросы:
1. Виды письменных учебных и учебно-исследовательских работ
2. Как осуществляется библиографический поиск
3. Что такое научная информация? Перечислите виды научной информации.
4. В чем специфика просмотрового чтения?
5. Укажите особенности изучающего чтения
6. Как следует выполнять аналитический обзор
7. Перечислите структурные элементы курсовой работы
8. Какие виды эссе Вы знаете? В чем их особенности?
Литература:
Обязательная:
1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.
2. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 2003. - 288 с.
3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 1997.
4. Морозов В. Культура письменной научной речи - http:// www. gumer.info /bibliotek_Buks /Linguist/ moroz/index.php
5. Советова О. С. Основы социальной психологии инноваций. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000.
6. Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. М., 2002.
Дополнительная:
1. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. - 2-е изд., доп. - М.: Ось-89, 2001. - 320 с.
2. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). - М: АПО, 1998. - 132 с.
3. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева - М.: НОРМА, 2000 - 560 с.
4. Усачева И.В., Ильясов И.И. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. - М.: МГУ, 1980
Тема №5 Специфика работы с различными источниками информации (2 часа)
Цель: Ознакомление студентов с особенностями работы с различными источниками информации
Формируемые компетентности: ОК-1, ОК-6, ПК-13
Методические задачи:
- научить использовать в работе разные виды источников информации,
- сформировать представление о правилах работы в библиотеках и об их основных услугах,
- показать специфику использования электронных источников
Рекомендуемая форма занятия:проблемная лекция.
Вопросы:
5. Виды носителей информации.
6. Документальные и предметно-вещественные источники информации.
7. Правила работы в библиотеке.
8. Электронные источники информации.
Основные категории:
Носитель информации, информационные ресурсы, документальные источники информации, предметно-вещественные источники информации, электронные источники информации, брифинг, презентация, конференция, пресс-релиз, интернет-сайт, интернет-портал
Контрольные вопросы:
1. Какие определения понятия «информация» вы знаете?
2. Назовите основные свойства информации.
3. Каким образом возникает, хранится, обрабатывается и передается информация?
4. Перечислите виды информационных ресурсов
5. Что относят к документальным источникам информации?
6. В каких случаях человек выступает в качестве источника информации?
7. Какие услуги оказывают современные библиотеки?
8. Перечислите права и обязанности пользователей библиотек
9. Каким образом правомерно использовать Интернет в качестве источника информации?
Литература:
Обязательная:
1. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ
2. ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 №98-ФЗ (в редакции от 18.12.2006)
3. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / МГУКИ. – М.: Профиздат, 2001. – 111 с.
4. Козиенко Т.М. Информационное обслуживание в муниципальной библиотеке. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005– № 8. – С.16-23
Дополнительная:
1. Абдеев В.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994.
2. Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация. - Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1988.
3. Красивова А. Деловой русский язык: Учебно-практическое пособие - http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Linguist/krasiv/index.php
4. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. - М.: Знание, 1990.
Тема: №6. Психология устного выступления (2 часа)
Цель: Сформировать понимание места, роли и особенностей подготовки устного выступления
Формируемые компетентности: ОК-1, ОК-6, ОК-16, ОПК-1
Методические задачи:
- сформировать представление об устной речи как важнейшем средстве коммуникации,
- акцентировать внимание на аспектах речевого этикета,
- указать основные барьеры коммуникации и средства их преодоления,
- показать специфику взаимодействия с аудиторией и получения обратной связи
Рекомендуемая форма занятия:лекция-информация.
Вопросы:
5. Устная речь как уникальный вид речи. Техника устной речи. Основы речевого этикета.
6. Психологические основы управления беседой. Барьеры коммуникации.
7. Виды устных выступлений. Особенности подготовки устного выступления.
8. Взаимодействие с аудиторией и обратная связь.
