Понятие теории организации и ее место в системе наук
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
(ЛГУ имени Тараса Шевченко)
Институт / факультет ______Экономики и бизнеса___________________
Кафедра _______менеджмента______________________________________
Конспект лекций
по дисциплине «Теория организаций и организационное поведение»
Учебная дисциплина _[ИнЭБ].[Мен_16_маг].[Б1.Б2.05], [ИнЭБ].[БА_16_маг].[Б1.Б2.05]___Теория организаций и организационное поведение (шифр и наименование дисциплины)
Специальность (направление подготовки) 8.03060101 Менеджмент организаций и администрирование (по видам экономической деятельности)
(шифр и наименование)
Профиль подготовки _____менеджмент________________________________
Квалификация выпускника магистр__________________________________
Курс________1__________ Группа _ Мен 16 маг, БА 16 маг __
Форма обучения _очная____________________________________
Составитель: к.э.н., доц. каф. менеджмента
Степанова Ю.Л.
Луганск 2016
Лекция 1
Тема: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И КОНЦЕПЦИИ
ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
План лекции:
Понятие теории организации и ее место в системе наук
Подходы, принципы и методы теории организации
Основные концепции теории организации
Понятие теории организации и ее место в системе наук
Понятие «организация» имеет целый ряд толкований. В частности, под организацией понимают:
1) деятельность по упорядочению набора элементов во времени и пространстве; приведение элементов в систему;
2) строение, устройство чего-либо;
3) юридическое лицо, не связанное с производством; государственное учреждение;
4) объект, обладающий внутренней структурой; совокупность людей, объединенных общей целью и имеющих иерархическую
структуру.
Именно четвертое толкование положено в основу теории организации. В то же время такое достаточно широкое и емкое понятие служит основой для ряда других дисциплин. Схематично система основных дисциплин, изучающих различные аспекты организации, и сами аспекты показаны на рис. 1.1. Так как большинство данных дисциплин может быть разделено на ряд более узких (например, социальную психологию или финансовый менеджмент и т. д), приведенная схема может быть значительно расширена.
Обилие дисциплин, изучающих ту или иную сторону организации, требует определения взаимосвязи теории управления с этими дисциплинами, выявления границ разграничения их функций и предмета изучения.
Наибольшую сложность представляет определение различий в предмете и функциях между теорией организации и теорией управления (менеджментом). Сложность эта связана с тем, что выделение теории организации произошло значительно позже появления теории управления и достаточно долгое время вопросы, относимые нами к теории организации, изучались в рамках менеджмента.
В настоящее время ряд исследователей по-прежнему рассматривает такие аспекты организации, как ее структура и механизмы функционирования, в теории менеджмента. В то же время теория организации активно развивается как самостоятельная наука.
На наш взгляд, можно разделить предмет изучениятеории управления и теории организации следующим образом: в теории управления (менеджменте) должны изучаться принципы и методы управления организацией и структура данного процесса, в то время как теория организации должна исследовать механизмы, обеспечивающие функционирование организации как целостной системы, единого организма.
В то же время связь между теорией управления и теорией организации несомненна. Возможно, наиболее правы те исследователи, которые считают теорию организации и современный менеджмент хотя и самостоятельными, но все-таки частями общей теории управления. При этом не следует забывать, что под организацией понимается объединение людей, поэтому очерченный нами предмет изучения теории организациипредполагает рассмотрение не только объективной, но и субъективной стороны организации.
Необходимо также разделить предметы изучения теории организации и экономической теории. В некоторых работах, посвященных теории управления, фактически излагается материал, относящийся к одному из разделов экономической теории – микроэкономике. Здесь следует отметить, что хотя теория управления основывается на экономических закономерностях, рассматриваемых микроэкономикой, однако ее предмет составляют функционирование организации как единого целого и механизмы, обеспечивающие данное функционирование, поэтому экономический механизм является лишь одним из многих, изучаемых теорией организации.
Так как теория организации изучает отношения людей и их влияние на функционирование предприятия, то понятна ее связь с психологическими и социологическими науками, особенно оциальной психологией, изучающей отношения внутри человеческих (в том числе и производственных) групп и методы управления ими. В то же время отличия между теорией организации и данными дисциплинами достаточно очевидны.
Обеспечение функционирования организации невозможно без понимания психологии людей и умения эффективно управлять людьми, работающими на предприятии. Механизм управления людьми, позволяющий обеспечить функционирование совокупности людей как единого коллектива, – один из важнейших механизмов, обеспечивающих развитие и эффективное функционирование всей организации.
Организационное поведение – это дисциплина, изучающая причины и факторы поведения людей в хозяйственной организации. Знание ее основных положений и выводов позволит, без сомнения, повысить эффективность и качество применяемых методов управления организацией. При этом следует учитывать, что организационное поведение является более узкой дисциплиной, чем теория организации. По своей сути организационное поведение – это прикладная дисциплина, образованная на стыке трех фундаментальных наук: психологии (социальной психологии), социологии (экономической социологии) и теории управления (теории организации).
Связь между теорией организации и организационным поведением имеет обоюдный характер: организационное поведение базируется на принципах и выводах теории организации, а теория организации, в свою очередь, использует выводы и выкладки организационного поведения для повышения эффективности своих рекомендаций.