Регулятивные универсальные учебные действия
Развитие способности к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рассмотрено в трех аспектах:
- в аспекте формирования способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку имеет прямое отношение к процессу порождения личностного смысла и мотивации учения;
- аспекте развития регуляции учебной деятельности;
- в аспекте саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.
Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В программах, направленных на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, широко используемых в образовательной системе США, выделяют управленческие, т.е. регулятивные универсальные умения - способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать свое время и управлять им; способность решать задачи; способность принимать решения и вести переговоры. Наиболее важными умениями, связанными с самореализацией личности в школьном возрасте, т.е. с управлением процессом построения жизненной стратегии, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения (Д.Хемблин).
Основными структурными компонентами саморегуляции личности являются ценности, цели, идеалы, образ «Я», уровень притязаний, самооценка. Самооценка выполняет регулятивную функцию посредством уровня притязаний, задающих систему требований и ожиданий, которые сам человек предъявляет к себе.
Целеполагание и построение жизненных планов
Построение жизненных планов во временной перспективе является психологическим новообразованием подросткового возраста. Развитие способности к целеполаганию во временной перспективе принципиально меняет ход развития подростка – из развития, осуществляемого преимущественно в форме воспитания и обучения, детерминированного внешне заданными целями, развитие преобразуется в подлинное саморазвитие на основе осознанных личностью жизненных целей и планов их достижения.
Самоопределение личности, составляющее центральное новообразование старшего подросткового возраста, неотделимо от формирования жизненных планов, выполняющих важнейшую функцию целенаправленной саморегуляции поведения на основе предвидения отдаленных событий будущего (Л.И.Божович). Осмысление времени собственной жизни составляет одну из основных задач, которую ставит перед собой подросток, задачу, приобретающую самоценность. В ходе ее решения формируется целостное представление о времени жизни, где события прошлого, настоящего и будущего занимают определенное место и наделяются соответствующим статусом. Жизненная перспектива выступает как целостная картина будущего, в которой ряд возможных (планируемых и ожидаемых) событий находятся в многосторонней и неоднозначной взаимосвязи друг с другом. Построение жизненной перспективы предполагает составление жизненных планов, включающих последовательность этапных целей и задач в их взаимосвязи и последовательности, планирование путей и средств их достижения, на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей. Благодаря жизненной перспективе появляется принципиально новый тип саморегуляции личности – целевая регуляция, включающая отдаленные жизненные планы, с которыми соотносятся конкретные цели (Л.С.Выготский, 1983).
Построение жизненных планов на основе целеполагания в подростковом возрасте имеет ряд особенностей (Л.И.Божович, 1997, Н.Н.Толстых, 2007, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, 1990, Г.А.Цукерман, Мастеров, 1995, М.Р.Гинзбург, 1995). Планы подростков на будущее пока еще не отвечают в достаточной мере требованиям реалистичности, воплощая подростковый максимализм и высокие притязания. Жизненные планы и цели в подростковом возрасте еще не имеют достаточных оснований и условий для их реализации и выступают скорее как мечты и пожелания на будущее, чем реальное планирование будущего. Соответственно, целевое планирование жизненной перспективы характеризуется низкой вероятностью реализации жизненных планов.
Временная перспектива, включающая последовательность прошлого, настоящего и будущего жизненного пути, формируется постепенно от разрозненности и недостаточной связанности этапов к их взаимосвязи и системности. Для ребенка главным и единственным временем жизни является настоящее, в то время как в самосознании подростка главным измерением времени становится будущее, к которому он себя готовит. Л.И.Божович указывает, что в подростковом возрасте меняется позиция ребенка в отношении жизненной перспективы: точкой отсчета становится будущее и ребенок начинает смотреть на настоящее через призму будущего (Л.И.Божович, 1997). Необратимость завершения жизненного пути и тема смерти становятся проблемой интеллектуального и личностного решения в подростковом возрасте, определяя рождение нового чувства времени – обращение к исторической перспективе. Обобщая кардинальные изменения временной перспективы личности, происходящие в подростковом возрасте, И.С.Кон задает метафору изменения «временного горизонта», расширяющегося как вглубь, так и вширь. Расширение вглубь приводит к охватыванию отдаленного прошлого и будущего. Расширение вширь меняет содержательные аспекты целей и жизненных планов, дополняя личные планы и перспективы социальными планами.
Более высокий уровень построения жизненных планов во временной перспективе личностью в подростковом возрасте был констатирован нами в значимых сферах деятельности – в сфере учебной деятельности (ведущая деятельность младшего школьного возраста) и сфере межличностного общения со сверстниками (ведущая деятельность подросткового возраста).
Можно выделить следующие показатели сформированности способности к целеполаганию:
1. Количество целей для каждой из сфер жизнедеятельности;
2. Содержание цели
3. Конкретность цели
4. Временная перспектива, т.е. тот временной интервал, в пределах которого планируется достижение поставленной цели. В зависимости от величины интервала выделяют краткосрочные цели, достижение которых планировалось в ближайшем будущем, долгосрочные цели, достижение которых планировалось через год и более, неопределенные во временной перспективе цели.
5. Степень активности субъекта в достижении поставленных целей. В зависимости от того, является ли осуществление цели результатом активной целенаправленной деятельности субъекта, или результатом действия внешних факторов, стечения обстоятельств можно выделить активные цели, т.е. цели, достигаемые посредством собственных усилий подростка, цели-желания, достижение которых есть результат внешних усилий.
Основными тенденциями развития целеполагания, задающими критерии сформированности действия целеполагания в подростковом возрасте являются:
1. Происходит изменение содержания целей во всех сферах жизнедеятельности подростков. Наблюдаается смещение акцента на цели, связанные с межличностными отношениями и общением. При определенном снижении значимости целей, связанных с материальными приобретениями возрастает значение целей саморазвития (развитие определенных личностных качеств и умений).
2. Возрастает удельный вес конкретных целей и уменьшается число неопределенных целей-пожеланий.
3. Как в сфере школьной жизни, так же как и в сфере внешкольных занятий происходит переориентация подростков с целей процессуального характера на цели-достижения, конкретизирующие уровень проектируемых результатов и достижений, т.е. переориентация с процессуальной на собственно результативно-целевую сторону деятельности.
4. Цели-желания, достижение которых предоставлено воле случая и удачи, постепенно начинают замещаться активными целями, достижение которых подростки все более начинают связывать со своими активными действиями и волевыми усилиями.
5. Цели сопровождаются составлением плана их достижения, в котором учитываются условия и средства их достижения.
6. Неопределенность временной перспективы целеполагания сменяется более четким временным планированием.