Основные категории:
Речь, устная речь, речевой этикет, коммуникация, барьеры коммуникации, обратная связь, речевая импровизация, имидж оратора.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте устную речь как средство коммуникации.
2. Укажите функции и виды речи
3. Назовите важнейшие положения речевого этикета
4. Что называют барьерами коммуникации?
5. Перечислите часто встречающиеся барьеры коммуникации, свойственные устной речи
6. Какие виды устных выступлений Вы знаете?
7. Укажите этапы подготовки устного выступления
8. Перечислите основные приемы взаимодействия с аудиторией
Литература:
Обязательная:
1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2003
2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998
3. Колесников Н.П. Культура речи – М., 2001 -293 с
4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. – М., 1997.
5. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева - М.: НОРМА, 2000 - 560 с.
6. Максимова В.И. Русский язык и культура речи: Практикум. M.: Гардарики, 2001 - 413 с.
Дополнительная:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д: «ФЕНИКС», 2001 -160 с.
2. Иванова-Ульянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, темп, ритм.: Уч. пособ. / - М.: ФЛИНТА: Наука – 1998 - 150 с.
3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: уч. пос-е - 2-е изд.-М.: Флинта: Наука-1999 - 496 с.
4. Муранов А.А. Риторика. Хрестоматия-практикум. - М.: Росс. пед. агенство, - 1997 - 158 с.
5. Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М., 2002
6. Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред.. В.И.Максимова. - М.: Гардарики, 2002 г. – 490 с
7. Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.
Тема №7. Психология целеполагания и планирования карьеры (2 часа)
Цель: Осмысление студентами основных аспектов планирования карьеры
Формируемые компетентности: ОК-1, ОК-16, ОПК-1, ПК-13
Методические задачи:
- сформировать представление о карьере, её основных видах и этапах
- показать специфику карьерного роста в сфере образования
Рекомендуемая форма занятия:лекция-конференция.
Вопросы:
5. Понятие карьеры. Виды и этапы карьеры.
6. Факторы успешности карьеры. Карьерные кризисы.
7. Карьера молодого специалиста. Карьерный самоменеджмент.
8. Особенности карьерного роста в сфере образования.
Основные категории:
Карьера, карьерный рост, горизонтальная карьера, вертикальная карьера, самоменеджмент, самопрезентация, карьерный кризис
Контрольные вопросы:
1. Перечислите виды карьеры, укажите их особенности.
2. Назовите основные этапы карьеры.
3. От чего зависит успешность карьерного роста?
4. Когда возникают и от чего зависят карьерные кризисы?
5. Назовите варианты карьерного роста в сфере образования?
6. В чем заключается карьерный самоменеджмент?
7. Перечислите плюсы и минусы самопрезентации.
Литература:
Обязательная:
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. / Под общ. ред. А.А.Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2006. 424 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.354 с.
4. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М.: Финстатинформ, 2002. 360 с.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М., 2001.
6. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М., 2001.408 с.
Дополнительная:
1. Волкова Л. Женщина и карьера. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997. 288 с.
2. Десслер Г. Управление карьерой // Управление персоналом. - М.: «Издательство БИНОМ», 1997. С. 226-241.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. С. 123-127.
4. Маркова А.К. Акмеологические технологии преодоления кризисов профессионального развития // Акмеология: личностное и профессиональное развитие. Материалы межд. научно-практической конференции 7-8 октября 2004. - М.: Изд. дом «ЭКО», 2004. С. 511-512.
5. Могилёвкин Е.А. Карьерный рост. Диагностика, технологии, тренинг. - СПб: «Речь»., 2007.
6. Технология карьеры: Учебн. пособие. / Под ред. Н.Н.Богдан и Е.А.Могилёвкина. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. 156 с.
7. Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М.: АО Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993. 240 с.
8. Уткин Э. А. Мотивационный менеджмент. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Изд-во ЭКМОС, 1999. 256 с.
