Что такое любовь?
Так как выражение "деятельность в обход сердца" указывает, что чувство, называемое любовью, оказывается блокированным тем или иным способом, то необходимо также дать определение слову "любовь", чтобы нам было ясно, что же избегается при этом. Однако чтобы попытаться определить его истинное значение, легче решить, чем оно не является, и, таким образом, исследовать некоторые ложные концепции, которые накопились вокруг этого уже достаточно опороченного слова.
Саи Баба говорит, что человеческая любовь по большей части является эгоистичной и обусловленной, в то время как любовь, которую он проявляет по отношению к каждому, является бескорыстной и расширяющейся. Несомненно и очевидно то, что в большинстве случаев мотивы человеческой любви эгоистичны. "Что в этом для меня? Какие чувства это вызовет у меня? Как пользу я получу, если я буду любить этого человека? Как я могу изменить кого-то, чтобы тот человек удовлетворял моим потребностям или желаниям? Как отношения с этим человеком повлияют на мой имидж? Что я должен делать или говорить, чтобы склонить этого человека полюбить меня?"
Многие люди, в особенности мужчины, дарят материальные объекты вместо любви. Они также приравнивают к любви половой акт. Но ни одно из этих действий не выражает любви, исходящей от сердца. Тенденция избегать сердце часто возникает в результате травмирующих переживаний, испытанных в детстве и влекущих за собой чувство, которое было связано с несчастным случаем, таким как смерть кого-то близкого - родителя, родного брата или сестры, или друга. Многие дети закрывают своё сердце и замыкаются в себе, когда чувство оказывается связанным с каким-либо типом боли.
Когда один из родителей умер или покинул семью, то оставшийся часто пытается восполнить эту потерю, пытаясь быть одновременно и матерью, и отцом для детей. Но часто это превращается в слишком собственнические или удушающие отношения, которые могут превратиться в проблему, когда дети получают впечатление, что любовь используется для повелевания вместо оказания подлинной заботы. Когда любовь смешивается подобным образом с тем, чем она не является, то часто только травма или определённое сдерживание способны вызвать какую-то эмоцию. В то же время существует потребность устранить то отрицательное чувство, которое причиняет боль. В результате наносится эмоциональный урон, и ни подлинная печаль, ни истинное счастье не могут проявляться в таком человеке. Низкая самооценка - частый результат такого положения дел, и она проявляется либо через чувство неполноценности, либо наоборот – через чрезмерно высокомерное отношение. Обе эти реакции связаны с собственными представлениями человека о самом себе, и никакое количество любви не удовлетворит эту глубинную потребность. Некоторые люди могут достичь больших высот либо в сфере интеллектуальных устремлений, либо в сфере физического совершенства, чтобы доказать, что они заслуживают внимания, или что они лучше, чем те, кто оказывал им недостаточную эмоциональную поддержку.
В других случаях люди способны действовать из-за низкой самооценки по-другому. Они могут впадать в глубокую депрессию, становиться агрессивными, прибегать к насилию, наносить вред самим себе, или же они могут выдвигать безрассудные претензии о любви и привязанности. Другие будут скатываться к повторению тех шаблонов поведения, которые они переняли у своих родителей, и, в свою очередь, будут неспособными проявлять любовь. Они даже могут подражать тому же самому отрицательному поведению, объектами воздействия которого были они сами, будучи детьми. Таким образом закладывается цепная реакция, которая продолжает действовать неопределённо долго.
Вышеупомянутые примеры отображают эгоизм и желание попирать других людей и господствовать над ними, как если бы люди были имуществом. Это основано на идее "что я хочу, что хорошо для меня или удовлетворит мои желания", не заботясь при этом о благе так называемых любимых.
Некоторые люди выказывают любовь к другому человеку с целью обретения слуги, который будет исполнять их предписания и снабжать их всем необходимым. Как мужчины, так и женщины могут вступать в отношения с этой целью в качестве своего главного мотива.
Женщина будет искать преуспевающего мужчину, который сможет придать ей чувство безопасности, обеспечить положение в обществе, предоставить всё то имущество, которого она жаждет, осуществить заграничные путешествия, которые она считает такими увлекательными, дать хорошее образование для всех тех детей, которые могут у них быть, и, кроме того, который будет изливать на неё свою любовь и привязанность. Если же любое из этих ожидаемых благ не оказывается в её распоряжении, то она ужасно разочаровывается и часто начинает искать другого мужчину, который, как она надеется, удовлетворит её запросы.
