Задания для самостоятельной работы. 1. Заполните таблицу по предложенной схеме: Биологические факторы Социальные факторы Недостатки в развитии личности Испытываемые трудности в
1. Заполните таблицу по предложенной схеме:
Биологические факторы | Социальные факторы | Недостатки в развитии личности | Испытываемые трудности в учебной деятельности | Первичные проявления |
2. Учитель начинает урок так:
- Спросите меня о чем-нибудь…
- О чем? – удивляются дети.
- Спросите, какое у меня настроение.
- Какое у вас настроение? – спрашивают ученики.
- Плохое…
Какие задачи решаются такой речевой разминкой?
Приведите примеры других вариантов такого упражнения?
3. Проанализируйте сценки из школьной жизни
- Елена Петровна, - обращается первоклассник к свой учительнице, – поставьте, пожалуйста, мне отметку.
- Ты же знаешь, Алеша, что я ставлю только хорошие отметки, а сегодня ты не заслужил их, - объясняет ситуацию учительница.
- Поставьте мне плохую отметку, - требует мальчик, - а то меня мама ругает, что у меня нет отметок.
Девочка уткнулась в конец коридора и тихо плачет. Школьная няня ее спрашивает:
- Что случилось?
- Я так старалась, так старалась, - отвечает сквозь слезы Маша, - а учительница опять мне синюю звездочку поставила, это значит «двойку». Она меня не любит, всех любит, а меня нет. Не хочу ходить в школу.
§ Каковы цели контроля в первом классе?
§ При каких условиях первоклассники принимают оценку учителя?
§ Что нужно делать, чтобы контролирующая деятельность помогала ребенку, а не формировала отрицательное отношение к школе.
Семинар № 6
«Психическое развитие в младшем школьном возрасте:
познавательное и личностное развитие»
Вопросы для обсуждения
1. Развитие познавательных процессов, устной и письменной речи
а. развитие памяти (произвольность, овладение приемами и способами запоминания, смысловая и логическая память);
б. развитие внимания, возрастные возможности и ограничения;
в. динамика умственного развития на протяжении младшего школьного возраста;
г. развитие речи.
2. Развитие личности
а. особенности нравственного развития, моральный реализм;
б. самооценка и уровень притязаний;
в. эмоциональное развитие, эмоционально неблагополучные дети, школьные фобии, агрессивность
Литература
1. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2, М., 1982, с. 184-294
2. Выготский Л.С. Мышление и речь.
3. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984
4. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985
5. Общение и формирование личности школьника / Под ред. Р.Л. Кричевского. М., 1987, с. 17-40
6. Прихожан Н.М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии, 1981, № 2
7. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987
8. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1981
9. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности школьников и содержание обучения // Избранные психологические труды. М., 1989. с. 177-199
Периодические издания
1. Николаева Е.И. Психология детской лжи // Вестник практической психологии образования. 2010. №3. – C. 109-118
2. Берсенева Н.В. Динамика развития творческого мышления в онтогенезе // Культурно-историческая психология. 2010. №3. – C. 60-66
3. Давыдова Л.Н. , Колокольцева М. А. Динамика нравственного развития младших школьников в условиях инклюзивного образования: региональный опыт // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 93-102
4. Болотова А.К., Башкин Е.Б. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» // Культурно-историческая психология. 2009. №1. – C. 19-27
5. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Культурно-историческая психология. 2010. №3. – C. 78-85
Задания для самостоятельной работы
1. Ситуация. Первоклассникам был задан вопрос: «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что нравится в школе?». Результаты были такие: отличники ценят учебное содержание и школьные правила «нравится русский язык, там интересно», «нравятся уроки», «надо, чтобы все были хорошие». Троечники и неуспевающие отвечали иначе: «нравится, что играем», «нравится, что в школе бывают выходные».