5.7.Содержание практического курса
Тема №1. Мотивационно-коммуникативный тренинг «Введение в профессию» (2 часа)
Рассматриваемые вопросы:
1. Знакомство с участниками группы
2.Экспресс-опрос ожиданий относительно обучения по данной специальности
3.Тренинг командообразования и групповой сплоченности
4.Формирование образа будущей профессии
Литература:
1. Бука Т., Митрофанова М. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2006. 330с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.:Академия, 2005. 302 с.
4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2005.
5. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М.: Эксмо, 2008.
6. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2006.
7. Советова О. С. Основы социальной психологии инноваций. СПб.: Изд. СпбГУ, 2000.
Межпредметные связи:Введение в специальность. Педагогика. Социальная психология.
Вынесено на самостоятельное изучение:Мотивация выбора профессии. Профессиограмма получаемой специальности.
Формы контроля усвоения материала:Работа в тренинге. Письменная рефлексия.
Рекомендуемая форма занятия:тренинг коммуникации с элементами дискуссии.
Тема №3. Психология учебной и профессиональной деятельности (2 часа)
Рассматриваемые вопросы:
1. Профессиональное становление личности. Профессиональная адаптация как психологическая проблема.
2. Профессиональные деформации личности.
3. Планирование времени и целеполагание: определение ценностей, постановка задач, расстановка приоритетов.
4. Профессионализм как качественная характеристика человека.
5. Успех как характеристика результативности профессиональной деятельности. Критерии успеха.
Литература:
1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2001.
5. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.
6. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб, 2003
7. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов nрофессионального развития // Вопр.психологии. 1995. №1.
8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж, 1996.
Межпредметные связи: Общая психология. Социальная психология. Психология управления. Педагогика.
Вынесено на самостоятельное изучение: Основы тайм-менеджмента. Представления о времени в психологии. Индивидуальные особенности восприятия времени. Специфика этики и нравственных требований, предъявляемых человеку отдельными видами профессиональной деятельности.
Формы контроля усвоения материала: Доклад, эссе, развернутый план ответа по самостоятельно изучаемому содержанию. Опрос, реферат, тестирование.
Рекомендуемая форма занятия:семинар с тестированием.
Тема: №4 Виды учебных и учебно-исследовательских письменных работ (6 часов)
Рассматриваемые вопросы:
1. Краткая характеристика научного стиля речи. Сфера применения. Задачи научной речи.
2. Виды чтения (просмотровое, ознакомительное/выборочное, изучающее).
3. Тексты вспомогательного характера (план, тезисы, конспект).
4. Собственно научные тексты (реферат, курсовая, дипломная работа, статья)
5. Функции и правила конспектирования. Оформление конспекта
6. Структура и содержание реферата.
7. Структура и содержание курсовой работы.
8. Структура и содержание выпускной квалификационной работы.
9. Виды эссе. Правила написания и оформления эссе.
10. Требования к оформлению исследовательских работ.
Литература:
1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.
2. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: учебное пособие. - М.: Наука, 2003. - 288 с
3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 1997
4. Морозов В. Культура письменной научной речи - http://www. gumer.info/bibliotek_Buks /Linguist/ moroz/index.php
5. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000.
6. Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. М., 2002
Межпредметные связи:Современный русский язык. Культура речи. Методология науки.
Вынесено на самостоятельное изучение:Культура письменной и устной научной речи. Виды чтения учебных и научных текстов (просмотровое, ознакомительное/выборочное, изучающее).
Формы контроля усвоения материала:Доклады по самостоятельно изучаемому содержанию. Конспекты, эссе, тезисы, план, реферат.
Рекомендуемая форма занятия:семинар-практикум, тренинг умений, тестирование.
Тема №5. Специфика работы с различными источниками информации (2 час)
Рассматриваемые вопросы:
1. Библиографический поиск литературных источников.
2. Библиографическая и научная информация. Виды научной информации.
3. Структура библиографического описания научного документа.