Мужчина будет искать привлекательную женщину с приятной внешностью и манерами, способную поднять его собственный имидж, особенно в связи с его занятием или профессией. Она должна быть хорошей хозяйкой, хорошей матерью их детям, быть не просто хорошей, но всегда доступной сексуально, и при этом не отнимать у него слишком много времени или внимания.
Но где же место потребностям партнёра в такой формулировке? И, что ещё более важно, разве эти формулировки имеют какое-то отношение к любви, которая подразумевает дарение любви и привязанности, в отличие от нужды в ней или её требования? Всякий раз, когда мы думаем, что мы нуждаемся в чём-то или ком-то, чтобы стать счастливыми или удовлетворёнными, мы сразу же становимся рабом того человека, объекта, места или представления.
Многие взаимоотношения не дают партнёрам свободы выражать себя или жить в соответствии с тем, кем они являются; такие отношения требуют, чтобы один из партнёров находился в распоряжении другого.
Также существует разновидность любви, которая фактически больше похожа на одержимость, или необуздываемую склонность, и которая имеет мало общего с истинной любовью. В её основе находится ненормально увеличенная потребность в том, что, как ожидается, должен предоставлять другой человек, и её столь же трудно преодолеть, как и любую другую необузданную склонность.
Мошенники делают вид, что они испытывают любовь по отношению к выбранным ими жертвам. Зачастую они ищут одиноких преклонных вдов, которые поддаются на их заверения в любви, путая их с подлинными эмоциями. Эти ничего не подозревающие доверчивые женщины оказываются опустошёнными, когда их благородные рыцари покидают их, унося с собой все их деньги, драгоценности и другое ценное имущество, которое было причиной демонстрируемой ими поначалу любви.
Но не только мужчины предаются такому вероломному и травмирующему поведению. Некоторые женщины также являются мошенниками-виртуозами, обманывая доверчивых мужчин и "обдирая их как липку".
Видимость любви со скрытым мотивом выстраивания своего собственного гнезда как за эмоциональный, так и за финансовый счёт другого человека, не имеет никакого отношения к "любви". Это - эгоизм, развившийся до крайне жестокой степени.
Баба сказал, что большая часть любви, проявляемой людьми, на самом деле является вожделением, ни в коей мере не являясь истинной любовью. Вожделение – это непомерное страстное желание чего-то или кого-то. Это желание, доведённое до крайности. Любовь высвобождает и течёт легко, в то время как вожделение сдерживает и жадно цепляется.
Я вспоминаю, как однажды, когда мой муж и я были в Индии, Баба пригласил нас посетить вечер, на котором пелись бхаджаны в исполнении юношей из его колледжа, во время которых Баба рассказал несколько историй и провёл беседы. В тот конкретный вечер он продемонстрировал значение слова "вожделение", разыграв сценку о том, как студент может заметить сочное яблоко, схватить его и немедленно начать жадно пожирать с нескрываемым наслаждением, пока оно не будет полностью съедено. Баба заявил, что такое действие является примером вожделения. Из-за подобного вожделения человека, направленного на плод, яблоко становится раджасическим и более возбуждающим в сравнении с его изначальной сатвической природой, способствующей невозмутимости. Вместо того чтобы оставаться сосредоточенными, мы устремляемся во все стороны из-за слишком большого желания к чему-то, и теряем нашу уравновешенность. Это также истинно и в отношении вожделения, объектом которого является другой человек. Физическое вожделение – это не любовь, а стремление обладать другим и удерживать его под контролем с намерением подчинить своей воле.
Сексуальное вожделение, или похоть, - одно из телесных влечений, которое является результатом физического побуждения удовлетворять свои чувства. Оно эгоистично по самой своей сути, поскольку потребности или желания другого человека при этом игнорируются. В мужчинах возбуждение такого чувства представляется более лёгким, и, когда оно не обуздывается, это может вести к крайним актам насилия, таким как совращение детей, изнасилование, нанесение увечий и даже убийство.
Сексуальное преследование и изнасилование во время свиданий - термины, которые, наконец, привлекли наше внимание, будучи преданными широкой огласке в средствах массовой информации. Однако эти же средства массовой информации также ответственны за возбуждение вожделения в тех, кто подвергается с их стороны воздействию различных форм порнографии и эксплуатации, отображающей людей скорее в виде сексуальных объектов, чем как любящих человеческих существ.
Вожделение прямо ведёт к деятельности в обход сердца, потому что оно целиком относится к физическому телу и его влечениям, исключая любовь, привязанность, сердечность и внимание по отношению к партнёру. Сердце сексуального агрессора закрыто к нуждам других, а сердце жертвы также закрыто с целью защиты от нападения.