Желание усиливать конфронтацию или гармонию полов во взаимоотношениях в семье 3 страница

Секулярный тренд— высокие темпы акселерации, наблюдавшиеся на протяжении XX в.

Скрытая агрессия— способ поведения, когда субъект не может выразить свою враждебность в открытой форме и прибегает к злословию, остракизму, иронии и сарказму, игнорированию собеседника.

Скрытая гендерная программа— набор установок, взглядов, ценностей и предубеждений, связанных с отношением к своему и противоположному полу, которые проявляются в поведении и не всегда осознаются их носителем.

Сомнение и отрицание— речевые паттерны «поддерживающего» поведения, когда говорящий после высказанной мысли пытается смягчить воздействие на собеседника, выражая неуверенность в своей правоте, к примеру: «Наверное, это неправильно».

344 Глоссарии

Социальная память— память, проявляющаяся в общении с другими людьми: на лица, имена собеседников, их голоса, события их жизни.

Социальная самооценка— оценка своей способности выполнять социальные роли, общаться и взаимодействовать с окружающими.

Социальная тревожность— беспокойство и страх, проявляющиеся во взаимодействии и общении с людьми.

Социальное безделье— феномен групповой жизни, который проявляется, когда в присутствии людей, активно действующих в достижении групповой цели, человек снижает свое участие в этой деятельности, перекладывая ответственность на других.

Социальные стимулы— раздражители, характеризующие человека и общение с ним:лицо, голос, речевые высказывания, невербальные проявления.

Спонтанное речевое поведение— характерные для неформального общения незапланированные и непроизвольные высказывания, восклицания, мимика, жесты.

«Стеклянный потолок»— метафора, характеризующая ситуацию в обществе по отношению к женщинам, делающим карьеру: на их пути выдвигаются реальные, но невидимые барьеры; поскольку они неявны, их труднее преодолевать (к примеру, лишение женщин необходимой деловой информации, о котором можно только догадываться).

Сторге— любовный стиль, основанный на дружбе.

Стратификация полов— неравное положение полов в обществе, проявляющееся в преимуществах одного пола перед другим в виде привилегий, возможностей для развития.

Структурирующий лидерский стиль— действия лидера и руководителя, направленные на организацию деятельности последователей и подчиненных.

Токен— «символ»; неполноправный член группы, который по определенному признаку (пол, раса, этническая принадлежность и т. п.) представляет ее меньшинство и служит для большинства образцом всех носителей данного признака.

Третичная пропорция полов— соотношение лиц женского и мужского пола в отдельных возрастных группах.

Успешное прерывание партнера— удачная попытка перебить собеседника, приводящая к тому, что он замолкает и перебивший продолжает говорить.

Уточняющие вопросы— образец речевого «поддерживающего» поведения, с помощью которого собеседнику демонстрируют, что его активно слушают, либо дают понять, что он компетентен что-то разъяснить, рассказать.

Фальшивая уникальность— преувеличение своей неповторимости, непохожести на других, оригинальности.

Фантазия грандиозности— одно из проявлений патологического нарциссизма, которое выражается в чрезмерном преувеличении своей личности, достоинств, достижений, переживаний, страданий, а по отношению к окружающим — в высокомерии и обесценивании их.

Фейсизм(от англ. face — лицо) — тенденция, заключающаяся в том, что по телевидению при показе мужчин демонстрируются преимущественно голова, лицо, а женщин — фигура, что приводит к ассоциированию мужчин с интеллектом и духовностью, а женщин — с низменными инстинктами.

Глоссарии 345

Фемининность— совокупность личностных характеристик, соответствующих стереотипу женственности: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т. п.

Физическая агрессия— враждебное поведение по отношению кокружающим, которое выражается в нанесении им ударов, толчков, пинков.

Эгалитарные взгляды— представление о равенстве полов (в правах, возможностях, в проявлении лидерства во взаимодействии) как естественном принципе построения человеческих отношений в обществе, как ценности.

Эгоистическая доминантность— стремление подчинить себе другого человека, заставить его что-то делать для своей пользы (бегать по личным поручениям, например).

Экспрессивная гендерная роль— обычно требуемое от женщины поведение, демонстрирующее теплоту и заботу об окружающих (в семье — так называемое хранение очага).

