Место теории организации в системе смежных наук

Место теории организации в системе смежных наук

Теор орг изучает принципы, законы и закономерности для организации и управления компаниями, персоналом и другими ресурсами общ-ых образований. Она необходима для научной орг-ции общ-ых (соц) структур - компаний, фирм, цехов, отделов и т. п. Т.орг - одна из управленческих наук, основой которой служит теория управления

Теор орг тесно связана с естеств и обществ науками. Они явл источниками идей, образов, организационного опыта. Из биологии, химии, физики черпается множество сведений для осмысления общих организационных закономерностей и принципов. Математика даёт инструментарий для количественной оценки организ связей и отношений, но и явл наглядным примером для иллюстрации организац форм целого.

Благодаря исследованию закономерностей организац процессов она оказывает положительное влияние на развитие теории соц управления. Однако теор орг не может заменить ни теории управл вообще, ни теории упр пр-вом, но может способствовать развитию прикладных научных исследований в этих областях.

Таким образом, в основе теории орг лежат 3 главные сферы научного знания: науки математические, естественные и общественные. Этим определяется связь теории организации с другими областями научных знаний.

Объект, предмет и метод теории организации

В теор орг объектом изучения выступает организац опыт окруж нас действительности. При этом осн задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов орг-ции природы и человеч деят-ти, объяснении и обобщении этих способов, установлении тенденций и закономерностей их развития и роли «в экономии мирового процесса».

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общ организац системах, взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений.

Предмет теор орг – организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурным составляющим, а также процессы и действия организующей и дезорг направленности

В предмет теории организации целесообразно включать осн методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организ деят-ти.

Метод теор орг - набор теоретико-познавательных и логич принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.

К основным методам теории организации относятся: индуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный и др.

Индуктивный метод представляет собой движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Абстрактно-аналитический метод позволяет устанавливать законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции

Суть сравнительного метода заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования. Исключительно важное значение данный метод приобретает для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления, раскрытия тенденций и закономерностей функционирования развития организационных систем.

Жизненный цикл организаций

Жизненный цикл орг-ции - совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов нового клиента, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии – выживание

Детство - стадия опасная, так как именно в этот период происходит рост организации. На этой стадии большинство организаций терпят крах из-за неопытности и некомпетентности менеджеров организации. Задача в этот период - укрепление позиций на рынке, усиление конкурентоспособности. Главная цель - кратковременный успех и обеспечение бурного роста.

Юность- это период перехода от комплексного менеджмента, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования. Главная цель — обеспечение ускоренного роста, полный захват своей части рынка.

Зрелость- развитие организации в этой стадии ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и честного управления. Зрелость организации связана с ее проникновением в новые сферы деятельности, расширением.

Старение - характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких структурах управления. Главная задача - борьба за выживание и стабильность.

В периодвозрождения в организацию приходит новая команда менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуществить программы внутренней перестройки, изменить структуру управления. Главная цель- оживление организации.

Управл в орг структурах

Под «управлением» в широком смысле слова понимается «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей».

На основе данного определения в организациях различного уровня можно выделить управляющую (субъект) и управляемую (объект) части, а также систему связей между ними (рис. 8.1). Каждая из обозначенных частей имеет определенную самостоятельность и собственное предназначение. Объект управления есть не что иное, как система, выполняющая ролевую функцию организации, в то время как субъект управления поддерживает выходы этой системы на уровне, удовлетворяющем заданным условиям ее функционирования. Связь в системе управления - это то, что объединяет субъект и объект управления в единое целое. Ее следует рассматривать как источник информации для выработки управляющего воздействия. Через каналы связи движутся потоки информации, запитывающие все подсистемы организации и обеспечивающие достижение ее целей. Такова упрощенная модель системы управления.

Орг и управл

как соотносятся между собой понятия «организация» и «управление».

Во-первых, управление, а точнее управляющая система, уже сама по себе есть организация, некое единое, упорядоченное целое, состоящее из различных элементов, складывающихся определенным образом сформировавшуюся структуру. Эта структура полностью обладает системными свойствами организации, описанными выше.

Во-вторых, управление можно рассматривать как необходимую и важнейшую часть большинства биологических, экономических, социальных и механических систем, то есть как часть организации, выполняющую особую функцию по поддержанию в допустимых пределах отклонений системы от заданных целей;

В-третьих, организация как процесс по упорядочению в организованных системах выступает в виде функции управления и с этой точки зрения является составной частью управления.

В управлении отражается системное и функциональное единство организации как состояния и процесса. Таким образом, представление организации с системных и функциональных позиций весьма плодотворно, т.к. позволяет высветить ее новые черты и отношения различных сторон организованного целого с однопорядковыми категориями, каковыми являются «система» и «управление».

Любая организация реализует три процесса: получает ресурсы из внешнего окружения, осуществляет изготовление продукта и передает продукт во внешнюю среду. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. Ключевая роль в поддержании этого баланса принадлежит управлению.

При рассмотрении управления организацией очень важными аспектами рассмотрения управления являются следующие аспекты:

взаимосвязь управления и системы отношений в организации;

управление и внешняя среда организации;

процесс осуществления управления организацией;

субъект осуществления управленческой деятельности.

Типы коммуникаций

В настоящее время выделяют следующие типы коммуникаций: внутриличностная, межличностная, коммуникация в малой группе, общественная, внутренне оперативная, внешне оперативная, личностная и др.

Внутриличностная коммуникация – это коммуникация, возникающая внутри самого индивидуума. Он является и посылающей, и принимающей стороной, его мысли и чувства создают послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств. Обратная связь – это то, что дополняет информацию или отвергает ее.

Межличностная коммуникация – это коммуникация с другим человеком. В этом типе коммуникации индивидуумы действуют и как принимающая, и как посылающая сторона. Посланием является предоставляемая информация, каналом ее передачи является взгляд или звук, а обратной связью – ответ каждого участника этой коммуникации.

Коммуникация в малой группе возникает, когда небольшое количество людей собирается вместе с какой-то целью. Малые группы состоят из нескольких индивидуумов,посылающих и получающих информацию. Каналы связи более структурированы, чем при межличностном общении, однако каналы обратной связи и возможности для нее те же.

Общественная коммуникация – это, когда выступающий передает послание аудитории. Общественная коммуникация возникает тогда, когда группа становится слишком большой. Каналы те же, что и при межличностном общении, или общении в малой группе. Однако возможны более громкий голос, более экспансивные жесты и др.

Внутренне оперативная коммуникация состоит из структурированной коммуникации в пределах организации. Непосредственно направленной на достижение целей организации. Структура подразумевает, что коммуникация – часть деятельности организации.

Внешне оперативная коммуникация связана с достижением организаций своих целей или межорганизационной деятельностью. Она осуществляется между организацией и теми образованиями, которые существуют вне ее.

Личностная коммуникация определяется как случайный обмен информацией и чувствами, происходящий между людьми всякий раз, когда они встречаются. Люди ощущают постоянную потребность в общении.

Формы и методы коммуникации

Выделяют две формы коммуникации: вербальную и невербальную.

При вербальной коммуникации в качестве символа используют слова человеческого языка.

Невербальная коммуникация предполагает передачу информации при помощи движений человеческого тела.(Поведение человека, гримасы, лица, взгляд, интонация, тембр голоса, поза)

Вербальная коммуникация подразделяется на устную(Конференции, совещания, доклады, презентации, групповое обсуждение, встречи один на один, неформальные беседы) и письменную(Письма, меморандумы, отчеты, письменные доклады, записки, правила и процедуры, приказы, электронная почта)

Для взаимодействия со своими сотрудниками руководители выбирают различные коммуникационные методы. Выбор метода коммуникации зависит от характера передаваемой информации, находящихся в распоряжении руководителя ресурсов, особенностей получателя информации. Большинство руководителей предпочитают использовать несколько методов коммуникации, дополняющих и усиливающих друг друга.

Устная коммуникация является наиболее эффективной с точки зрения привлечения и сохранения внимания получателя информации, а также получения обратной связи. Письменная коммуникация обеспечивает более высокую степень чистоты передачи информации и позволяет сохранить ее в неизменном виде в течении неопределенного времени.

Внутриорганизационные правила и процедуры представляют собой письменный документ компании, устанавливающий порядок действий ее сотрудников в определенной сфере организационной жизни.

Меморандум представляет собой формальное письменное обращение одного сотрудника организации к другому. Меморандум содержит фамилии адресатов, сотрудников, которым направляются копии, дату написания, тему послания.

Справочник сотрудника представляет собой брошюру, содержащую основную информацию об организации, в которой работает сотрудник. Справочники сотрудника преследуют три основные цели:

изложить базисные ценности и философию компании, ее долгосрочные и краткосрочные цели;

объяснить сотрудникам, что руководство компании ожидает от них и какие обязательства оно берет на себя;

предоставить справочную информацию, облегчающую сотрудникам профессиональную и социальную жизнь в компании.

Внутриорганизационные публикации (многотиражки, газеты, журналы) представляют собой периодические издания, публикующие разнообразные материалы, связанные, а иногда и не связанные с организацией и ее деятельностью.

Электронная коммуникация является наиболее быстро развивающимся средством организационной коммуникации, позволяющим увеличить интенсивность информационного обмена в сотни раз. Электронная почта дополняет внутриорганизационные меморандумы такими важными характеристиками, как расширение адресатов, высокая скорость передачи и обратной связи, снижает организационные издержки на бумагу, почту, курьеров. Электронная коммуникация в определенной степени позволяет преодолеть проблему взаимодействия в географически разбросанной организации, позволяет объединять усилия сотрудников, которые находятся за тысячи километров друг от друга.

Однако использование электронных средств коммуникации порождает новые проблемы:

во-первых, сокращение прямых контактов между сотрудниками приводит к исчезновению эмоциального аспекта в деловых отношениях;

во-вторых, объем информации создает угрозу перегруженности сотрудников и, в первую очередь, руководителей;

в-третьих, многие организации сталкиваются с проблемой сохранения конфиденциальности информации при использовании электронных сетей

Место теории организации в системе смежных наук

Теор орг изучает принципы, законы и закономерности для организации и управления компаниями, персоналом и другими ресурсами общ-ых образований. Она необходима для научной орг-ции общ-ых (соц) структур - компаний, фирм, цехов, отделов и т. п. Т.орг - одна из управленческих наук, основой которой служит теория управления

Теор орг тесно связана с естеств и обществ науками. Они явл источниками идей, образов, организационного опыта. Из биологии, химии, физики черпается множество сведений для осмысления общих организационных закономерностей и принципов. Математика даёт инструментарий для количественной оценки организ связей и отношений, но и явл наглядным примером для иллюстрации организац форм целого.

Благодаря исследованию закономерностей организац процессов она оказывает положительное влияние на развитие теории соц управления. Однако теор орг не может заменить ни теории управл вообще, ни теории упр пр-вом, но может способствовать развитию прикладных научных исследований в этих областях.

Таким образом, в основе теории орг лежат 3 главные сферы научного знания: науки математические, естественные и общественные. Этим определяется связь теории организации с другими областями научных знаний.

Наши рекомендации