ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Методические рекомендации и задания
Методические рекомендации и задания
Для выполнения контрольной работы
по дисциплине «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Студентами 5 курса дневной формы обучения
специальности «ПРАВОВЕДЕНИЕ» (5 лет обучения)
На 2014-2015 уч.г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Написание контрольной работы по дисциплине является одной из важных форм самостоятельной работы студента. Она способствует углублению и закреплению знаний по предмету, прививает студентам навыки творческой, исследовательской работы.
Вопросы контрольной работы должны быть изучены шире и обстоятельнее, нежели они освещаются в учебниках и на занятиях, поэтому студент должен самостоятельно использовать монографическую и иную дополнительную литературу по теме; логично, последовательно и юридически грамотно излагать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Контрольная работа должна соответствовать содержанию темы и предложенному плану. Должно присутствовать полное и глубокое освещение вопросов, самостоятельность и аргументированность изложения, грамотность, четкое и аккуратное оформление.
Студент вправе получить консультации у преподавателя по вопросам, представляющим для него определенные трудности.
Выполненная работа должна быть защищена студентом.
Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче зачета не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения.
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
(вариант выбирается по последней цифре номера зачетной книжки)
Вариант 1.
1) Предмет, содержание, задачи юридической психологии.
2) Задание:Осужденный М. посещал сеансы индивидуальной психологической коррекции, направленные на устранение криминальных ценностных ориентации и формирование готовности к законопослушному поведению на свободе. По мнению психолога, психокоррекционные мероприятия проходили успешно.
На завершающей стадии психокоррекционной работы (после девятого сеанса) осужденный стал хмурым, неразговорчивым, а однажды ночью предпринял попытку суицида, но был спасен дежурным нарядом. Свой поступок осужденный объяснил тем, что «ему ужасно стыдно за то, как он жил на свободе, и дальнейшего смысла жизни он не видит».
Вопросы:
1. Чем, на ваш взгляд, могли быть вызваны негативные психологические изменения осужденного, хотя, по мнению психолога, он применял методы, дающие только положительный эффект?
2. Несет ли психолог ответственность за судьбу своих клиентов, и если да, то какую?
Вариант 2.
1) История развития юридической психологии.
2) Задание:И. задержан как соучастник организованной преступной группы, занимающейся разбойными нападениями на водителей автомашин. Детали задержания: сотрудник отдела уголовного розыска, представившись знакомым И., вызвал его через секретаря фирмы, где он работает, на улицу, после чего предложил сесть в автомобиль и доставил в орган внутренних дел.
По имеющейся оперативной информации известно, что среди членов преступной группы И. является новичком, авторитетом не пользуется, считается слюнтяем и в преступлениях играет второстепенную роль. Накануне задержания И. похоронил своих родителей, и у него на иждивении осталась несовершеннолетняя сестра. Кроме того, ранее И. серьезно увлекался рыбалкой и охотой, имеет высшее образование, не судим.
В преступную группу входят кроме И. двое ранее судимых за тяжкие преступления, которые задержаны и содержатся в ИВС, и организатор, местонахождение которого на данный момент не установлено.
Вопросы:
1. Какие особенности личности И. и обстоятельств можно использовать на различных стадиях его допроса?
2. Какую оптимальную позицию общения целесообразно выбрать следователю на стадии установления психологического контакта с допрашиваемым?
3. Какие тактико-психологические приемы следует использовать для установления психологического контакта с допрашиваемым И.?
Вариант 3.
1) Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста.
2) Задание: Сотрудникам учреждений уголовно-исполнительной системы хорошо известно, что большинство лиц, осужденных на длительные сроки лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в основном убийств, не признают своей вины и справедливости назначенного судом наказания.
Вопросы:
1. Является ли данный факт достаточным основанием для ужесточения уголовной репрессии вплоть до применения к таким лицам исключительной меры наказания - смертной казни? Обоснуйте свое мнение.
2. Может ли, по вашему мнению, уголовно-правовая оценка насильственного преступного деяния вдостаточно полной мере охватывать его психологическое содержание и реализовать его в назначенном виде и размере ответственности?
Вариант 4.
1) Психология проведения обыска.