Экстернальный локус контроля— особенность человека, когда он ответственность за события своей жизни и свои личностные характеристики приписывает внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе».

Экстратенсивность— показатель моторики по методике Мира-и-Лопеца; проявляется в рисовании линии с отклонениями вовне от эталонной.

Эктоморфный тип телосложения— тип телосложения по Шелдону, характеризующийся удлиненностью тела и его частей.

Эмоционально-когнитивный диссонанс— механизм формирования гендерных установок в России (по В. Е. Кагану): рассогласование маскулинной когнитивной ориентации и позитивного эмоционального отношения к женскому полу.

Эмоциональный компонент эмпатии— способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека.

Эндоморфный тип телосложения— тип телосложения по Шелдону, характеризующийся тучностью.

Эргографический индекс— показатель, демонстрирующий мышечную выносливость испытуемого и отражающий всю механическую работу, произведенную рядом сокращений мышц до наступления утомления.

Эрос— любовный стиль, основанный на чувственности, сексуальном влечении.

ЭффектSEM (от английской аббревиатуры SEM: self-evaluation maintenance) — сохранение самооценки, которое проявляется, когда человек добивается больших успехов, чем другие, и испытывает при этом положительные эмоции, особенно если он сравнивает себя с близкими людьми и в области, значимой для его самоопределения.

Эффект само-референтности— наибольшая'значимость для испытуемого информации о себе (проявляется, к примеру, в том, что он лучше запоминает информацию о себе, чем о других); более ярко его демонстрируют лица с высокой самооценкой.



ЛИТЕРАТУРА

Агеев В. С Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М., 1990.

Акапде А. Психологические последствия безработицы у женщин Южной Африки // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 127-136.

Акинщикова Г. И. Антропология: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.

Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. Л., 1965.

Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984.

Али-Заде А. А. Опыт изучения социометрического статуса юношей и девушек // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР. М., 1977. С. 24-25.

Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.

Амундсен К. Женщины и американская демократия: Большинство, которое заставляют молчать. М., 1976..

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

Антология гендерной теории / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмано-вой. Минск, 2000.

Антонюк Е. В. Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М., 1992.

Антонюк Е. В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1993. № 4. С. 25-34.

Аркин Е. А. Об изучении детского коллектива. М., 1927.

Аркин Е. А. Экономика человеческого организма. 2-е изд. М.; Л., 1927.

Астафьев П. Е. Понятие психического ритма как научное основание психологии полов. М., 1899.

Астафьев П. Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М., 1899.

Багрунов В. П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Л., 1981.

Баррьер М. Вечная загадка Дон Жуана, или Секреты эротического успеха. Тал
линн, 1991. •

Бендас Т. В. Вожаком может быть каждый // Директор школы. 1999. № 8. С. 48-52.

Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства. Оренбург, 2000.

Литература 347

Бендас Т. В. Гендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей // Вестник Оренбургского университета. 2001. № 1. С. 19-23.

Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87-95.

Бендас Т. В. Жизненный путь студенческих лидеров // Учебная, научно-исследовательская и инновационная деятельность высшей школы в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции. Оренбург, 2001. С. 142-143.

Бендас Т. В. Изучение представлений о лидере у профессиональных психологов к неспециалистов // Психологические проблемы социализации личности. Ал-маты, 1999. С. 18-23.

Бендас Т. В. Изучение стихийного лидерства в лабораторном эксперименте // Проблемы этнокультуры в евразийском пространстве. Караганда, 1998. С. 167-173.

Бендас Т. В. Исследование лабильности-ригидности общения лидеров и «отверженных» в студенческих группах разного уровня организованности'// Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международному психологическому конгрессу. Ч. И. М., 1981. С. 317-318.

Бендас Т. В. История изучения лидерства в американской социальной психологии // Вестник Карагандинского университета. Серия гуманитарных наук. 1999. № 2 (14). С. 79-86.

Бендас Т. В. Личность лидера как отражение гендерных и этнических стереотипов, сформированных в определенной культуре // Социокультурная динамика региона. Наука. Культура. Образование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 6. Оренбург, 2000. С. 134-139.

