Взаимосвязь процессов здоровья и адаптации

В наше время достаточно актуален и современен валеологический под­ход, рассматривающий здоровье с междисциплинарной точки зрения, в ос­нове которой лежит представление о динамических резервах систем орга­низма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психо­логического, социально-культурного развития и сохраненш здоровья чело­века в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды (Г. А. Кураев, 1996).

Одной из фундаментальных проблем валеологии является проблема индивидуального здоровья и его резервов, а также здорового образа жиз­ни (А. Г. Щедрина, 1989; Э. М. Казин и др., 2000). Здоровье интерпретирует­ся как категория социальная, психологическая, соматическая, однако при этом следует подчеркнуть, что изменения среды обитания повышают тре­бования к приспособительным возможностям человека на уровне целостно­го организма, отдельных его систем, выдвигают необходимость повышения его социально-психологической и биологической надежности (В. П. Казна­чеев, 1997; А. Г. Щедрина, 2007).

Индивидуальное здоровье человека можно рассматривать в плане про­гноза «ожидаемого здоровья». Это связано с жизненным потенциалом, под которым понимается число предстоящих лет жизни.

Здоровье человека меняется с возрастом: оно максимально в 20-25 лет, а затем снижается, особенно интенсивно в 45-50 лет. Отсюда вкладываемые в понятие здоровья системы и концепции здоровья взрослого и ребенка близ­ки, но неидентичны. Детство - период интенсивного развития. Организм ре­бенка несет в себе врожденные задатки здорового долголетия, которые не­обходимо развить и сохранить с помощью педагогических методов (педоло­гия - наука о ребенке). Поэтому при оценке здоровья ребенка нужно ориен­тироваться в основном на его измерение, а не на риск его утраты или непол­ной его реализации. Организм детей и стариков для под держания своего здо­ровья требует затрат в десятки раз больше, чем в среднем возрасте. Поэтому риск потери количества здоровья в эти периоды онтогенеза, особенно в кри­тические, необычайно велик.

Существуют различные идеалы биологического здоровья: в деспотиче­ской системе —это быстрорастущий, физически выносливый и сильный, при­годный для краткосрочной эксплуатации. В разумном, демократическом об­ществе биологическое здоровье необходимо для создания и совершенство­вания духовных и интеллектуальных возможностей человека.

Многомерность индивидуального здоровья определяется различными системами, участвующими в поддержании его конкретного состояния, уров­ня, которые сами по себе являются ценностями, интегрально отражающими какую-либо сторону здоровья. Они связаны между собой, подчинены и мо­гут быть выражены количественно и качественно.

По мнению А. Г. Щедриной (1996), целесообразно выделять пять таких качеств: уровень и гармоничность физического развития; резервные возможности основных физиологических систем (связанных с возрастными и фенотипическими особенностями организма); уровень иммунной защиты и неспецифичности резистентности организма; наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Каждый из названных признаков может позитивно или негативно влиять ш здоровье как целостное состояние организма. Например, при гармонич­ном физическом развитии и хороших резервах сердечно-сосудистой систе­мы у человека может быть низкий уровень иммунитета, закаленности и в ре­зультате — частые простудные заболевания, склонность к обострению имеющегося хронического заболевания.

В литературе описан «парадокс долгожителей», заключающийся в их особенности жить и сохранять определенный диапазон работоспособности на фоне множественных и разнообразных патоморфологических изменений s органах и тканях, то есть наличие хорошего здоровья не исключает какого-либо дефекта в организме и наоборот.

Болезнь или дефицит физического развития - это один из показателей, характеризующих здоровье человека в целом, несомненно, относящийся к пасторам риска и требующий внимания и контроля.

Физическое развитие человека тесно связано с функциональным состоя­щем организма - еще одной составляющей частью здоровья. Функциональ­нее состояние организма человека определяется наличием резервов его ос­новных систем.