2) Задание: Инспектор остановил автомобиль, двигавшийся с превышением установленной скорости и нарушавший правила маневрирования. При проверке документов нарушитель раздраженно показывает инспектору визитную карточку известного руководителя органа государственной власти, обвиняет в придирках, указывает на бесполезность его действий, угрожает увольнением с работы.
Вопросы:
1. Какие психологические приемы применил нарушитель по отношению к инспектору?
2. Должен ли инспектор акцентировать внимание на личности человека, указанного на визитной карточке?
3. Каковы правильные действия инспектора с целью предотвращения возможных негативных последствий возникшего конфликта с нарушителем?
4. Какие психологические приемы необходимо знать инспектору для использования их в аналогичных ситуациях с целью установления доброжелательных взаимоотношений с участниками дорожного движения?
Вариант 5.
1) Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах.
2) Задание: Выпускник юридического факультета обратился в УВД с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел, в уголовный розыск. При первичном знакомстве с кандидатом на службу психолог обнаружил у него выраженную повышенную агрессивность, в связи, с чем возникли сомнения в профессиональной пригодности кандидата.
По результатам психологического тестирования кандидата в Центре психодиагностики при УВД у него был диагностирован гиперстенический профиль личности и вынесено заключение: «Рекомендуется условно».
Однако к практическому психологу УВД зашел заместитель начальника отдела уголовного розыска и стал просить принять «парня на работу». Он сказал, что это его сосед, что он знает его с детства, что у него порядочные родители, которые работают в правоохранительных органах, что он лично готов оформить поручительство за кандидата и выступить в роли его наставника.
Вопросы:
1. Как бы вы поступили на месте старшего психолога в этой ситуации?
2. Что значит гиперстенический тип личности (профиль), какой тип поведения от него можно ожидать при службе в правоохранительных органах? Можно ли отнести данный тип личности к так называемой группе риска?
3. Если бы вы приняли решение поддержать ходатайство о принятии кандидата на службу в органы внутренних дел, то какой бы следовало наметить план мероприятий по управлению процессом его адаптации?
Вариант 6.
1) Психология очной ставки.
2) Задание: 1. Андрей С. представлялся инспектором налоговой полиции и небрежно демонстрировал продавцам различных магазинов какую-то красную книжку. После чего «проверял» накладные, сертификаты качества и прочую документацию. Затем доставал сотовый телефон и делал вид, что кому-то звонит. Но каждый раз его подводила почему-то «плохая связь» и тогда он не терпящим возражений тоном объявлял, что придется изъять кассовую ленту и деньги. Красная книжка на проверку оказалась полувоенным удостоверением с чужой фотографией, сотовый телефон - обыкновенной детской игрушкой.
2. Вечером 10 апреля в деревне пропал семилетний мальчик Сергей, сын В., а утром 11 апреля он был обнаружен мертвым в колодце. Поздно вечером 10 апреля В. отправила в город телеграмму своему сожителю об исчезновении сына. С работниками почты она вела разговор об исчезновении сына и высказывала предположение о том, что он мог упасть в колодец. Однако жителям деревни, где она живет, В. ничего не говорила о необходимости проверки колодца. На В. пало подозрение в убийстве своего сына. Следователь предполагал, и не без оснований, что с момента совершения преступления она находилась в сильном эмоциональном напряжении. Поэтому была продумана соответствующая тактика допроса. В начале допроса В. не спросила о причине ее вызова и сразу же рассказала, что она с сыном возвращалась из дома соседей, по дороге они поругались, и Сергей, обидевшись, побежал вперед и около колодца поскользнулся и упал в колодец. Следователь внезапно спросил: «Сергей оказывал сопротивление, когда его хотели бросить в колодец?» В. мгновенно срывающимся голосом ответила: «Он не понимал, что я его бросаю в колодец».
Вопросы:
1. Проанализируйте предложенные описания преступлений, связанных с инсценировкой и маскировкой.
2. Дайте психологическую оценку поведения Андрея С. и матери Сергея.
3. По каким психологическим признакам можно судить о наличии маскировки или инсценировки криминального деяния?
Вариант 7.
1) Психология группового преступного поведения.