Бендас Т. В. Оценка успешности вузовских руководителей: гендерный подход // Роль женщин в развитии высшего образования в XXI веке: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. СПб., 2001. С. 87.

Бендас Т. В. Психология лидерства: Гендерный и этнический аспекты. СПб., 2002.

Бендас Т. В. Работа практического психолога по коррекции и развитию личности женщины-лидера // Развитие и саморазвитие ученика и учителя: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. I. Оренбург. 2001. С. 253-257.

Бендас Т. В. Социально-психологическая характеристика организованности студенческих групп разного уровня развития // Социально-психологические аспекты воспитания в первичном коллективе: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 70. Ярославль, 1984. С. 30-39.

Бендас Т. В., Нурышева Б. С. Сравнительный анализ лидерского поведения в семьях разных культур // Человек и общество: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. Оренбург, 2001а. С. 12-14.

Бендас Т. В., Нурышева Б. С. Факторы, определяющие своеобразие взглядов на лидерство в семьях разных культур // Теоретические и прикладные проблемы психологии: Тезисы докладов II Всероссийской научной конференции. Ставрополь, 20016. С. 75.

348 Литература

Бендас Т. В. Уровень организованности группы и проблема лидерства (на примере студенческих групп). Л., 1981.

Бендас Т. В. Усвоение понятия лидерства как элемент социально-психологической подготовки студентов при дистанционном обучении // Современные информационные технологии в области образования, медицины, экономики, коммерции и телематики. Международная конференция «Eurasia Informtech-99». Астана, 1999. С. 4-5.

Бендас Т. В., Соловьева С. В. Об изучении студенческих лидеров мужских и женских групп // Молодые ученые — развитию научно-технического прогресса: Тезисы докладов научно-практической конференции. Гуманитарные и естественные науки. Караганда, 1987. С. 44-45.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990.

Бехтерев В. М. Значение полового влечения в жизнедеятельности организма. М., 1928.

Биологические ритмы / Под ред. Ю. Ашоффа. Т. 1. М., 1984.

Блонский П. П. Очерки детской сексуальности // Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1. С. 202-276.

Бойко В. В. Рождаемость: Социально-психологические аспекты. М., 1985.

Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М., 1984.

Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 59-68.

Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 110-118.

Буракова Н. В. К вопросу об исследовании невербальных паттернов феминности и маскулинности // Методы психологии. Т. 3. Вып. 2. Ростов н/Д, 1997. С. 36-38.

Бурлачук Л. Ф., Морозов С М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. С. 355-356.

Буунк Б. П. Аффилиация, аттракция и близкие отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. С. 372-397.

Бухарина Т. Л., Аверин В. А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург, 2002.

Вызова В. М. Влияние особенностей личности на половые взаимоотношения в юношеском возрасте. Л., 1985.

Вызова В. М. Психология этнических различий: Проблемы менталитета, отношений, понимания. СПб., 1998.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998.

Вагнер В. А. Возникновение и развитие психических способностей. Вып. 9: Психология размножения и ее эволюция. Л., 1929.

Введение в гендерные исследования. Харьков; СПб., 2001.

Вейнингер О. Пол и характер: Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. М., 1991.

Веселоеский А. Женщины и старинные теории любви. М., 1990.

\

Литература 349

Вику липа М. А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка (старшего дошкольного возраста). Нижний Новгород, 1997.

Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: Роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 63-71.

Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989.

Гейманс Г. Психология женщины. СПб., 1911.

Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: Сборник материалов международной летней школы. Иваново, 2002.

Геодакяи В, А. Два пола: Зачем и почему? СПб., 1992.

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.

Гримм Г. Основы конституционной биологии и антропометрии. М., 1967.

Трошев И. В. Гендерные образы рекламы // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 38-49.

ГуревичА. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

Гуськов В. С, Мягков И. Ф. Таблицы для экспериментально-психологических исследований. Пермь, 1982.

Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М., 1998.

Дворяшина М. Д. О соотношении успеваемости и динамики интеллектуального развития студентов в процессе их обучения в вузе // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2. Л., 1974.

Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.

Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.

Джамгаров Т. Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. М., 1983.

Донцов А. И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 38-49.

Епикополов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 100-115.

Естественное движение населения Оренбургской области: Статистический сборник за 2001 год. Оренбург, 2002.