Увеличение резервных возможностей организма базируется на согласованности в интересах целостного организма реакций отдельных органов и систем, и мобилизация физиологических резервов является реакцией высо­кой биологической значимости. В свою очередь резервные возможности и степень их компенсированности зависят от состояния механизмов регуляции, их совершенства, что имеет значение в процессах адаптации в бытовых, экологических и производственных условиях (Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова, 2000).

Болезнь препятствует и нередко значительно ограничивает приспособи­тельные возможности организма при действии различных средовых факторов.

Переход от здоровья к болезни можно рассматривать как процесс посте­пенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что в итоге ведет к снижению общественных, социальных и трудовых функций.

С позиций медико-физиологической науки понятие «здоровье» тракту­ется как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а «болезнь» - как результат срыва адаптации (Л. Э. Безматерных, В. П. Кули­ков, 1998; И. А. Аршавский, Г. Л. Апанасенко, 2002; И. И. Брехман, 1990).

К сожалению, ни в практическом здравоохранении, ни в разработанных учеными моделях нет точного представления о сущности категории здоро­вья, и, как следствие, используется множество критериев его оценки. Самый критикуемый, но всё равно популярный критерий, характеризующий сущ­ность здоровья, - это состояние полного физического, духовного и социаль­ного благополучия. Среди более конкретных и практических критериев мож­но выделить такие, как «энергопотенциал биосистемы» и «степень напря­женности механизмов адаптации».

При теоретической разработке понятия «здоровье» не учитывается такой биологический феномен, как индивидуальная изменчивость, которая укладывается в типологию на уровне организма и отдельных систем (кон­ституция человека); не определено, какой субстанцией в структуре индиви­дуального здоровья человек связан с образом жизни. Должное внимание не уделяется биологическому и гуманистическому аспектам здоровья с учетом возрастных особенностей организма и личности.

Невозможно объяснить понижение уровня здоровья, исчерпание ресур­сов организма на основании изучения только физиологических механизмов. Опираясь на фундаментальные и практические исследования П. К. Анохи­на, Н. А. Бернштейна, Н. П. Бехтеревой, Г. И. Косицкого, М. Н. Ливановой, Е. Н. Соколова, К. В. Судакова и их учеников, можно утверждать, что «фи­зиологические механизмы управляются психическими и социальными фак­торами и функционируют под их сильным воздействием».

Другими словами, теоретической предпосылкой модели здоровья явля­ются два главных параметра современной медико-биологической и психоло­гической науки - приспособленность к окружающей биосоциальной среде и гармоничная включенность в сообщество людей. Данные параметры представляют собой соответственно два основных компонента (аспекта) об­щей адаптированности человека: социальный и биологический.

К наиболее общим адаптационным подходам к проблеме здоровья, исхо­дя из двух основных компонентов общей адаптированности, относятся: пси­хофизиологический, эволюционистский и социально ориентированный.

Отсюда необходимо сформулировать суть интегрального социально- биологического подхода к здоровью: «здоровым может быть признан лишь тот человек, который гармонично включен в свое социальное окру­жение, адекватно действует и полностью реализуется в нем в соответ­ствии со своими индивидуально-типологическими (психофизиологиче­скими, биологическими) особенностями».

Именно рассмотрение этих трех аспектов позволяет, на наш взгляд, по­мочь отыскать наиболее устойчивые характеристики социокультурного эталона здоровья, которые лежат в основании «адаптационной моде­ли»; иными словами, может помочь выявить и описать принципиально важные и существенные показатели адаптированности, служащие критериями оценки психического, соматического и социального здоро­вья и благополучия индивида в медицинской и педагогической практике (Э. М. Казин и др., 2007).

В этой связи особенно актуальной является биологическая теория стрес­са (Г. Селье), согласно которой различные факторы (стрессоры) запускают одинаковую, в сущности, биологическую реакцию, назначение которой со­стоит в актуализации приспособительных способностей организма.