2) Задание: Возьмите любой из законодательных актов, ориентированный на широкие круги граждан, и попытайтесь его проанализировать психологически.
Задания:
1. Последовательно проанализируйте и оцените содержание законодательного акта по критериям:
а) понятность для «среднестатистического» гражданина,
б) оценка и отношение к отдельным положениям и всему акту (одобрительное, отрицательное, нейтральное),
в) степень реального мотивирующего и регулирующего влияния (будет выполняться, не будет, трудно сказать).
2. Будь ваша власть, что бы вы изменили в анализируемом законодательном акте, подходя к нему с позиций юридической психологии?
Вариант 8.
1) Психологические особенности судопроизводства.
2) Задание:1. Представьте, что вам поручено руководством изучить социально-психологические предпосылки тенденций корыстной преступности среди населения вашего района (города, области, республики). Для этого вам надо разработать опросный лист. В нем, в частности, следует предусмотреть вопросы для изучения правовых позиций и ожиданий опрашиваемых. Ниже приведен примерный перечень их.
Задание:
Сформулируйте для каждого вопроса варианты возможных ответов (от трех до пяти), которые должны выражать различные виды позиций и ожиданий граждан. Вопросы к опрашиваемым таковы:
а. Для какой, на ваш взгляд, части лиц, проживающих в вашем районе (городе, области, республике) приемлемо использование незаконного (уголовно наказуемого) способа обеспечения материального достатка?
б. Как, по вашему мнению, изменяется в нынешнее время такая позиция людей?
в. Какую позицию в отношении преступного способа обеспечения материального
г. достатка занимает большая часть людей, имеющих примерно ваш возраст, социальное положение?
д. Какая тенденция, на ваш взгляд, характерна в нынешнее время для такой позиции людей ваших возраста и социального положения?
е. Как, по вашему мнению, относится большинство трудоспособных людей к правомерному способу обеспечения материального достатка?
ж. Как, на ваш взгляд, изменяется в нынешнее время отношение людей к правомерному способу обеспечения материального достатка?
з. Какая, на ваш взгляд, часть людей, проживающих в вашем районе (городе, области, республике), станет оказывать помощь правоохранительным органам в изобличении преступника?
2. Разработайте аналогичный опросный лист для изучения социально-психологических предпосылок насильственной преступности.
Вариант 9.
1) Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних.
2) Задание: 1. Смоделируйте историю совершения человеком какого-либо преступного деяния корыстного типа. Выдвиньте как можно больше предположений о возможных мотивах совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и обстоятельств ситуации могут возникать такие побуждения.
2. Смоделируйте историю совершения человеком какого-либо преступного деяния насильственного типа. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и попробуйте мысленно определить те свойства личности и обстоятельства ситуации, которые могут служить предпосылками возникновения таких мотивов.
3. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и определите, что необходимо выяснить при сборе информации и общении с лицом, совершившим его, чтобы проверить, действительно ли этот мотив имел место.
Вариант 10.
1) Психология опознания.
2) Задание: Требовательность руководителя и его дисциплинарная практика связаны с пониманием того обстоятельства, что подчиненный может совершать ошибки, но не обязательно за это следует его наказывать. В теории психологии управления персоналом распространено суждение о праве подчиненного на совершение ошибки.
В частности, это выражается в следующих мнениях:
«Право подчиненного совершить ошибку является одним из важнейших элементов хорошей атмосферы совместной деятельности в учреждении, и оно основывается на том, что пока совершаемые подчиненным ошибки (разумеется, без злого умысла) в вопросах, порученных ему для самостоятельного решения, не переходят «нормальной» границы, непосредственный начальник (не отказываясь даже от резкого, но высказываемого без свидетелей, выговора) обязан перед вышестоящим начальником брать на себя ошибку подчиненного» (Я. Зеленевший).
«Начальник должен вникнуть в то, какой риск ошибки имеется в деятельности подчиненного. Он должен поставить перед собой вопрос: какой процент ошибок в рассматриваемой категории дел может допустить работник, вполне справедливо считающийся хорошим специалистом? Он должен найти на это ответ и сообщить подчиненному, что если процент ошибок, совершенных им при любых обстоятельствах, не превысит установленного предела, то он вообще об этих ошибках не будет говорить с подчиненным, рассматривая это как нормальное явление» (Э. Шлех).