ЖеллиЖ. «Я, Клер...»: Общественное положение женщин во Франции. М., 1981.

Женщины и мужчины Оренбургской области: Краткий статистический сборник. Оренбург, 2000.

Зайцев Г. К., Зайцев А. Г., Хаптапова Т. Г. Половое воспитание подростков: Ценностное отношение к здоровью // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 33-40.

Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.

Знаков В. В. Макиавеллизм и феномен вранья // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 59-70.

Знаков В. В. Половые различия в понимании неправды, лжи/обмана // Психологический журнал. 1997. № 1. С. 38-49.

350 Литература

Ивченкова Н. П., Ефимова А. В., Аккузина О. П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 49-57.

Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.

Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65-69.

Каган В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53-62.

Калинина Е. И. Женщина и управление: Формула успеха. СПб., 2000.

Карпинская Р. С, Никольский С. А. Социобиология: критический анализ. М., 1988.

Кешми Г. Ф. Основы современной сексологии. СПб., 2000.

Кюшаев-Смык Л. А. Психология стресса. М, 1983.

Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991.

Кжеиина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. СПб., 1998.

Кчецина И. С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. С. 61-78.

Кчецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд: Международный альманах гендерных исследований. 2001. Март. С. 18-21.

Кован Ф. А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989. №4. С. 110-118.

Козлова Т. 3. Исследование зависимости между самооценкой и оценкой прожитой жизни у пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2002. № 1. С. 135-145.

Каллонтай А. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909.

Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.

Кони А. Ф. Психология и свидетельские показания // Новые идеи в философии: Сборник № 9. СПб., 1913. С. 67-102.

Короленко Ц. П. Мифология пола. Канск, 1994.

Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978.

Кочеткова Л. П. Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей. М., 1915.

Краснова О. В. Сравнительный анализ результатов опроса пожилых людей // Психология зрелости и старения. 2002. № 4. С. 85-108.

Кречмер Э. Строение тела и характер. М.; Л., 1930.

Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000. С. 476-510.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголына В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001. С. 438-450.

Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

Леви-Стросс К. Печальные тропики. М, 1984. >

Литвак М. Е. Секс в семье и на работе. Ростов н/Д, 2001.

Литература 351

Логвинов И. Н. Лидерство в учебных группах в регионах «чернобыльского следа». Курск, 1996.

Лопухова О. Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 73-79.

Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., 1988.

Мир в цифрах: Статистический сборник. М., 1992.

Митина О. В., Петренко В. Ф. Кросс-культурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 68-86.

Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов. М., 1983.

Нагаев В. В., Бендас Т. В. Психология акселерации: Учебное пособие. Пермь, 1979.

Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994.

Население России—2000: Восьмой ежегодный демографический доклад. М., 2001.

НаэмДж. Психология и психиатрия в США. М., 1984.

Нго Тхи Туан Зунг. Роль социально-психологических факторов в стабилизации молодой семьи во Вьетнаме // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 90-92.

Нечаев А. Характер человека. М; Л., 1929. С. 91-94.

Обозов Н. Н. Мужчина + женщина - ?! СПб., 1995.

Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Сост. Е. Г. Луковицкая. Новгород Великий, 2002.

Ожигова Л. Н. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии. Краснодар, 2000.

Панферов В. Н. Социально-психологическая характеристика ролевой структуры общения в студенческих учебных группах // Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973. С. 144-152.

Пашипа А. X. Взаимосвязь различных видов насилия в отношении женщин и особенностей их эмоциональной сферы // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 98-105.

Попова Л. В. Проблема самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. 1996. №2. С. 31-41.

Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб., 2003.

Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1977.

Психология женщины: Хрестоматия / Составитель А. А. Криулина. Курск, 1992.

Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 3-18.

Реан А. А., Коломииский Я. Л. Социально-педагогическаяпсихология. СПб., 1999.

Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. Л., 1970.

Свядощ А. М. Женская сексопатология. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1988.

Семенов В. Е. Социальная психология искусства. Л., 1988.

352 Литература

Семенова Л. Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 23-31.

Сенько Т. В. Базисная структура межличностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте. СПб., 1992.

Сенько Т. В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопросы психологии. 1991. № 4.

