Место теории государства и права в системе юридических наук

Теория государства и права: предмет, структура и методы.

У каждой науки есть свои предмет и метод.
Предмет науки – это то, на что направлено изучение конкретной науки.
Метод науки – это совокупность различных подходов, способов и приемов познания тех или иных изучаемых явлений.
Предметом теории государства и права являются:
Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а именно: возникновение государства и права; смена их исторических типов; построение системы государственных органов государства и системы права; осуществление функций государства и права и т.д.
Система основных понятий не только для «себя», но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом.
К системе понятий относятся: право; источник права; правовые акты; институт права; отрасль права; юридические факты; юридическая ответственность; наказание; и т.д.
Метод теории государства и права – это совокупность подходов, приемов, правил, принципов, применяемых для изучения науки теории государства и права.
Все методы теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно привести в следующую систему:

Всеобщие Общенаучные Частнонаучные
Диалектика - правовые и государственные явления динамичны. Анализ -условное разделение явления на отдельные составляющие его элементы Наблюдение
Метафизика - правовые и государственные явления жизни неизменны, вечны, не связаны с другими общественными явлениями Синтез (условное объединение отдельных частей в целое) Анкетирование
  Системный подход - раскрывает взаимосвязь составляющих элементов отдельных государственно-правовых явлений Статистика

Структура теории государства и права
Структура теории государства и права состоит из двух крупных блоков (элементов): теории государства; теории права.
Теория государства изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства.
Теория права изучает наиболее общие закономерности возникновения развития и функции права.
Теория права неразрывно связана с теорией государства, взаимосвязь между государством и правом выражается в причинно-следственной зависимости права от государства.

2. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания, пре-

Зумпции.

 

Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Назовем основные признаки анализируемого явления:

1) устанавливается государством в правовых нормах;

2) опирается на государственное принуждение;

3) применяется специально уполномоченными государственными органами;

4) связана с возложением новой дополнительной обязанности;

5) выражается в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера;

6) выступает формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция - часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществления диспозиции, которые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными (поощрение);

7) возлагается в процессуальной форме;

8) наступает только за совершенное правонарушение.

принципы ответственности:

Законность. Суть законности состоит в требовании строгой и точной реализации правовых предписаний. Применительно к юридической ответственности это требование заключается в том, что привлекать к ней могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях.

Справедливость.Основанное на требованиях законности наказание виновного должно быть проникнуто идеей социальной справедливости.

Неотвратимость наступления. Юридическая ответственность (повторим) неразрывно связана с правонарушением. Из указанной связи вытекает принцип неотвратимости ответственности, неизбежности ее наступления за всякое правонарушение.

Целесообразность. Неотвратимость ответственности предполагает ее целесообразность. Ответственность наступает неотвратимо, потому что она целесообразна. Недопустимо освобождение нарушителя от ответственности без законных оснований под предлогом тяжести, целесообразности, эффективности, политических, идеологических и иных неправовых мотивов.

Индивидуализация наказания. Данный принцип заключается в том, что ответственность за совершенное правонарушение виновный должен нести сам.

Ответственность за вину. Ответственность может наступить только при наличии вины правонарушителя, которая означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов.

Недопустимость удвоения ответственности — это недопустимость сочетания двух и более видов юридической ответственности за одно правонарушение.

Общими целями юридической ответственности являются:

-создание упорядоченного состояния общественных отношений, их урегулированности;

- обеспечение правомерного поведения граждан, снижение уровня правонарушаемости;

-воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону ;

-наказание правонарушителей;

-восстановление общественных отношений.

Место теории государства и права в системе юридических наук

Теории государства и права в системе общетеоретических социальных наук (философия, экономическая теория, социология, политология, история, этика и др.) является частной юридической наукой об основных закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, формирующей на основе их познания систему основных понятий (категорий) юриспруденции. Под юриспруденцией в широком смысле понимается совокупность знаний о государстве и государственном управлении, праве и его применении, наличие которых дает основание для профессионального занятия юридической деятельностью. Под юриспруденцией понимают также систему юридических наук

Система юридических наук имеет собственную структуру, организованную по предмету изучения:

1) Общетеоретические и исторические (фундаментальные) юридические науки: теория государства и права, всеобщая история государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений (некоторые авторы сюда же относят римское право, как исторически первую науку о праве вообще).