Стресс иногда перерастает в дистресс, то есть в страдание и болезнь; в то же время сильный, здоровый и успешно адаптированный человек может об­рести в стрессе «аромат и вкус жизни»: всё определяется степенью стрессоустойчивости организма личности, способностью его переносить стресс без необратимых потерь.

При этом адаптирующаяся личность сталкивается с необходимостью эффективного приспособления не только к системе социальных требований и норм, формирующих культуру конкретного общества, но и в не меньшей степени к системе межличностных отношений, в рамках которой осущест­вляются социально-психологические воздействия разной степени сложно­сти и глубины.

Если в античности здоровье понималось как интегральная согласован­ность души и тела, то адаптационная модель рассматривает эти две состав­ляющие раздельно, выделяя физическое и психическое здоровье в две само­стоятельные, хотя и взаимосвязанные категории.

Античный постулат «в здоровом теле - здоровый дух» теряет свою убе­дительность, поскольку выясняется, что здоровый дух может обитать в боль­ном теле, а здоровое тело может быть носителем больного духа.

Как свидетельствуют данные В. И. Медведева и др. (2007), полученные в последние годы относительно психологических и физиологических прояв­лений процесса адаптации населения России к новым социально-экономиче­ским условиям жизнедеятельности, возможны некоррелированные процес­сы адаптации психики и физиологических систем. Очевидным является эффект «ножниц» - расхождение направленности изменений двух основных групп показателей состояния населения - субъективно-психологических параметры самочувствия и настроения людей) и психофизиологических (государственная статистика заболеваемости отдельными болезнями стрес­сового происхождения и болезнями другой этиологии): показано, что по со­вокупности субъективных оценок снижается количество людей, относящих­ся к классу психологически неадаптированных, но в то же время растет коли­чество психических расстройств и заболеваний, вызванных переживанием хронического стресса или гиперстресса и смертности от них - болезней орга­нов кровеносной системы и пищеварения.

Исследователи выдвигают на этот счет две гипотезы: первая заключает­ся в том, что, несмотря на наличие в жизни большинства населения стрессогенных факторов, психофизиологическая реакция на них уходит в подсозна­ние, а сознание строит иллюзорную картину жизни, человек как бы уходит от неприятных проблем; вторая - у граждан с доминированием достижительной мотивации существует большой риск развития стенокардии, инфаркта миокарда и других нарушений сердечной деятельности; и в том и в другом случаях наблюдается хорошо известный эффект конфликта между физио­логическими потребностями и потребностью в достижении сознательно принятой человеком цели.

Общий обзор адаптационных концепций позволяет выделить три ос­новных аспекта адаптационной проблематики здоровья:

- экологический - здоровье как гармоничное сосуществование с природ­ным окружением, в согласии с биологической природой человека, природосообразность человеческого бытия, нарушение которого приводит к болез­ням и экологическим бедствиям;

- нормативный - здоровье как соответствие состояния и поведения ин­дивидуума социальным и культурным нормам, принятым в данном сообще­стве, способность адекватно усваивать эти нормы;

- коммуникативно-интерактивный - здоровье как полноценное обще­ние с человеческим окружением, адекватность и продуктивность социаль­ных отношений личности.

Таким образом, определение здоровья как способности организма адап­тироваться к условиям окружающей среды отводит теории адаптации од­но из ключевых мест в учении о здоровье и болезни. Знание фундаментальных закономерностей теории адаптации является необходимым для сохранения здоровья индивида в условиях постоянно изменяющейся окружающей сре­ды, поскольку резервные возможности организма должны быть достаточны для того, чтобы поддерживать основные жизненно важные константы в нор­мальных пределах.

Отношение к здоровью с позиции теории адаптации делает реальной проблему его прогнозирования. При этом имеет значение достаточно ран­нее выявление ухудшений общего состояния или работоспособности с та­ким временем упреждения, которое было бы достаточным для проведения соответствующих профилактических или корректирующих защитных ме­роприятий.

Адаптационные реакции

Наши рекомендации