Смирнов В. Е. Психология юношеского возраста. М, 1929.

Советский энциклопедический словарь. М., 1989.

Соколова Е. Т., Бурлакова Н. С, Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологиче-ского изучения расстройства гендерной идентичности // Вопросы психологии. 2001.№ 6. С. 3-16.

Сокаюва Е. Т., Бурлакова Н. С, Лэонтиу Ф. Связь феномена диффузной гендерной идентичности с когнитивным стилем личности // Вопросы психологии. 2002.№3. С. 41-51.

Соловьева С. В., Бендас Т. В. Об исследовании социально-психологического климата предприятия швейной промышленности // Тезисы докладов научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. Караганда, 1986. С. 106.

Социология и общество: Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000.

Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб., 2002.

Сюллеро Э. История и социология женского труда. М., 1973.

Тащева А. И. Эмпирическое исследование возрастной динамики смысложизнен-ных представлений от юности к пожилому возрасту // Психология зрелости и старения. 2002. № 2. С. 84-109.

Тимофеев В. И.. Филимоненко Ю. И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. 3-е изд. СПб., 1999.

Тинберген Н. Поведение животных. М, 1978.

Тих Н. А. Предыстория общества (сравнительно-психологическое исследование). Л., 1970.

Токарева М. Ю., Донцов А. И. Меньшинство как источник социального влияния // Вопросы психологин. 1996. № 1. С. 50-61.

Усачева Н. А. Женщина: Ее статус, судьба и образ в мировой культуре. Алматы, 1994.

Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. М., 1975.

Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001.

Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 22-36.

Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Фрейд 3. Жепсттзеттостъ. Сновидения: Избранные лекции. М., 199\.

Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон, двадцать восьмой президент США: Психологическое исследование. М., 1992.

Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этодогии и сравнительной психологии. М., 1975.

Литература 353

Хапджнал Дж. Европейский тип брачности в ретроспективе // Брачность, рождаемость, семья за три века. М., 1979. С. 14-70.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2001.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. СПб., 2003.

Ходырева Н. В. Женщины в менеджменте // Психология менеджмента. СПб., 1997.

Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.

Человек в длительном космическом полете. М., 1974.

Чирикова А. Женщина во главе фирмы: Стратегии успеха // Эко. 1997. № 6. С. 183-191.

Чугунова Э. С. Опыт построения модели личности членов инженерного коллектива // Социальная психология: История, теория, эмпирические исследования. Л., 1979. С. 252-260.

Чугунова Э. С., Панферов В. Н., Михеева С. М. Моделирование социально значимых качеств личности инженера различного должностного статуса // Партийные и общественные организации в вузе. Каунас, 1975.

Шахназарян Н. В. Социально-психологические личностные характеристики лидеров студенческих групп. Л., 1984.

Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Эллис Г. Мужчина и женщина: Этюд о вторичных половых признаках у человека. СПб., 1898.

Abraham W. Т., Cramer R. E., Fernandez A. M., Mahler E. Infidelity, race and gender: an evolutionary perspective on asymmetries in subjective distress to violations-of-trust // Current Psychology. Winter 2001-2002. Vol. 20. No 4. P. 337-348.

Adams J., Rice R. W., Instone D. Follower attitudes toward women and judgments concerning performance by female and male leaders // Academy of management journal. 1984. Vol. 27. № 3. P. 636-643.

Antonopoulou Ch. Sexual attitudes of politicians and attitudes toward violence against women // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 388.

Apfelbaum E. The role of popular culture in women's ways of overcoming socio-cultural demands // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 278.

Armstrong T. G., Heideman G., Fischer В., Hedina K. L„ Ichafer I. Disagreement about the occurrence of male-to-female intimate partner violence: a qualitative study // Family and community health. Vol. 24. No 1. P. 55-75.

Athanasiadou С Postgraduate women talk about family and career: the discursive reproduction of gender difference // Feminism and psychology. 1997. Vol. 7. № 3. P. 321-327.

Athenstaedt U. The bidimensional multifaceted structure of gender role identity // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 394.

12 Зак. 288

354 Литература

Aycart Z, Eskin M. Psychological well-being and work performance of dual-career couples with 0-6 year-old child(ren) // International Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. P. 382.

Наши рекомендации