2) Отраслевые юридические науки подразделяются на науки о материальном праве (конституционное, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, уголовное и другие отрасли права) и науки о процессуальном праве (например, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право).

Следует отметить, что иногда выделяют межотраслевые юридические науки, к которым обычно относят производные от отраслевых комплексные дисциплины: предпринимательское право, коммерческое право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право и др.

3) Юридические науки, изучающие международное право: международное публичное право, или общее международное право (регулирует взаимоотношения государств по вопросам обеспечения мира и международной безопасности, суверенитета государств, невмешательства, проблемы разоружения и др.), международное частное право (регулирует гражданско-правовые вопросы, касающиеся имущественных и личных прав иностранцев, их прав в области хозяйственных, трудовых, семейных и ряде других областей; в связи с этим ряд авторов рассматривает международное частное право в качестве отрасли внутренней, правовой системы национального права).

В систему международного публичного права входят подотрасли: дипломатическое и консульское право, морское право, международное воздушное и космическое право, право международных договоров и др.

4) Юридические науки, изучающие организацию и порядок деятельности отдельных государственных органов (организация суда или судоустройство, деятельность прокуратуры, нотариата, организация и деятельность УИС и др.). Сюда же относится и изучение деятельности таких правозащитных общественных организаций, как адвокатура и др.

5) Специальные или прикладные юридические науки, которые широко используют специальные знания, положения и выводы в области неюридических наук (физики, химии, общей теории статистики, медицины, психиатрии и др.) для решения правовых задач: криминология, криминалистика, судебная статистика и бухгалтерия, юридическая психология, судебная медицина, судебная психиатрия и др.

Сообразно своему предмету, теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук как установочная, мировоззренческая дисциплина. Она выполняет по отношению к другим структурным (отраслевым, частным, специальным) юридическим наукам роль вводной и обобщающей науки, исходной теоретической основы для их существования и развития, классификации в целостной системе юридических наук, формирует для них и для юридической практики общие понятия (правовые категории), наконец, выполняет по отношению к этим наукам определенную методологическую роль при разработке социальных проблем, составляющих предмет отраслевых, структурных юридических наук.

Как и каждая наука, юридическая наука теория государства и права имеет своей задачей получение новых объективных знаний о своем предмете, т.е. о государстве и праве, систематизацию этих знаний, описание, объяснение и предсказание на основе открываемых ею социальных законов различных государственно-правовых явлений и процессов.

Важность познавательного и практического значения теории государства и права часто раскрывается через выделение ее функций. Под функциями теории государства и права понимают основ­ные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней задач.

Обычно выделяются онтологическая (онтология – учение о бытии), эвристическая (эвристика – искусство нахождения истины), методологическая (определение пути исследования других юридических наук), гносеологическая (гносеология - теория познания),идеологическая (непосредственное воздействие на сознание субъектов), воспитательная, прогностическая (научное предвидение развития) функции.

4. Механизм правового регулирования: понятие и структура.

Правопорядок

Правопорядок. Это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью.

Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия - общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.).

Правопорядок - необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном исполнении закона, на "диктатуре" права, способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права. Правовой нигилизм, стремление чиновника обойти, проигнорировать закон, встать выше его, снизить его авторитет и социальную значимость - питательная почва для ослабления подлинного правопорядка в стране.

Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.

Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к "жизни" в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование "механизм правового регулирования".

Таким образом, механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования - специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования - регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

"Преодоление препятствий" - тоже не главное. Ведь в подавляющем большинстве случаев никаких препятствий не возникает, все протекает нормально, закономерно. "Преодоление препятствий" - это нечто само собой разумеющееся, на этом не следует специально акцентировать внимание, они лишь возможны, потенциальны.

Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

В связи с тем, что механизм правового регулирования - сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность отграничить его от другой не менее сложной категории, как, например, "правовая система". Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении (Н.И. Матузов).

Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система - более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией "механизм правового регулирования" и другие категории: "право", "юридическая практика", "господствующая правовая идеология".

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования.

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Наши рекомендации