4. Источники библиографической и научной информации как объекты информационно-поисковой деятельности.
5. Обработка и фиксация библиографической информации: составление списков литературы
6. Правила работы в библиотеке
7. Работа с электронными источниками информации, правила оформления ссылок.
Литература:
1. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ;
2. ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 №98-ФЗ (в редакции от 18.12.2006)
3. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / МГУКИ. – М.: Профиздат, 2001. – 111 с.
4. Козиенко Т.М. Информационное обслуживание в муниципальной библиотеке. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005– № 8. – С.16-23.
Межпредметные связи:Современный русский язык. Культура речи. Методология науки.
Вынесено на самостоятельное изучение:Просмотровое чтение. Предмет и продукт просмотрового чтения. Информационно-поисковая система как средство фиксации результатов просмотрового чтения. Изучающее чтение и написание обзора. Аналитический обзор как средство фиксации результатов изучающего чтения.
Формы контроля усвоения материала:Доклады по самостоятельно изучаемому содержанию. Опрос, тестирование.
Рекомендуемая форма занятия:экскурсия-практикум, тестирование.
Тема №5. Психология устного выступления (2 часа)
Рассматриваемые вопросы:
1. Формы монологического (ответ, доклад, выступление, сообщение) и полилогического (дискуссия, беседа) общения.
2. Определение темы и постановка цели выступления (оценка аудитории, выбор темы, уяснение цели выступления, определение вида речи).
3. Способы организации начала и концовки выступления
4. Установление и поддержание контакта в личном общении. Искусство задавать вопросы, собирать и уточнять информацию.
5. Речевая импровизация и уверенность в себе.
6. Взаимодействие с аудиторией и эмоциональная устойчивость при ответах на вопросы.
Литература:
1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2003
2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998
3. Колесников Н.П. Культура речи – М., 2001 -293 с
4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 1997
5. Максимова В.И. Русский язык и культура речи: Практикум. M.: ГАРДАРИКИ, 2001 - 413 с.
Межпредметные связи:Современный русский язык. Культура речи. Социальная психология. Психология общения
Вынесено на самостоятельное изучение: Этапы выступления перед аудиторией: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Составление плана выступления. Подбор материалов и написание текста выступления. Подготовка к выступлению перед аудиторией. Инструменты управления беседой. Барьеры коммуникации. Имидж оратора.
Формы контроля усвоения материала: Доклады, эссе по самостоятельно изучаемому содержанию. Практика устного выступления, развернутый план выступления
Рекомендуемая форма занятия:Тренинг публичных выступлений с элементами деловой игры.
Тема 7. Психологические основы личной эффективности (4 часа)
Рассматриваемые вопросы: (1 занятие)
1. Повышение личной эффективности в общении: формирование первого впечатления, активное слушание, работа с возражениями и скрытыми мотивами.
2. Этикет в общении. Требования этикета: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, корректность, деликатность.
3. Соотнесение профессиональных и личных целей.
4. Профессиональный стресс. Стресс и нарушение адаптации.
5. Основы стресс-менеджмента: техники противостояния стрессу и поиск личных ресурсов. Психологическая саморегуляция состояний. Основные классы методов и техник.
6. Методы устранения причин развития стресса – «объектная парадигма» (режимы труда и отдыха, time-management, формирование условий для здорового образа жизни и др.), «субъектная парадигма» – пассивный и активный субъект.
7. Методы непосредственного воздействия на состояние человека (фармакотерапия, культура питания, рефлексотерапия, функциональная музыка, суггестивные воздействия)
Литература:
1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М: ПЕР СЭ, 2006
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб, 2008
3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М: Смысл, - 2007
4. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999
5. Семенов В.Л. Практика дипломатического протокола и этикета. – М.: «A.D.&T.», 2002
6. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006, глава 2.
7. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Наука, 1978
Межпредметные связи:Социальная психология. Психология общения. Педагогика. Культурология
Вынесено на самостоятельное изучение:Виды коммуникации. Цели и структура коммуникации. Техники восстановления и работы со стрессом. Имидж как аспект деятельности. Особенности делового этикета.
Формы контроля усвоения материала:Доклад, эссе, развернутый план ответа по самостоятельно изучаемому содержанию. Работа в тренинге
Рекомендуемая форма занятия:Семинар-практикум с элементами тренинга умений.
Рассматриваемые вопросы: (2 занятие)
1. Временнȧя компетентность. Психологический анализ индивидуального времени. Основные подходы к управлению временем.
2. Постановка и конструирование целей в развернутой временной перспективе. Принципы и правила целеполагания. Процедуры учета и приемы планирования времени, расстановки временных приоритетов (принцип Эйзенхауэра).
3. Самопрезентация как самореклама. Типы самопрезентации.
4. Индивидуальный имидж. Проектирование и формирование имиджа.
5. Знакомство и поддержание длительных контактов. Стратегия расширения круга знакомств.
Литература:
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001
2. Архангельский Г.А. Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы. Спб.: Питер, 2008
3. Болотова А.К. Психология организации времени: Учеб. пособ. для студентов вузов. – М., 2006.
4. Головаха Е.А., Кроник А. А. Психологическое время личности. Смысл, 2008.
5. Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках. М., 1991.
6. Калинин С.И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем, М., 2006
7. Лайкен А. Искусство успевать. - М.: ФАИР, 1996
8. Лебедев-Любимов А. Н. Самореклама. - СПб.: Питер, 2002
9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1. – М.: Искусство, 1985
Межпредметные связи:Общая психология. Социальная психология. Психология общения. Педагогика. Культурология.
Вынесено на самостоятельное изучение:Регуляция времени и организация времени деятельности. Планирование свободного времени как необходимое условие личной эффективности. Основы типологии: что нужно знать о себе, чтобы распределять время максимально эффективно.
Формы контроля усвоения материала:Доклад, эссе, развернутый план ответа по самостоятельно изучаемому содержанию. Работа в тренинге.
Рекомендуемая форма занятия:Социально-психологический тренинг с элементами проектирования.
Тема 8. Психология целеполагания и планирования карьеры (2 часа)
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие карьеры. Этапы и типы карьеры.
2. Целеполагание в карьере и карьерное планирование. Модели и стратегии карьеры.
3. Критерии и факторы карьерного успеха. Факторы роста профессионального авторитета.
4. Значение и принципы целеполагания. Пошаговый метод постановки целей.
5. Современные методы самопрезентации и планирования карьеры.
6. Карьера молодого специалиста.
7. Особенности карьерного роста в сфере образования.
Литература:
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1991
2. Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. / Под общ. ред. А.А.Деркача. – М., 2006. 424 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001
4. Волкова Л. Женщина и карьера. СПб., 1997
5. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. – М., 2002
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М., 2001
7. Поляков В. А. Технология карьеры. М.: Дело Лтд., 1995
8. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996
9. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учеб. пособие. - М., 2001
Межпредметные связи:Общая психология. Социальная психология. Психология общения. Педагогика. Культурология.
Вынесено на самостоятельное изучение:Гендерные аспекты карьеры. Виды и признаки карьерного роста. Сценарии развития личностного потенциала и карьерного роста. Баланс успехов и неудач. Карьерные кризисы на ранних этапах карьеры и технологии их преодоления. Выбор карьеры.
Формы контроля усвоения материала:Доклад, эссе, развернутый план ответа по самостоятельно изучаемому содержанию. Анализ «кейс-стади», план индивидуальной карьеры.
Задание для самостоятельной работы.Провести диагностику построения карьеры. Оценить внутренние и внешние ресурсы для построения собственной карьеры. Выбрать одно из направлений построения карьеры и написать план карьерного роста.
Рекомендуемая форма занятия:Анализ «кейс-стади».
5.8. Соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых