Психологические особенности формирования мелкой моторики.

Введение 3

Введение. 2

1.1 Психологические особенности формирования мелкой моторики. 5

1.2 Особенности влияния мелкой моторики на развитие речи у детей раннего возраста 12

1.3 Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста 16

Заключение 21

Список информационных источников



Введение

На сегодняшний день проблема развития мелкой моторики у детей раннего возраста - одна из актуальных. Потребность развития мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными особенностями - в раннем и младшем дошкольном возрасте активно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что повышает его возможности в познании окружающего мира. В основе чувственного познания лежит тактильно – двигательное восприятие. Поэтому всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия. Для того, чтобы малыш научился говорить надо - не только развивать мелкую моторику рук, но и тренировать его артикуляционный аппарат.

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Движения пальцев рук настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка. Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.

Тему курсовой работы определила актуальность данного вопроса: "Психологические особенности формирования мелкой моторики у детей раннего возраста».

Цель исследования: определить характеристики и возможности использования игр в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста.

Объект исследования: развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики рук детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: что пальчиковые игры являются эффективным средством развития моторики, сложных движений руки, мелких и крупных мышц руки, словесной регуляции движений, а также влияют на сенсорный компонент психомоторного развития.


Задачи исследования:

-Изучить понятие «мелкая моторика» в психологических исследованиях.

-Выявить особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

-Проанализировать эффективность использования пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Глава 1. Психологические особенности формирования мелкой моторики у детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема.

Психологические особенности формирования мелкой моторики.

Понятие мелкой моторики в психологических исследованиях.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. В.А. Сухомлинский писал: « Что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее». Установлено, что включение методов развития тонкой моторики в содержание и технологию преподавания письма, чтения, математики и, особенно, физической культуры, естественно, наблюдается значительное улучшение успеваемости детей и развития значимых психических процессов (памяти, внимания, мышления). Особенно значительны положительные сдвиги у детей, изначально наиболее отстающих по развитию школьно-значимых функций. Необходимость разработки активных движений пальцев получило научное обоснование. Ученые, исследуя мозг детей, психику детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой – «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие улучшения реакции речи стоит в прямой пропорции к степени подготовки движения пальцев. Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга.
Все мыслительные процессы сознания как сознательной, так и бессознательной, влияют на мелкие движения пальцев рук и тела. Степень развития речи детей напрямую зависит от уровня мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики, необходимо в любом возрасте как детей и взрослых! Во II веке до нашей эры китайские мудрецы утверждали, что руки действительно влияют на развитие человеческого мозга. Древние даоситы утверждали: «Массаж пальцев укрепляет тело и гармонизирует его дух, и также имеет благотворное влияние на активность мозга». Простейшие уроки с пальцами являются огромным преимуществом для общего человеческого развития. Многие преподаватели и психологи, занимающиеся развитием дошкольников и младших школьников, единодушно соглашаются, что развитие мелкой моторики важно, потому что через нее развиваются такие важные психические процессы, как внимание, мышление, координация движений, воображение, наблюдения, зрительная память, речь. Развитие мелкой моторики важно, также тем, что в жизни ребенку, когда он вырастает, потребуются точные скоординированные движения, чтобы писать, одеваться и выполнять различные бытовые и другие действия. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи — фонем (так называемый «центр Вернике»), в периферических полях зрительной коры — участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных элементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной, участках нижних отделов теменной области, непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кинестетических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры (нижние отделы моторной зоны) протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»); в другом отделе предмоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных систем последовательных движений и двигательных навыков».
«Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте,- по мнению Д. Б. Эльконина, -надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями». Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае - он больше интересовался пересечением перекладин. То есть, вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя опять-таки мелкомоторные навыки, ребенок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребенка. Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах ученых-психологов. Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То есть это и мышление, и память, и внимание. Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание).

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга.

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре большого полушария. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики также определяет формирование сенсомоторной координации ребенка в согласованные действия рук и глаз. Используя представление ребенка, рассматривает окружающую действительность, контролирует их движения, таким образом, чтобы они стали более сложными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам.

По словам Монтессори, с помощью упражнений, развития мелкой моторики, ребенок учится контролировать себя и свои вещи, учится правильно закреплять кнопки, сшить их, нанизывания шнурков в обувь. То есть, точные движения рук также связаны с развитием ребенка во всех отраслях нашей жизни, это очень важно для формирования человеческой личности в целом.

Наши рекомендации