Типы постдипломного психологического образования в России и Зарубежом.

Последипломным обычно называют специализированное образование в какой-либо отрасли науки или практической деятельности, которое направлено на полу­чение научной степени, профессии или дополнительной квалификации и может осуществляться на базе любого высшего образования.

Последипломное образование за рубежом. Чтобы стать профессиональными психологами, выпускники английских университетов должны пройти курс последипломного психологического образования в течение 2 или 3 лет (в зависимости от программы) на втором уровне высшего образования по специализированной программе в каком-либо университете, например в Ирландии, Франции, Греции, Португалии. В Шотландии последипломное психологическое образование продолжается еще 2 года. Докторские программы (аналогичные российской аспирантуре) существуют в университетах большинства европейских стран, осуществляющих повы­шение научной квалификации студентов (аспирантов). Они углубленно изучают избранную психологическую специализацию, исследовательские методы, а также выполняют квалификационную научную работу, сроком от 3 до 5 лет. В настоящее время развивается программа Европейский докторант (European Ph.D.), которая также является формой последипломного образования. В США последипломное образование обычно называется Graduate или Postgraduate, в котором представлено два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное. Для получения степени магистра (Master degree) обычно необходимо учиться еще 2-3 года после получения степени бакалавра. Студент в зависимости от своих интересов профессиональных намерений может после получения степени бакалавра пройти 2-летнюю программу по подготовке практических психологов (Professional psychology). В рамках университета функционируют два типа учебных заведений и образовательных программ: исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования; профессиональные школы, осуществляющие подготовку специалистов-практиков и занимающиеся прикладными исследованиями. Степень магистра присуждается обычно специалисту со степенью бакалавра после 2-3 лет обучения в исследовательской школе. Необходим также практический опыт в области прикладной психологии или написание диссертации на основе проведенного исследования. Данный уровень образования дает специалисту возможность работать в качестве исследователя или практического психолога в различных областях: заниматься тестированием, исследовательской работой в лаборатории, консультированием пациентов, выполнять административную работу, преподавать в двухгодичном колледже или школе. К научно-исследовательскому последипломному образованию психологов относятся также докторские программы обучения, направленные на получение степени Ph.D. Данная степень характеризует научную квалификацию психолога и предполагает дополнительное обучение в течение 3-5 лет с изучением ряда дисциплин, связанных с научно-исследовательской работой в области избранной психологической спе­циализации, а также подготовку диссертации. Типичными учебными курсами яв­ляются: обязательные учебные курсы («Введение в планирование эксперимента», «Исследовательский проект в психологии», продвинутый курс по методам плани­рования психологических экспериментов, семинары по биопсихологии, учению, когнитивным процессам, личности, развитию, социальной и организационной психологии), изучаемые обычно в первый год обучения; элективные учебные курсы вне области специализации (как правило, четыре курса, два из которых разрешается выбрать не на факультете психологии); исследовательская деятельность и написание диссертации Специалисты-психологи со степенью доктора (Ph.D.) имеют высшую профессиональную квалификацию. Поэтому им предоставляется выбор самых разнообразных видов деятельности: преподавание, консультирование, проведение исследований, написание или редактирование учебных пособий или научных трудов.

Практическое последипломное образование психологов — это программы, направленные на обучение конкретным профессиональным знаниям и умениям в какой-либо сфере практический психологии, которые психолог осваивает в течение нескольких лет в свободное от основной работы время. Психолог получает соответствующий сертификат, дающий ему право на работу в качестве клинического психолога, также существуют профессиональные школы, которые дают магистерскую или докторскую степень в области практической психологии.

Степень доктора психологии присуждается за весомые практические достиже­ния в сфере психологии. В США, в отличие от многих стран мира, психологи могут также получить степень доктора за значительный вклад в преподавание психологии.

Последипломное психологическое образование в России. Специалисты с высшим образованием могут продолжить обучение в магистратуре или аспирантуре (адъюнктуре). Магистратура – образовательная программа специализированного обучения в определенной области научной или практической психологии. 2 года и 1 год — для специалистов в области психологии Аспирантура является образовательной программой повышения научно-педагогической квалификации психологов. Перечень специальностей в аспирантуре аналогичен перечню специализаций в университете. При поступлении в аспирантуру обычно сдаются вступительные экзамены по психологии, философии и иностранному языку, а также готовится реферат, посвященный какой-либо психологической проблеме научной специальности. Время обучения в аспирантуре — 3 года (4 года при заочной форме обучения). Содержание основной образовательной программы обычно включает в себя: изучение образовательно-профессиональных дисциплин (иностранный язык, философия, специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, дисциплины по выбору аспиранта); прохождение педагогической практики; научно-исследовательскую деятельность и подготовку диссертационной работы. Одна из важнейших форм профессиональной подготовки в аспирантуре — проведение под руководством научного руководителя научно-психологического исследования Факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспирантом дополнительных образовательных профессиональных программ основной задачей послевузовского профессионального образования является подготовка научно-педагогических кадров.

Программы последипломного образования практических психологов. Курсы повышения квалификации, семинары и тренинги по отдельным направлениям психологии. Краткосрочные и длительные программы в области практической психологии, психотерапии и клинической психологии. В университетах существуют различные формы повышения квалификации и переподготовки по психологии, полный курс получения второго высшего образования, краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации. Психология часто преподается в рамках других программ дополнительного профессионального образования для студентов разных профессиональных направлений, а также для специалистов, желающих работать в качестве преподавателей соответствующих дисциплин в высших и средних учебных заведениях.

Контрольные вопросы:

1. Какие типы базового психологического образования существуют в европейских странах и США?

2. Какие типы базового психологического образования существуют в России?

3. Какова типичная длительность и структура базового психологического образования?

4. Какие три типа психологических специальностей и квалификаций существуют в высшем психологическом образовании в России?

5. Какие типы постдипломного психологического образования существуют за рубежом и в России?

Рекомендованная литература:

1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. – М.: Владос, 1997. – 256 с.

2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999. – 302 с.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. – М.: Просвещение, 1991. – 286 с.

4. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. – М.: Мысль, 1997. – 320 с.

5. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: Академия, 2003. – 316 с.

6. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М.: Академия, 2000. – 217 с.

Наши рекомендации