Режим дня детей раннего и дошкольного возраста

Организм детей раннего возраста находится в более близкой связи с природой, чем организм взрослого человека. Расписание имеет большое значение, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

Специалисты разработали примерный режим дня ребенка от 1 года до 3 лет

Распорядок дня в 1-2 года Распорядок дня в 2-3 года
Пробуждение, водные процедуры 7.30-8.00 Пробуждение, водные процедуры 7.30-8.00  
Завтрак 8.00-8.30 Завтрак 8.00-8.30
Игра - прогулка 8.30-9.30 Игра - прогулка 8.30-11.30
Сон 9.30-11.30 Обед 11.30-12.30
Обед 11.30-12.00 Сон 12.30-15.30
Игра - прогулка 12.00-15.00 Полдник 15.30-16.00
Сон 15.00-16.30 Игра - прогулка 16.00-19.00
Полдник 16.30-17.00 Ужин 19.00-19.30
Игра - прогулка 17.00-19.00 Спокойные игры 19.30-20.30
Ужин 19.00-19.30 Водные процедуры 20.30-21.00
Спокойные игры 19.30-20.00 Сон 21.00-7.30
Водные процедуры 20.00-20.30    
Сон 20.30-7.30    

В примерный распорядок дня можно внести поправки: за 1 ч до вечернего сна малыш должен собрать свои игрушки. Сначала делать это он будет с родителями, а потом уже и самостоятельно; после обеда ребенок поможет матери убрать со стола посуду, а перед играми он сам достанет игрушки из шкафа, а затем сам и уберет. Маленького ребенка обязательно надо хвалить за то, что он делает вовремя и сам!!! Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.

Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Таких групп в яслях-садах 7. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.

Подъем детей в круглосуточных дошкольных учреждениях в 6 ч 30 мин (7 ч 30 мин). От подъема до завтрака дети умываются, выполняют закаливающие процедуры, занимаются гимнастикой и одеваются.

В детских учреждениях с дневным пребыванием к этому присоединяется обязательный профилактический осмотр детей. Общая суточная продолжительность сна и частота его в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается.

Изменяется и частота приемов пищи. Так, дети первого месяца жизни получают пищу 7 раз в сутки, от 1 до 5 месяцев – 6 раз, от 5 месяцев до года – 5 раз, от года до 7 лет – 4 раза. Соответственно продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4–4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5–6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.

Во времябодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группой детского сада (дети 3–4 лет) вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму: одно занятие в утренние часы, второе – вечером, после полдника. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10–15 мин, в средней группе (дети 4–5 лет) занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15–20 мин каждое. С детьми старшей группы (дети 5–6 лет) проводят 5 занятий в неделю. Причем два дня по два занятия и три дня по три занятия. В те дни, когда проводят два занятия, продолжительность каждого – 25 мин; когда проводят три занятия в день, продолжительность их не должна превышать 15–20 мин. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) один день в неделю проводят два занятия по 30 мин каждое, четыре дня – по три занятия, продолжительность которых колеблется от 25 до 30 мин. Между занятиями обязательно должны быть перерывы не менее 10 мин каждый.

С детьми до 1,5 года взимнее времяпрогулок не проводят, так как организация их в условиях большого детского коллектива очень сложна. Потребность детей в свежем воздухе обеспечивается за счет дневного сна, проводимого на открытых верандах или в спальнях с широко открытыми фрамугами или форточками. Дети старше 1,5 года гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй – после полдника (2–3 ч). Общая продолжительность прогулок 4–5 ч; у детей старше 3 лет свободное время после завтрака, на прогулках, после полдника заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.

В круглосуточных учреждениях вечерние игры и прогулки детей продолжаются до 19 ч. В 19 ч дети ужинают и в 20–20.45 (в зависимости от возраста) после вечернего туалета ложатся спать. Детей, перенесших тяжелые заболевания, а также страдающих хроническими болезнями, следует раньше укладывать и позже других поднимать, удлинять их прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий, в некоторых случаях таким детям следует назначать дополнительное питание. В учреждениях санаторного типа подобные изменения режима распространяются на всех детей.

Втеплое время годаможно значительно увеличить пребывание детей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятельности на участке. В этот период ночной сон детей несколько укорачивается, а дневной соответственно удлиняется; продолжительность и характер занятий изменяются. В старшей группе второе занятие снимается.

Продолжительность ночного сна у детей в возрасте от 1 года до 3 лет – 10,5–11 ч, после 3 лет – 10 ч. Кроме ночного сна дети до полутора лет, а ослабленные – до двух лет спят 2 раза по 1,5–2 ч, а дети старше полутора лет – 1 раз 2–2,5 ч.

Ужинать надо не позднее, чем за 1–1,5 ч до сна. Перед ночным сном ребенок должен почистить зубы, вымыть лицо, шею, руки и ноги водой комнатной температуры. Старшие дети самостоятельно расстилают постель, складывают свою одежду. Утром ребенок должен сделать утреннюю зарядку. Это улучшает дыхание, кровообращение, повышает тонус, возбуждает аппетит. Зарядку надо делать при открытой форточке зимой, а летом – на улице или при открытом окне. Одежда – легкая (трусы, майка, тапочки). После зарядки ребенок умывается, одевается и завтракает.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Наши рекомендации