Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. же феноменом во всех случаях расщепления личности, которые мне приходилось лечить


ОБРАЗ ТЕЛА




же феноменом во всех случаях расщепления личности, которые мне приходилось лечить.

------------ ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

Механизм деперсонализации представляет собой сдерживание дыхания и движения. Но этот маневр на самом деле не осуществляется сознательно, как может показаться со слов Мэри, В фоне таится чувство ужаса, которое созна­тельно переживается, как «странные ощущения», против ко­торых организм защищается, «становясь мертвым». Перед лицом этого ужаса тело леденеет, дыхание замирает и все движения прекращаются.

При деперсонализации эго отщепляется от тела и возникает порочный круг. Пока тело отсечено от вос­приятия, его ощущения переживаются, как странные и ужасающие. Без адекватного образа тела ум не может точно интерпретировать то, что происходит в теле. Вот почему для шизоидов характерна ипохондрия. Если нор­мальный человек может понять и поэтому стерпеть, к примеру, воспалительный процесс в горле, сердечную боль или вздутие живота, то шизоид реагирует на подоб­ные недомогания чрезмерной тревогой. Шизофреник «ви­дит» их как результат внешних воздействий, несмотря на то, что все это на самом деле происходит внутри его собственного тела.

Э.Блайлер приводит ряд примеров искажений само­восприятия, характерных для состояния деперсонализации.

«Пациенты разбиты и иссушены; их пронзают красные и горячие иглы, кинжалы или копья; их руки вывертываются, головы запрокидываются назад; ноги ста­новятся меньше, глаза вытаращиваются так, словно они сейчас выскочат из орбит; голова сжимается... Их глаза закатываются; их словно помещают в рефрижератор. Внут­ри тела будто кипит масло, кожа каменеет, глаза и мозг беспрестанно трепещут».

Испуг, явно присутствующий в этих ощущениях, объясняется двумя причинами. Во-первых, все происхо­дит в теле, которое обычно бывает относительно бесчув­ственным. Контраст между «мертвым» телом и спонтан­ными ощущениями отчасти объясняет их анормальную ин­тенсивность. Во-вторых, шизофреник не способен интег­рировать чувства и импульсы в целенаправленные дей­ствия. У нормального человека импульсы переходят в пат­терны действия, канализируя энергию импульса в эксп­рессивные или агрессивные движения, направленные во внешний мир. Шизофреник этого сделать не может. В результате хаотический импульс остается внутри тела, орга­ны перевозбуждаются и вызывают ощущения, которые вос­принимаются, как странные и ужасающие.

С психологической точки зрения, отчужденное и искаженное телесное чувствование, о котором сообщают пациенты, бессознательно ассоциировано с инфантильным испугом и детскими переживаниями. Странные чувства, о которых говорила Мэри, и которые возникали в области таза и гениталиях, воспроизводили ее ощущения, пережи­тые в раннем возрасте. Как правило, эту связь можно «высветить», анализируя сны и воспоминания. Однако, простое осознание ассоциаций не высвобождает тревож­ности. Пока эго отщеплено от тела, переживание гени-тального возбуждения взрослого человека будет сопровож­даться тревогой, которая ведет к дальнейшему отсечению чувствования всего тела.

Отсутствие адекватного образа тела, основаного на живости и отзывчивости его поверхности, объясняет «рас­путное» или «легкомысленное» сексуальное поведение. Ге-нитальное возбуждение чувствуется как странная и иска­жающая сила, которую необходимо устранить или разря­дить. Возникает компульсивная сексуальность, неразбор­чивая и лишенная привязанности. Она служит для высво­бождения генитального возбуждения, но поскольку все тело в это не включается, подобная разрядка не прино­сит позитивного удовольствия и удовлетворения. Такое сексуальное чувствование, как правило, характерно для го-



Наши рекомендации