Нарушения интеллектуальной сферы у детей раннего и дошкольного возраста

План занятия.

1. Нарушения восприятия и методы их исследования. Агнозии. Нарушения мотивационной стороны восприятия.

2. Нарушения внимания и методы их исследования.

3. Нарушения памяти и методы их исследования.

4. Нарушения мышления и методы их исследования.

5. Нарушения речи (нарушения фонетической, грамматической и лексической стороны речи, афазии).

6. Нарушение умственной работоспособности, их изучение.

Вопросы для обсуждения.

1. Нарушение интеллектуальной сферы при психотических нарушениях.

2. Нарушение интеллектуальной сферы при олигофрении.

3. Нарушение интеллектуальной сферы при эпилепсии и органических поражениях ЦНС (особенности восприятия, мышления, памяти).

4. Нейропсихологические вопросы нарушения интеллектуальной сферы.

Основная литература

1.Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.

2.Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).

2. Орлова, Е. А. Клиническая психология : [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с. (41 экз.)

3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие : с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей" / Е. А. Стребелева [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 164 с. (5 экз.)

4. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.

Задание для самостоятельной работы:

1) подготовить ответы на вопросы;

2) выписать основные интеллектуальные нарушения, оформить все в виде таблицы;

Классы нарушений мышления Вид нарушения Общая характеристика нарушения Какой психической патологии соответствует
1.По темпу 1) ускорение; 2) замедление    
2.По стройности 1) разорванность; 2) бессвязность; 3) инкогерентность; 4) вербигерация; 5) паралогическое мышление; 6) амбитендентность 7) шперрунги.    
3.Нарушение операциональ-ной стороны мышления 1) снижение уровня обобщения; 2) искажение уровня обобщения.    
4.Нарушение целенаправлен-ности 1) резонерство; 2) аутизм; 3) символизм; 4) персеверации; 5) обстоятельность; 6) разноплановость; 7) соскальзывания 8) некритичность; 9) речевой полисемантизм; вязкость.    
5.Нарушение продуктивности мышления 1) навязчивые идеи; 2) сверхценные идеи 3) бредовые идеи; 4) неологизмы.    

3) выписать определения «агнозия», «апраксия», «амнезия», «афазия», «акалькулия», «алексия», «аграфия»; указать их виды;

4) подготовить доклады и рефераты по теме.

Лабораторно-практическое занятие 10.

Личностные и поведенческие нарушения

У детей раннего и дошкольного возраста

1. Патопсихологические исследования в детской психиатрии.

2. Дисгармоничное психическое развитие: общая характеристика.

3. Акцентуации личности: факторы формирования, формы и их проявления, методы диагностики и возможности коррекции.

4. Психопатии: общая характеристика, основные формы.

5. Недостатки характера у детей. Патохарактерологическое формирование личности. Невротическое формирование личности.

6. Факторы риска дезадаптации в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Вопросы для обсуждения.

1. Основные синдромы психических нарушений у детей в различных возрастах.

2. Синдромы первых лет жизни: синдром невропатии и синдромы раннего детского аутизма.

3. Синдромы страхов у детей.

4. Гипердинамический синдром.

5. Синдромы психических нарушений пубертатного возраста; гебоидный синдром; синдром дисморфофобии; синдром односторонних сверхценных интересов.

6. Нервные нарушения у детей. Минимальная мозговая дисфункция. Невропатия. Органические поражения нервной системы.

Основная литература

1.Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для обучающихся по направл. подгот. 050400 - Психолого-педагогическое образование / Зверева Н. В., Горячева Т. Г. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2015. - 272 с.

2.Орлова, Е. А. Клиническая психология: [учебник для студ. вузов, обуч. по психол. и пед. спец.] / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; отв. ред. Г. И. Ефремова. - М. : Юрайт, 2011. - 363 с. Патопсихология: теория и практика / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Академия, 2013.

Дополнительная литература

1. Блейхер, В. М. Клиническая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – М. – Воронеж, 2002. – С. 397-427 (патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии); С. 428-429 (заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования).

Задание для самостоятельной работы:

1) подготовить ответы на вопросы;

2) выписать в виде таблицы основные акцентуации характера, формирующиеся в детском возрасте, ориентируясь на работы Эйдемиллера и Юстицкиса;

Название акцентуации (синонимы) Этиогенез, факторы формирования акцентуации Основные проявления Возможности адаптации (в игре, общении), коррекция
       

3) подготовить рефераты и доклады по вопросам.

Наши рекомендации