«Рассматривая вопрос передачи заданий, правомочий и ответственности подчиненным, следует иметь в виду, что это должно быть чем-то реальным, а не фиктивным. Очень важным составным элементом этого делегирования обязанностей является право подчиненного на ошибки в определенных пределах» (И. Стайджер).
«Если мы хотим от кого-либо инициативы и творчества, то должны давать этому лицу большее право на ошибку, нежели даем другим. Если мы этого делать не будем, то опасение перед неудачными попытками будет сковывать инициативу» (М. Фейнберг).
Задания:
1. Попробуйте сформировать свою позицию в отношении высказанных суждений о праве подчиненного на ошибку.
2. По какому психологическому критерию (мотив, цель, опыт и др.) можно определить возможный предел таких ошибок подчиненных?
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЛИТЕРАТУРА:
Основные источники
1. Аминов, И.И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие / ИИ. Аминов, - М.:
2. ЮНИга-ДАНА, 2009. - 615 с.
3. Аминов, И.И. Юридическая психология / И.И. Аминов. - М.: Омега-Л, 2011. -416 с.
4. Бартол, К. Психология криминального поведения / К. Бартол. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - 352 с.
5. Бедь, В.В. Юридична психологія: навучал. посібник / В.В. Бедь. - К.: Каравела; Львов: Новий світ-2000, Магнолія плюс, 2003. - 376 с.
6. Блэкборн, Р. Психология криминального поведения / Р. Блэкборн. - Издательстю: Нигер, 2004.-496 с.
7. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник / В.Л. Васильев. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. — 608 с.
8. Дулов, А.В. Введение в судебную психологию: учеб:-пособие / А.В. Дулов. - Минск: Юридическая литература, 1970. - 159 с.
9. Дулов, А.В. Судебная психология: учеб. пособие / А.В. Дулов. - 2-е изд.,
10. исправл. и доп. - Минск: Вышэйш. школа, 1975. - 464 с.
11. Еникеев, М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. -18 М.:Норма,2011-512с.
12. Курбатова, Т.Н. Юридическая психология / ТН Курбатова.Издательство: Пифагор, 2001. -480с.
13. Майерс, Д. Социальная психология и правосудие / Д. Майерс // Социальная психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 1997. - С. 398-432.
14. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учеб. пособие / Т.Б.
15. Дмитриева [и др.]; под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. - М.: Генезис, 2004.-606
16. Пирожков, В.Ф. Криминальная психология / В.Ф. Пирожков. - М.: Ось-89, 2011.-704 с.
17. Романов, В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 525 с.
18. Сорокотягин, И.Н., Сорокотягина, Д.А. Юридическая психология: Учебник для вузов / И.Н. Сорокотягин, Д.А. Сорокотягина. - М.: Юрайт, 2011.-456 с.
19. Ушатиков, А.И. Криминальная психология / А.И. Ушатиков. - М.: МПСИ, 2007. -496 с
20. Чуфаровский, Ю.В. Методология и теория юридической психологии / Ю. В. Чуфаровский. - М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2003. -160 с.
21. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология / Ю.В. Чуфаровский. - М.: Проспекг, 2009. - 480 с.
22. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология: учебник / Г.Г. Шиханцов. - М.: Зерцало-М, 2006. - 272 с.
23. Энциклопедия юридической психологии / А.М. Столяренко [и др.]; под общ. ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 607 с.
24. Юридическая психология. Хрестоматия / Сост. Курбатова ТН - СПб: Питер, 2001. - 480 с.
25. Юридическая психология, Хрестоматия / Сост. Романов ВБ. - М 2010. -480 с.
Дополнительные источники
26. Алексеева, Л.В. Психология субъекта и субъекта преступления: Монография / Л.В. Алексеева. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004, - 520 с.
27. Антонян, ЮМ. Психология убийства / ЮМ Антонян. - Издательство: Юристь, 1997.
