Занятие 1. Особенности развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями

1. Изучение особенностей развития и специфики обследования мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями.

2. Создание мотивационной основы деятельности, благоприятной среды развития ребенка:

- время и место занятий,

- оборудование и материалы для занятий,

- режим дня.

Руки человека — одно из самых выразительных средств общения, во многом характеризующие личность. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

В последнее время все больше становится число детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, для них очень важно реализовать свои способности, раскрыться в условиях социальной среды. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму, проблемы с речевым развитием.

Само понятие «моторика» означает от лат. motus— движение. В Большой медицинской энциклопедии даётся следующее определение: моторика человека - совокупность анатомо - физиологических механизмов, осуществляющих двигательные функции. Мелкая моторика рук - это движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность человеку выполнять тонкие двигательные акты, такие как рисование, письмо, вышивание, бисероплетение и т.д.

По данным физиологии мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это, ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Её исследования и разработки убеждают в том, что использование дидактических игр и упражнений с различными по форме материалами оказывают положительное воздействие на развитие мелкой моторики. Мир современных технологий значительно облегчил жизнь сегодняшних детей, если раньше развитие мелкой моторики во многом протекало естественным путём, детям приходилось застёгивать пуговицы, завязывать шнурки - теперь существуют молнии, липучки и т.д. Поэтому, развитие навыков мелкой моторики, сегодня ложиться на плечи современных педагогов и родителей.

Дошкольный возраст — наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Очень важно начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями с окружающим предметным миром. Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами у детей с ДЦП являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Родителям необходимо сразу обратить внимание на недостаточность или отсутствие у ребенка зрительно-моторной координации и манипулятивной деятельности. Только некоторые дети с ДЦП могут стоять у опоры, а у многих отмечается вынужденное положение тела, невозможность поворотов с боку на бок, патологическая опора при попытке поставить их на ноги.
К двум годам дети еще плохо удерживают голову, не умеют её свободно поворачивать. Они не в состоянии менять положение своего тела, самостоятельно сидеть, захватывать и удерживать игрушки. Лишь очень немногим детям доступны предметная деятельность с помощью взрослого. Во всех случаях отмечается тремор рук и промахи. Ребенок не тянется к игрушке, удаленной от него на 25-30 см, а берет только находящуюся непосредственно перед глазами. Движения скованны и однообразны. Из-за неловкости движений ребенка игрушки часто падают на пол, при этом, некоторые дети не прослеживают взором упавшую игрушку.

При формировании мелкой моторики рук у детей с ОВЗ необходимо учитывать:
1. Раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
2. Развитие сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.
3. Социальную значимость занятий, постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.

4. Систему коррекционно-развивающей работы.

В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

При формировании мелкой моторики развивается:

- координированное движение рук,

- пространственное и зрительное восприятие,

- произвольное внимание,

- память, мышление,

- воображение, речь,

т.е. активизируется вся психическая деятельность ребенка.

Значение мелкой моторики:

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе, успешной самореализации в социуме.

Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Рука ребенка в возрасте двух лет физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Целью проведения диагностического обследования состояния мелкой моторики рук у детей с ограниченной возможностью является – выявить уровень развития мелкой моторики рук.

Для малышей диагностику проводим по следующим критериям:

1. упражнение «Фонарики»,

2. сжимание и разжимание кулачков,

3. потирание кулачков,

4. сминание бумаги в кулаке,

5. отрывание кусочков бумаги (салфетки).

Для обследования состояния общей моторики рук детей постарше можно предложить ряд тестов. Качество их выполнения говорит также и об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.

Предлагаются упражнения:

1. Пальчики здороваются - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

Играем на пианино - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.

Положить ладони на стол, левую руку сжать в кулак. Руки синхронно, без напряжения, менять положение рук.

Менять положение лежащих на столе рук: 1 - рука сжата в кулак, 2 - рука поставлена на ребро, 3 - ладонь лежит на столе.

Показательной является проба на пространственную координацию движений рук. Руки вытянуть вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую руку приставить к ней ладонью. Менять положения рук. Сгибать руки в локтях нельзя.

Критерии оценки делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Наши рекомендации