28. Антонян, ЮМ., Еникеев, МЛ, Эминов, В.Е. Психология преступника и расследование преступлений / ЮМ Антонян, М.ІІ Еникеев, В.Е. Эминов. -Издательстю: Юрисгь,1996. – 336
29. Балабанова, Л.М. Судебная патопсихология / Л.М, Балабанова. - Д.: Сталкер, 1998.
30. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 666 с.
31. Дулов, А.В. Основы психологического анализа на предварительном следствии / А.В. Дулов. - М.: Юрид. лит., 1973. - 168 с.
32. Зельдович Б.З. Психологии и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для юрид. вузов. Моск. акад. экономики и права. - М.: Экзамен, 2003. - 318
33. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие / Е.В. Змановская. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
34. Зорин, Г.А. Многовариантные программы допросов: Технологии построения и применения / Г.А. Зорин. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005. - 336
35. Кириченко, А.В. Современные психологические технологии влияния на
36. личность в профессиональных целях / А.В. Кириченко. - М: Тесей, 2003. -20 224 с.
37. И. Китаев, Н.Л. Экспертные психологические исследования в уголовном процессе: проблемы, практика, перспективы / Н.Л. Китаев, В.Н. Китаева. - Иркутск: БГУЭП,2002.
38. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - 2-е изд., испр. и доп. М.: ЛЕНАНД 2011 320 с.
39. Корнилова, ТБ., Смирнов, С Д Методологические основы психологии: учебник для вузов ТВ. Корнилова, С Д Смирнов - М.: Юрайг, 2011. - 483 с.
40. Кроз, МБ., Ратинова, НА, Онищенко, ОР. Криминальное психологическое воздействие
41. МБ. Кроз, НА Рашнова, ОР. Онищенко. -М: Юрлишнформ, 2008. - 200с
42. Кудрявцев, И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. - М.: Юрид. лит., 1988. - 224 с.
43. Лебедев, И.Б. Психология в правоохранительной деятельности: Учеб. Пособие / И.Б. Лебедев. - М.: Щит-М, 2003. - 309 с.
44. П.Литвишков, В.М. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста / В.М. Литвишков. - М.: МПСИ, 2004. - 192 с.
45. Мамайчук. И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учеб. пособие / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2002. - 309 с.
46. Нагаев, В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: учеб. пособие / В.В. Нагаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДША, Закон и право, 2003.-431 с.
47. 0бразцов, В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии / В.А. Образцов, С.Н. Богомолова. - М.: Омега-Л, РШПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - 160 с.
48. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма / Д.В, Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002.
49. Панасюк, А.Ю. Судебная психология: Избранные лекции / А.Ю. Панасюк. - М.: Норма, 2007. - 160 с.
50. Сахнова, ТБ. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам: учебное пособие/ Т.В. Сахнова - М: Юрист, 1997. - 136 с.
51. Старовойтенко, Е.Б. Предмет и метод психологии: Антология / К.А. Абульханова [и др.]; под ред. Е.Б. Старовойтенко. - М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. - 512
52. Столяренко, A.M. Психологические приёмы в работе юриста: практ. пособие / А.М. Столяренко. - М.: Юрайт-М, 2001. - 288 с.
53. Чуфаровский, Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности: Учеб. пособие / Ю.В. Чуфаровский. - М.: Проспект, 2003. - 207 с.
54. Шипшин, С.С. Судебно-психологическая экспертиза в ювенальной юстиции / С.С. Шипшин // Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 14-15 февраля 2007 г. / редкол.: Е.Р. Российская [и др.]. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С. 443-447.
55. Шипшина, О.С. Изучение морального сознания несовершеннолетних обвиняемых в судебно-психологической экспертизе / О.С. Шипшина // Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 14-15 февраля 2007 г. / редкол.: Е.Р. Российская [и др.]. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007: -С. 447-450.
56. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. A.M. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 607 с.
57. Южанинова, А.Л. Проблемы методики судебно-психологической экспертизы психического воздействия / А.Л. Южанинова // Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 14-15 февраля 2007 г. / редкол.: Е.Р. Российская [и др.]. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-С. 455-459.
58. Яковлев, A.M. Преступность и социальная психология / A.M. Яковлев. -М.: Юридическая литература, 1971. - 248 с.